Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса.
Задание 1.
Как характеризует И. Кант априорное и апостериорное знания? В чем он видит их существенное различие? Что первично в познании – опыт или априорные принципы разума?
«Всё наше знание начинается с опыта; ибо чем же пробуждалась бы к деятельности способность познания, если не предметами, которые действуют на наши чувства и …побуждают деятельность нашего рассудка сравнивать их, сочетать или разделять, и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом?
…Однако опыт вовсе не есть единственное поприще, которым ограничивается наш рассудок. Опыт показывает нам, что существует, но он не говорит нам, чтобы существующее необходимо должно существовать так, а не иначе. Поэтому он не дает нам истинной всеобщности, и разум, жадно стремящийся именно к этого рода знанию, скорее раздражается, чем удовлетворяется опытом. Такие общие знания, имеющие вместе с тем характер внутренней необходимости, должны быть ясными и достоверными независимо от опыта, сами по себе; поэтому их называют априорными знаниями, между тем как то, что почерпнуто исключительно из опыта, познается …а posteriori или эмпирически».
Кант И. Критика чистого разума.
Задание 2.
Приведите примеры, доказывающие тезис и антитезис каждой антиномии. В чем Кант усматривает ценность философских исследований?
«Первая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис. Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.
Антитезис. Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве.
Вторая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого.
Антитезис. Ни одна сложная субстанция в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
Третья противоположность трансцендентальных идей.
Тезис. Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность.
Антитезис. Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы.
Четвертая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис. К миру принадлежит как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо.
Антитезис. Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины.
…Мы видели здесь всю диалектическую игру космологических идей, которым не может быть дан соответствующий предмет в возможном опыте…. В этом применении разума и постепенном расширении его, начинающемся в области опыта и шаг за шагом восходящем вплоть до столь возвышенных идей, философия обнаруживает достоинство, которое далеко превосходит …ценность всех остальных человеческих наук, так как она обещает дать опору нашим величайшим ожиданиям и надеждам на последние цели, вокруг которых должны в конце концов объединиться все усилия разума.
Кант И. Критика чистого разума.
Задание 3.
В чем отличие естественных понятий рассудка от идей чистого разума? Где разум должен установить границы в познании и почему?
«…Разум содержит в себе основание идей, под чем я разумею необходимые понятия, предмет которых не может быть дан ни в каком опыте. Эти идеи так же лежат в природе разума, как категории – в природе рассудка….
Все чистые рассудочные познания имеют в себе ту особенность, что их понятия даются в опыте и их положения опытом подтверждаются; напротив, запредельные познания разума не получают своих идей из опыта и положения их никогда не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытом; возможная тут ошибка не может поэтому быть открыта ничем иным, кроме самого разума; но это очень трудно, потому что самый этот разум посредством своих идей естественным образом становится диалектическим, и эта неизбежная обманчивость не может быть ограничена никакими объективными и догматическими исследованиями вещей, а только субъективным исследованием самого разума как источника идей».
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике могущей быть в смысле науки.
«В самом деле, ваш предмет находится только в вашем уме и вне его не может быть дан; поэтому вам следует заботиться только о том, чтобы быть в согласии с самим собой…. Догматическое решение здесь не просто недостоверно, а вовсе невозможно. Критическое же решение, которое может быть вполне достоверным, рассматривает вопрос вовсе не со стороны объекта, а со стороны познавательного фундамента, на котором он основывается»
Кант И. Критика чистого разума.
Задание 4.
Что является объектом/предметом философского исследования? Какое значение философия как род занятий имеет для духа и почему?
«Потребность в философии можно ближе определить следующим образом: дух, который в качестве чувствующего и созерцающего имеет своим предметом чувственное, в качестве обладающего воображением – образы, в качестве воли – цели и т.д., в противоположность этим формам своего наличного бытия и своих предметов или просто в отличие от них удовлетворяет также свою высшую внутреннюю сущность, мышление и делает последнее своим предметом. Таким образом, он приходит к самому себе в глубочайшем смысле этого слова, ибо его принцип, его чистую, лишенную примесей самость составляет мышление.
Свободная и истинная мысль – конкретная в себе, и, таким образом, она есть некая идея, а в своей завершенной всеобщности она есть идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней есть существенно система, потому что истинное как конкретное есть развертывающееся в самом себе и сохраняющее себя единство, т.е. тотальность, и лишь посредством различия и определения различий может существовать их необходимость и свобода целого».
