Что такое закон (философский аспект данного понятия)?
1544 — выражение необходимых, существенных отношений между явлениями;
1545 — выражение устойчивых, повторяющихся отношений между явлениями;
1546 — выражение любых отношений между явлениями.
Почему закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин называл ядром диалектики?
1547 — указывает направленность развития;
1548 — фиксирует источник движения и развития;
1549 — характеризует возможные формы развития;
1550 — фиксирует сам факт развития.
Какие существуют типы противоречий?
1551 — основные — второстепенные;
1552 — внутренние — внешние;
1553 — системные — внесистемные;
1554 — антагонистические — неантагонистические;
1555 — существенные — несущественные.
Какие формы измений возможны с точки зрения закона количества — качества?
1556 — постепенные — скачкообразные (мгновенные);
1557 — эволюционные — революционные;
1558 — непрерывные — прерывные.
Что такое качество?
1559 — внутренняя определенность вещи;
1560 — то, что делает данную вещь непохожей на все остальное;
1561 — жесткость связей между элементами, составляющими структуру предмета;
1562 — просто фиксация связей между внутренними элементами предметов, вещей.
Что такое мера?
1563 — предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества;
1564 — показатель соотношения количества и качества в предмете, системе;
1565 — показатель того, сколько количества нужно добавить к имеющемуся количеству, чтобы произошел переход в новое количество;
1566 — характеристика качества предмета.
489. Назовите два варианта скачкообразных изменений.
1567 — постепенные;
1568 — мгновенные;
1569 — заметные;
1570 — незаметные.
Что характеризует закон отрицания отрицания?
1571 — источник развития;
1572 — направленность развития;
1573 — выносные варианты формы развития.
Что означает термин «отрицание»?
1574 — сохранение всего положительного из предыдущего состояния системы;
1575 — устранение всего ненужного, устаревшего;
1576 — рождение и утверждение нового;
1577 — полное обновление системы.
492. Какая из ниже предложенных моделей развития больше всего соответствует сути закона отрицания отрицания?
1578 1579 1580
Какие виды категорий существуют?
1581 — частные; 1583 — научные;
1582 — общие; 1584 — всеобщие.
Что характеризует общее в отдельном единичном предмете, явлении?
1585 — то, что отличает одно единичное явление от другого;
1586 — то, что объединяет данные единичные явления со всеми остальными.
495. Нахождение общего в единичном обязательно говорит о нахождении сущности данного единичного явления?
1587 - да; 1588 - нет.
496. Что сначала меняется в предмете — форма или содержание?
1589 — форма; 1590 — содержание.
497. Может ли одно содержание выражаться несколькими формами?
1591 - да; 1592 - нет.
498. Могут ли форма и содержание меняться местами в связи с изменениями соответствующих условий?
1593 - да; 1594 - нет.
Что такое сущность?
1595 — совокупность всех частей, элементов, связей данной вещи, предмета, системы;
1596 — совокупность наиболее устойчивых, повторяющихся связей и
элементов данной вещи, системы.
Близки ли понятия «сущность» и «закон»?
1597 - да; 1598 - нет.
Сущность всегда богаче явления?
1599 — да; 1600 — нет.
502. Сущность всегда неизменна или может изменяться?
1601 — может изменяться; 1602 — неизменна.
Кому принадлежит известная формула «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности первого порядка, второго, третьего и т. д. без конца»?
1603 - И.Канту; 1606 - К.Марксу;
1604 — Г.Гегелю; 1607 — В.И.Ленину.
1605 — Ф. Энгельсу;
Кто такие фаталисты в связи с рассмотрением категориальной пары «необходимость — случайность»?
1608 — те, кто считает все явления в мире случайными;
1609 — те, кто рассматривает все явления в мире как жестко заданные, необходимые.
Бывают ли абсолютно случайные или абсолютно необходимые явления?
1610 - да; 1611 - нет.
Возможен ли в процессе развития переход случайного в необходимое и наоборот?
1612 — да; 1613 — нет.
507. Всегда ли причина предшествует следствию?
1614 — да; 1615 — нет.
Могут ли меняться местами в связи с изменением условий причина и следствие?
1616 — да; 1617 — нет.
509. Совпадают ли понятия «причина» и «повод»?
1618 - да; 1619 - нет.
Какие виды причинных связей существовали в историческом контексте в процессе поиска сущности понятия «причинность»?
1620 — прямая связь;
1621 — косвенная (вероятностная) причинная связь;
1622 — обращенная причинность.
Все ли причинные связи имеют обращенный характер?
1623 — да; 1624 — нет.
Могут ли существовать беспричинные явления?
1625 — да; 1626 — нет.
Что такое возможность?
1627 — существование нового в его потенциальном состоянии;
1628 — реализованное потенциальное состояние.
514.Как называется возможность, для реализации которой условия еще не созданы (не созрели, отсутствуют)?
1629 — абстрактная, формальная;
1630 — реальная.
Что такое диалектика?
а) учение о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания и о принципиальной познаваемости мира;
б) учение о целесообразности в природе, исходящее из идей креационизма;
в) учение об изменчивости всего сущего, понимающее действительность как процесс, в котором всякое свойство способно переходить в свою противоположность;
г) учение о мире, человеке и месте человека в этом мире.
48. Какой из основных законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме "скачка"?
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) ни один из перечисленных законов
115. Любое изменение, преобразование, процесс — это:
а) эволюция;
б) развитие;
в) инволюция;
г) движение.
37. Философский дуализм - это:
а) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи;
б) учение о первичности духовного начала и вторичности материального;
в) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами;
г) все ответы правильные.
Философия природы.