Философские проблемы науки и техники.
Задание 1.
В чем, на взгляд Хайдеггера, заключен скрытый смысл технического прогресса? Каким образом под влиянием техники изменилось представление человека о мире и о себе?
«Сила, скрытая в современной технике, определяет отношение человека к тому, что есть. Ее господство простирается по всей Земле. Человек уже начинает свое продвижение с Земли в мировое пространство. Благодаря открытию атомной энергии, за какие-нибудь двадцать лет стали известны такие колоссальные источники энергии, что в обозримом будущем мировые потребности в энергии любого рода будут удовлетворены навсегда. Скоро производство энергии, в отличие от добычи угля, нефти, древесины, более не будет привязано к какой-то определенной стране или континенту. В обозримом будущем в любом месте земного шара можно будет построить атомную электростанцию.
Таким образом, теперь основная проблема науки и техники заключается уже не в том, где достать достаточное количество топлива. Сейчас решающая проблема звучит так: каким образом мы сможем обуздать и как мы научимся управлять этими невероятно гигантскими атомными энергиями так, чтобы гарантировать человечеству, что эти громадные энергии внезапно – даже в случае отсутствия военных действий – в каком-нибудь месте не вырвутся, «не удерут» и не уничтожат все?»
Хайдеггер М. Отрешенность.
Задание 2.
Разъясните знаменитый принцип дополнительности Бора. В чем состоит его значение для естествознания ХХ века?
«…Решающим является признание следующего основного положения: как бы далеко не выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные должны описываться с помощью классических понятий.
Обоснование этого состоит просто в констатации точного значения слова «эксперимент». Словом «эксперимент» мы указываем на такую ситуацию, когда мы можем сообщить другим, что именно мы сделали и что именно мы узнали. Поэтому экспериментальная установка и результаты наблюдений должны описываться однозначным образом на языке классической физики.
Из этого основного положения …можно сделать следующий вывод. Поведение атомных объектов невозможно резко отграничить от их взаимодействия с измерительными приборами, фиксирующими условия, при которых происходят явления… Вследствие этого данные, полученные при разных условиях, не могут быть охвачены одной-единственной картиной; эти данные должны скорее рассматриваться как дополнительные в том смысле, что только совокупность разных явлений может дать более полное представление о свойствах объекта».
Бор Н. Собрание научных трудов.//Цитируется по: Мир философии. Книга для чтения.
Задание 3.
Сравните высказывания двух авторов. Чья точка зрения на прогресс науки более близка вам? Почему?
«Что бы ученые не изобретали – у них всегда получается оружие»
Воннегут К. Колыбель для кошки.
«Еще в начале нашего века стали появляться философы, которые, похоже, хотели бы обвинить науку во всех смертных грехах, сравнивая ее с пресловутым джином, выпущенным из бутылки. Мне представляется, когда мы судим об ответственности науки, опираясь на этот привычный (и я добавил бы – фальшивый) образ неких разбуженных и неуправляемых сил, то это свидетельствует скорее о том, что мы плохо представляем себе действительную ситуацию человека перед лицом науки. Усугубляет ли наука драму человеческого бытия? Ведь на протяжении последних столетий люди видели в прогрессе науки проявление гуманного начала, испытывали доверие к ней. Так какого же могущества надо было достичь, чтобы изменилась эта философия? …Возлагать на науку ответственность за жестокость современного человека – значит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления. Все это не имеет отношения к науке. …Мы только уйдем в сторону от существа проблемы, если будем перекладывать на науку ответственность за извращение человеческих ценностей».
Башляр Г. Новый рационализм.
Задание 4.
Укажите специфику научного познания. Каким образом новая «установка» повлияла на культурное развитие человечества?
