Вопрос 5. Творческая и культурно-просветительская деятельность Н. И. Новикова 1770 – 1780 гг.: общественная позиция, этика, издательская деятельность.
Н. Н. Новиков после отставки издавал 4 журнала. Он взял себе псевдоним «Лечитель». Писал он, выражая главную идею – русск. Общество больнее моральными пороками и его надо лечить, а также писал и о положительных сторонах общества.
Общественная позиция
Н. Н. Новиков переживал глубочайший моральный кризис во время восстания Пугачёва. Он его не принял. Он понимал, что вылечить такое общество сатирой невозможно, а надо добром лечить, поэтому он вступает в общество масонов. Он начинает работать надо новыми идеями. Он обращается к педагогике. В центре всего у него стоит личность ребёнка. Он считал, что воспитание ребёнка – долг государства и долг родителей. Он делает это не только в теории, но и в практике: выдавал стипендии за свой счёт молодым людям.
Издательская деятельность
Н. Н. Новиков после отставки издавал 4 журнала. Он взял себе псевдоним «Лечитель». Писал он, выражая главную идею – русск. Общество больнее моральными пороками и его надо лечить, а также писал и о положительных сторонах общества.
Н. Н. Новиков начинает печатание книг и журналов, которыми заводнил Россию = 1/3 всех книг России в то время. Он очень часто описывал библиотеки, организовывал книжные лавки по всей России (при помощи денег масонов).
Он издавал:
· Книги нравственного содержания
· 1-ые детские журналы «Детское чтение для сердца и разума»
· Журнал по сельскому хозяйству «Экономический магазин»
· Литературно художественный журнал «Городская и деревенская библиотека»
· Журнал о новинках литературы «Семейное чтение»(???)
Н. Н. Новиков активно занимался русск. историей. Затем стал издавать летописи, книги об истории.
Его ученики потом издали «Слово о полку Игореве».
Этика
Новиков занимался также филантропией и благотворительностью. Он был оратором, организовывал аптеки для бедных, кормил голодную Россию в 80-е годы при голоде, в итоге чего был арестован, т.к. вызвал гнев Екатерины 2-ой, потому что он как бы заменил народу всё государство. Екатерина 2-ая приказала ему испытание в вере митрополитом (в то время самое страшное испытание), но он его прошёл блестяще.
Вопрос 7. Поэтика державинской оды (анализ текстов по выбору).
- Ярко проявился в последующей русской лирике и унаследованный от Державина целый комплекс поэтических идей, образов, мотивов, сюжетов.
- Главной и определяющей для судеб русской поэзии была в «наследии» Державина обретенная им в активных творческих исканиях и высказанная в разнообразных формах концепция русского Поэта и поэтического слова. Завершающие развитие русского поэтического слова XVIII столетия творческие интуиции Державина связаны были с проблемой определения места и роли такой институции, как поэзия, в рамках новой формирующейся литературы: светской, кардинально меняющей всю культурную парадигму. Проблемой, осложненной тем, что предшествующая русская традиция практически не знала поэтического творчества как закономерного явления процесса литературного развития и осмысленного культурным сознанием эстетического феномена. Поэтому поэтические декларации стихотворцев XVIII века можно считать началом русской лирики вообще.
- Державин активно наследует поэтические идеи своих предшественников и развивает общий «поэтический сюжет», постепенно складывавшийся в русской лирике. Его восприятие поэтического слова и поэтической коммуникации, несомненно, восходит к созданной Ломоносовым концепции поэтического «восторга». Поэтический восторг свидетельствовал об особом мистическом состоянии лирического Я, его духовном вознесении к небесному, что подчеркивалось мотивами верха, тишины и молчания уже в первой оде Ломоносова.
- Иногда он непосредственно цитирует Ломоносова. Например: «О восхищение! Зрю Бога лучезарна / К себе лицом к лицу!» («Проблеск»).
- В своих поэтических размышлениях о судьбе Поэта Державин разворачивает строчку «не вовсе я умру» Горация-Ломоносова в более пространный сюжет о поэтическом бессмертии, определяя для него особый и целостный мотивный комплекс. Вне этой целостности державинского Поэта понять трудно
- И хотя понимание бессмертия поэтической души как воскресения и возрождения мы встретим и у других поэтов, все-таки следует признать, что подробное концептуальное обоснование этого сюжета принадлежит именно Державину. Бессмертие, в его понимании, даровано Поэту за связь с Божественным:
Я буду ли жить вечно?
Бессмертна ли душа моя?
Се слово мне гремит предвечно:
Жив Бог – жива душа твоя!
- В отличие от своих предшественников, Державин стремится не только к прямому называнию и обозначение «события» бессмертия, но ищет те поэтические образы, которые становятся художественным языком высказывания его семантики. Используя внутренний потенциал, заложенный Ломоносовым в образе «поэтического восторга» как духовного восхождения, Державин обращается и к другим традициям. Прежде всего, к платоновской идее «крылатой души» и к устойчивым для средневековой русской книжности образам «полета мысли» и «крыльного летания».
О, коль возлюблено селенье
Твое мне, Боже, Боже сил!
Душа в восторге, в умиленье,
На пламенном пареньи крыл
К Тебе моя летит, стремится
(«Желание в горняя», 1797).
- Мотивы полета, паренья, крылатости в определении образа Поэта становятся в поэзии Державина устойчивыми и постоянными («То я ль души моей пареньем / Не вознесуся в Твой чертог», «Крылата мысль моя парит»). Именно в связи с этой семантикой появляются в его творчестве тексты, в которых душа Поэта окрылена и уподоблена птице («Ласточка». «Соловей», «Лебедь»). Например, в «Ласточке» (1794):
Душа моя! Гостья ты мира:
Не ты ли перната сия?
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я.
- метаморфозы лирического Я в тексте Державина связаны с обретением поэтического бессмертия («над мнимым мертвецом не вой»), которое дано как превращение в богоподобное (= крылатое) существо, а также – особого языка-пения.
- Державин наделяет своего Поэта и другими важнейшими для понимания природы поэтического слова характеристиками, которые также будут унаследованы последующей русской лирикой. (пример: поэт = пророк)
- Духовные качества своего Поэта-избранника Державин определяет в связи с религиозно-мистическими концептами «душевных очей», «простого сердца» и «чистой души». Ведь задача Поэта передать невыразимое, неизреченное ничем, что можно сделать только внутренним зрением и языком сердца или души, чего и требует в традиции «молитвенное беседование» с Богом.
P.S. – посмотрите приложение 3. Там есть что-то типа разбора стихотворения. Просто не вижу смысла сюда это копировать.
Делала как раз по ее статье.