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.
Задание 5.
Приведите пример развития мысли/понятия через три момента логического.
«Логическое по своей форме имеет три стороны;
а) абстрактную, или рассудочную,
б) диалектическую, или отрицательно-разумную,
в) спекулятивную или положительно-разумную.
Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т.е. всякого понятия или всего истинного вообще….
а) мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием. ...Что касается процесса познания, то он начинается с того, что наличные предметы постигаются в их определенных различиях; так, например, при рассмотрении природы различаются вещества, силы, виды и т.д. и самостоятельно фиксируются в их изолированности. Мышление действует при этом как рассудок и принципом его деятельности является здесь тождество, простое отношение с собой;…
б) диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность….
в) спекулятивное, или положительно-разумное постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе. …Это разумное, хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, но единство различных определений. Философии вообще нечего делать с голыми абстракциями, она занимается лишь конкретными мыслями».
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.
Задание 6.
В чем Гегель видит целесообразность исторического процесса? Какое место в мировой истории занимают интересы, страсти и деятельность каждого отдельного человека? Осознают ли люди свое участие в мировой истории в повседневной жизни?
«...Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. ...Когда мы видим происходящие благодаря этому бедствия, зло, гибель процветающих государств, созданных человеческим духом, – мы можем лишь чувствовать глубокую печаль по поводу этого непостоянства…. Но и тогда, когда мы смотрим на историю, как на такую бойню, на которой приносятся в жертву счастье народов, государственная мудрость и индивидуальные добродетели, то пред мыслью необходимо возникает вопрос: для кого, для какой конечной цели были принесены эти чудовищнейшие жертвы?
…Эта неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее; и эта цель состоит лишь в том, чтобы найти себя, прийти к себе и созерцать себя как действительность. ...Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно используют.
… Итак, определением духовного мира и конечной целью мира было признано сознание духом его свободы…. Вместе с тем сама в себе свобода заключает в себе бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственною целью духа, которую она осуществляет. Эта конечная цель есть то, к чему направлялась работа, совершавшаяся во всемирной истории; ради нее приносились в течение долгого времени всевозможные жертвы на обширном алтаре земли».
Гегель Г.В.Ф. Философия истории.
Задание 7.
В чем Маркс видит родовую сущность человека? Каким образом человек может её утратить?
«В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. …Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. Поэтому отчужденный труд, отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращается для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу».
Маркс. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
Задание 8.
Что является основой истории человечества? Согласны ли с такой точкой зрения? Ответ аргументируйте.
«Итак, производство жизни – как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения – появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой – в качестве общественного отношения, общественного в том смысле, что имеется в виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и для какой цели. Отсюда следует, что определенный способ производства или определенная промышленная ступень всегда связаны с определенным способом совместной деятельности… - самый этот способ совместной деятельности есть «производительная сила», - что совокупность доступных людям производительных сил обуславливает общественное состояние и что, следовательно, «историю человечества» всегда необходимо изучать и разрабатывать в связи с историей промышленности и обмена. …Таким образом, уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства и так же стара, как сами люди, - связь, которая принимает все новые формы, а следовательно, представляет собой «историю», вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей».
Маркс К. Немецкая идеология.
Задание 9.
Как Маркс определяет «грубый коммунизм»? В чем его опасность и обманчивость? Какими характеристиками, на Ваш взгляд, должен обладать подлинный коммунизм? Ответ аргументируйте.
«Беря отношение частной собственности в его всеобщности, коммунизм в его первой форме является лишь обобщением и завершением отношения частной собственности. В качестве этого завершения он имеет двоякий вид: во-первых, господство вещественной собственности над ним так велико, что он стремится уничтожить всё то, чем, на началах частной собственности, не могут обладать все; он хочет насильственно абстрагироваться от таланта и т.д. Непосредственное обладание представляется ему единственной целью жизни и существования; категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей; отношение частной собственности остается отношением всего общества к миру вещей; …Для такого коммунизма общность есть лишь общность труда и равенства заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд – как предназначение каждого, а капитал – как признанная всеобщность и сила всего общества. …Таким образом, первое положительное упразднение частной собственности, грубый коммунизм, есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности».
Маркс. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.