«Духовная родина Европы там, где рождается философия, а последняя впервые заявляет о себе, согласно Гуссерлю …в античной Греции VII – VI вв. до н.э.: «Только у греков мы находим универсальный («космологический») жизненный интерес в существенно новой форме чисто теоретического интереса. Только у них появляется форма общности, в которой этот интерес развёртывается из своего внутреннего основания, и возникает… новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.). Это люди, которые не в одиночку, а вместе друг с другом и друг для друга, т.е. связанные как личности совместной работой, занимаются теорией и только теорией, развивают только её».
Нетрудно заметить, что перемена установки, совершившаяся в античности и открывшая возможность для рождения наук и философии, совпадает, в сущности, с методологическим принципом феноменологии, а именно с редукцией. В самом деле, для занятия теорией и только ею нужно «вынести за скобки» практически – житейские интересы, психологические, социальные и прочие связи, мотивы, которые мешают человеку занять теоретическую, чистую, незаинтересованную позицию, какой требует от него научная установка. Именно у греков возникли первые научные сообщества, где теоретический интерес вытеснил всякий другой. «Теоретическая установка, – говорит Гуссерль, – …целиком изъята из практики. Она основывается на намеренном воздержании (Epoche) от любой естественной практики, включая самые высокие ступени последней…»
Каким же образом теоретическая установка оказалась для дальнейшего развития европейской культуры столь судьбоносной? …Ответить на этот вопрос – значит, по мысли Гуссерля, раскрыть сущность науки. В отличие от других продуктов человеческой деятельности – ремесла, сельского хозяйства и т.д. – достижения наук не подвластны времени: они не уничтожаются временем и не поддаются порче, ибо они не реальны, а идеальны. А потому и люди, занимающиеся научной деятельностью, воспринимают то, что открыто их коллегами, как тождественное тому, что делают они сами: здесь человек, в других сферах ограниченный и преходящий, выходит в мир вечного. Наука открывает бесконечность и в том смысле, что любое её достижение становится ступенью ко всё новым открытиям, и задачи её бесконечны: решённые проблемы не кладут конец научной деятельности, а открывают перед ней всё новые перспективы.
Эта особенность наук, по мнению Гуссерля, стала своего рода “зерном” для европейской культуры, открывшем ей измерение идеального, которое и определило облик и смысл деятельности, смысл жизни европейского человека».
Гайденко П.П. Теоретическая установка сознания – духовная родина Европы.
Задание 5.
Какое место в культуре занимает научное познание? Дайте характеристику рационализации и интеллектуализации. Существуют ли теоретические/практические границы «расколдовывания мира»?
«Научный прогресс является частью и притом важнейшей частью того процесса интеллектуализации, который происходит с нами на протяжении тысячелетий и по отношению к которому в настоящее время обычно занимают крайне негативную позицию.
Прежде всего уясним себе, что же, …практически означает эта интеллектуалистическая рационализация, осуществляемая посредством науки и научной техники. Означает ли она, что сегодня каждый из нас, сидящих здесь в зале, лучше знает жизненные условия своего существования, чем какой-нибудь индеец или готтентот? Едва ли. Тот из нас, кто едет в трамвае, если он не физик по профессии, не имеет понятия о том, как этот трамвай приводится в движение. Ему и не нужно этого знать. Достаточно того, что он может «рассчитывать» на определенное «поведение» трамвая; в соответствии с этим он ориентирует свое поведение, но как привести трамвай в движение – этого он не знает. Дикарь несравненно лучше знает свои орудия. …Дикарь знает, каким образом он обеспечивает себе ежедневное пропитание и какие институты оказывают ему при этом услугу. Следовательно, возрастающая интеллектуализация и рационализация не означает роста знаний относительно жизненных условий, в которых приходится существовать. Она означает нечто иное: люди знают или верят в то, что стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать; что …принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что, напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путём расчета. Это значит, что мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам, чтобы склонить на свою сторону или подчинить себе духов, как это делал дикарь, для которого эти таинственные силы существовали. Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация».
Вебер М. Наука как призвание и профессия.
Задание 6.
Существует ли единый, неизменный метод научного познания? Ответ аргументируйте. Приведите примеры из истории развития наук, которые подтверждают/ опровергают точку зрения Фейерабенда.
«Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности, сталкивается со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила – сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, – которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточности знания или невнимательности…. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки. …Такие события и достижения, как изобретение атомизма в античности, коперниканская революция, развитие современного атомизма (кинетическая теория, теория дисперсии, стереохимия, квантовая теория), постепенное построение волновой теории света, оказались возможными лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательно решили разорвать путы «очевидных» методологических правил, либо непроизвольно нарушали их.
Еще раз повторяю: такая либеральная практика есть не просто факт истории науки – она и разумна, и абсолютно необходима для развития знания. Для любого данного правила, сколь бы «фундаментальным» или «необходимым» для науки оно ни было, всегда найдутся обстоятельства, при которых целесообразно не только игнорировать это правило, но даже действовать вопреки ему».
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.
Задание 7.
Что такое «научная революция» и как она происходит? Приведите примеры научных революций в истории развития науки.
«Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую. …Фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а «исследовательская программа». Последняя включает в себя конвенционально принятое …«жесткое ядро» и «позитивную эвристику», которая определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры – все это в соответствии с заранее разработанным планом. Не аномалии, а позитивная эвристика …программы – вот что в первую очередь диктует …выбор проблем. …Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, т.е. когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты («прогрессивный сдвиг проблем»); программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста, т.е. когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой («регрессивный сдвиг проблем»). Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она «вытесняет» ее и эта конкурирующая программа может быть устранена (или, если угодно, «отложена»)».
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции.
Восточная философия.
Задание 1.
Что такое Дао? Каковы его свойства? Каким образом оно связано со Вселенной и человеком?
«Существует нечто, из Хаоса возникшее, рожденное прежде Неба и Земли.
Беззвучно-пустотное, одиноко-неизменчивое.
Двигаясь по кругу, не устает и способно быть матерью Неба и Земли.
Я не знаю его имени, а иероглифом обозначу это «Дао».
Через силу назову его еще и «Великим». Великое назову скоротечным.
Быстротечное назову отдаленным. Отдаленное назову обращающимся вспять.
Поэтому Дао – велико, Небо – велико, Земля – велика. Человек тоже велик.
Во Вселенной пребывают эти четыре великих, и человек – одно из них.
Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао.
Дао же таково само по себе….
Великое Дао всеохватно и распростерто и влево, и вправо.
Мириады созданий опираются на него,
а оно порождает их и не отрекается от них,
но достигая успеха, остается безвестным.
Оно одевает и вскармливает мириады созданий, не правя ими.
Неизменно остается свободным от желаний и может быть названо Малым.
Мириады созданий возвращаются к нему,
И посему оно может быть названо Великим.
В силу того, что оно никогда не считает себя великим,
ему удается достичь величия».
Лао-цзы. Дао де цзин.
Задание 2.
Как Вы можете объяснить следование принципу Дао? Приведите примеры проявления этого принципа в повседневной жизни.
«Желая что-то сжать, сначала растяни его.
Желая что-то ослабить, сначала усиль его.
Желая что-то уничтожить, позволь этому сначала расцвести.
Желая что-то отнять, сначала дай это.
Это и зовется утонченно-искусным просветлением.
Мягкое и слабое одолевают твердое и сильное.
…Действуй недеянием. Совершай дела недеянием. Осязай то, что не имеет запаха.
Умаляй великое и делай большое малым. И на зло воздавай Благодатью.
Намеревайся совершить трудное, пока оно легко.
Осуществляй большое, пока оно мало.
…Вот почему мудрецы, никогда не начиная своих свершений с великого,
могли достичь Великого.
…Тот, кто считает дела легкими, неизбежно столкнется с великими трудностями.
…Вот почему мудрецы, считая многие дела крайне трудными,
от начала не сталкивались с трудностями».
Лао-цзы. Дао де цзин.
Задание 3.
Какие качества Конфуций приписывает «благородному мужу»? Насколько жизненна предложенная модель совершенного человека?
«Благородный муж думает о девяти (вещах): о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы лицо его было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.
Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать».
Конфуций. Суждения и беседы.
Задание 4.
Как Бхагавад-Гита объясняет возникновение, жизнь и уничтожение мира? Сравните данную религиозно-философскую концепцию с другими, известными Вам. Есть ли между ними сходства?
«По земному исчислению, тысяча эпох, вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится его ночь.
Снова и снова, когда наступает день Брахмы, все живые существа начинают свое существование, а с наступлением ночи Брахмы они, беспомощные, уничтожаются.
Но существует другая – непроявленная природа, которая вечна и находится выше проявленной и непроявленной материй. Эта высшая природа никогда не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, эта часть остается неизменной.
Мною (зд. Кришна – прим. ред.), в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта Вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я – не в них. …Хотя Я и поддерживаю все живые существа, и хотя Я нахожусь повсюду, Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я Сам – источник творения.
Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время.
…Вся эта материальная деятельность не связывает Меня. Я всегда отрешен от нее и занимаю нейтральное положение.
Я – цель, опора, хозяин, свидетель, обитель, убежище и самый близкий друг. Я – творение и уничтожение, основа всего, место покоя и вечное семя».
Задание 5.
Какими качествами должен обладать просветленный человек? Как эти качества помогут человеку избавиться от страданий?
«Даже боги завидуют тем просветленным, исполненным глубоких мыслей, которые наслаждаются спокойствием освобождения, преданы размышлениям, мудры.
Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветленных.
Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.
Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях. Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желания.
Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме (предназначение человека, долг – прим. ред.) и в Сангхе (религиозная община – прим. ред.), кто владеет подлинным знанием, – видит Четыре благородные истины(Благородные истины – основа буддийского учения, открыты Буддой в момент Просветления и сформулированы в четырех утверждениях: существует страдание, существует причина страдания, существует возможность осовбождения от страдания, существует путь, ведущий к освобождению от страдания – прим. ред.)».
Дхаммапада.
Задание 6.
Прокомментируйте притчи учителей дзэн-буддизма. Какого состояния ума стремились достичь мастера и почему?
«Дзэн Дзёсю:
Однажды ученик спросил Дзёсю:
– Если у меня уже ничего в голове нет – что мне делать?
– Выбрось это из головы, – сказал Дзёсю.
– Но если у меня там уже ничего нет, как же я могу это выбросить? – продолжал спрашивать ученик.
– Ладно, – сказал Дзёсю, – тогда вынеси это оттуда.
На грязной дороге:
Как-то Тандзан и Экидо шли по грязной дороге. Лил сильный дождь. Зайдя за поворот, они повстречали милую девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти размокшую дорогу. Со словами: «Ну-ка, девушка!» Тандзан тут же подхватил ее на руки и перенес через грязь.
Экидо остаток пути шел молча и не возобновлял беседы дл вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал:
– Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему же ты так сделал?
– Я оставил девушку там, – ответил Тандзан. – А ты все еще несешь ее?».
Кости и плоть дзэн. 101 история дзэн.
Повседневность.
Задание 1.
Каким образом осуществляется познание в повседневной жизни? Сопоставьте приведенные в данном фрагменте точки зрения, какая из них более всего соответствует реальности? Почему? Существует ли единая, объективная истина? Каковы ее критерии?
«Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два его друга – газетчик, которого к смертному ложу привел долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Супруга, врач, газетчик и художник присутствуют при одном и том же событии. Однако одно и то же событие – агония человека – для каждого из этих людей видится со своей точки зрения. Их точки зрения столь различны, что едва ли у них есть что-нибудь общее. …Выходит, стало быть, что одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Наше предпочтение …основано только на личном вкусе. Все эти реальности равноценны, каждая из них подлинна с соответствующей точки зрения. Единственное, что мы можем сделать, - это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам наиболее достоверной или близкой. Так мы придём к пониманию, хотя и не сулящему нам абсолютной истины, но, по крайней мере, практически удобному, упорядочивающему действительность».
Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства.
Задание 2.
Дайте интерпретацию образам, в которых являет себя повседневность в романе Сартра «Тошнота». Объясните смысл образа тошноты.
«Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечто бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно – вот и все. А угнездившись во мне, она затаилась, присмирела, и мне удалось убедить себя, что ничего у меня нет, что тревога ложная. И вот теперь это расцвело пышным цветом… Например, что-то новое появилось в моих руках – в том, как я, скажем, беру трубку или держу вилку. А может, кто его знает, сама вилка теперь как-то иначе дается в руки. Вот недавно я собирался войти в свой номер и вдруг замер – я почувствовал в руке холодный предмет, он приковал мое внимание какой-то своей необычностью, что ли. Я разжал руку, посмотрел – я держал всего-навсего дверную ручку. Или утром в библиотеке, ко мне подошел поздороваться Самоучка, а я не сразу его узнал. Передо мной было незнакомое лицо и даже не в полном смысле слова лицо. И потом, кисть его руки, словно белый червяк в моей ладони. Я тотчас разжал пальцы, и его рука вяло повисла вдоль тела».
Сартр Ж.П. Тошнота.
Задание 3.
Как определяет «габитус» Бурдье? Каким образом габитус реализуется в повседневной жизни и воспроизводит ее?
«Являясь продуктом истории, габитус производит практики как индивидуальные, так и коллективные, а, следовательно, - саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мышления и действия, более верным способом, чем все формальные правила и все явным образом сформулированные нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени. …В качестве порождающего принципа, сформировавшегося из упорядоченной импровизации, габитус, практическое чувство, совершает реактивацию смысла, объективированного в институциях. …Более того, он есть то, благодаря чему институция может осуществляться со всей полнотой: …есть то, что делает короля, банкира или священника вочеловеченной наследственной монархией, финансовым капитализмом или Церковью. Собственность присваивает собственника, воплощаясь в форме порождающей структуры практик, наилучшим образом адаптированных к ее логике и требованиям».
Бурдье П. Практический смысл.
Задание 4.
Всегда ли человек осознает условия своей обыденной жизни? Когда наступает такое осознание и каким образом оно влияет на человека?
«Старый крестьянин может быть очень мудрым человеком и знать в силу своего опыта и интуиции, что он должен делать в любой жизненной ситуации. …Он всегда сможет дать …хороший совет, исходя из обычаев и своего жизненного опыта, хотя он не в состоянии дать сознательное определение всей жизненной ситуации, в которой живут он и его товарищи. Об отсутствии такого осознания свидетельствует тот факт, что он считает законы своей жизни законами жизни вообще, не понимая, что они есть законы того ограниченного социального мира, в котором он живет. Осознание жизненной ситуации может наступить для него как откровение, если он вдруг в силу стечения обстоятельств попадает из своей деревни в город и обнаружит, что его знания и мудрость не применимы к новой ситуации. Сначала он почувствует полную растерянность не только потому, что привык к совершенно иной социальной обстановке, но и потому, что его образ мыслей и оценок отличается от городского. Его выживание в новых условиях будет зависеть главным образом от его способности приспособиться к новым потребностям, а это, в свою очередь будет зависеть от осознания им своей ситуации. Осознание в данном случае состоит в понимании того, что существует два мира (сельский и городской), для каждого из которых характерен свой образ мыслей и действий».
Манхейм. Диагноз нашего времени.
[1] Первым в диалоге берет слово Сократ. – прим. ред.
[2] Александрийские грамматики составили канон из девяти величайших лириков. В него, например, вошли: Алкей, Анакреонт, Сафо, Симонид Кеосский и т.д.