Психоаналитическая философия.

Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души, темные психические лабиринты (бессознательное, подсознательное), а также просветленные разумом уголки человеческой психики, или, иначе говоря, все, что поддается логическому, сознательному объяснению. Следует отметить, что и в бессознательном слое психики заключены богатые возможности для некой иррационализации человеческой жизнедеятельности. Это касается прежде всего проявления и экономии внутренней (духовной) энергии, которая заложена во внутренних слоях психики, во врожденных инстинктах человека.

Принципы медицинского психоанализа были сформулированы австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его бесспорной исторической заслугой явилось то, что он положил начало систематическому, собственно научному исследованию бессознательного. Это новое, по сути своей философское учение оказало сильнейшее воздействие на общественное сознание, на развитие естественной и гуманитарной науки, но особенно медицинской психологии и философии. Без идеи бессознательного трудно сегодня представить современную психологию, психиатрию, культурологию, философию, да и вообще всю духовную культуру человечества.

Психоаналитическое учение имеет множество аспектов. Прежде всего оно является учением о человеке, хотя данной тематикой не исчерпывается. Возникнув в лоне психиатрии как новый подход к лечению неврозов методом катарсиса, или психического самоочищения, психоанализ перерос в новое направление медицины и философской антропологии. 3. Фрейд, будучи практикующим врачом, исследовал причины и характер неврозов. Он обнаружил скрытый (бессознательный) слой человеческой психики, который прежде вообще был неведом и никем не изучался. Постепенно из медицинской методики лечения неврозов психоанализ вырос до уровня научной психологии, а затем и нового философского течения мысли. Он позволял осмысливать индивидуальные и социально-культурные факторы в саморазвитии личности. «Фрейд является основателем подлинно научной психологии, - писал американский философ Э. Фромм (1900-1980), его последователь, - а открытие им бессознательных процессов и динамической природы характера составляет уникальный вклад в науку о человеке, изменившей представление о нем на все грядущие времена» [10].

Именно 3. Фрейд показал всем, что «человек вовсе и не хозяин в своем собственном доме». Бессознательное властвует в человеческой душе (психике). Ученый, выделив в последней несколько глубинных пластов (слоев) - бессознание, подсознание (предсознание), сознание и «Сверх-Я», - создал новую, оригинальную модель личности, представляющую собой комбинацию трех элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (superego). «Оно» - это врожденный слой психики, который находится за нижними пределами человеческого сознания и включает разного рода биофизиологические пристрастия, инстинкты типа сексуальных влечений, природных страстей. Это самый нижний, но зато самый мощный, «дикий» пласт психики (как основание айсберга), психическая самость - основа жизнедеятельности всех человеческих индивидов. Как бессознательное влечение он дает человеку главный заряд мощной психической энергии. Люди смутно ощущают импульсы этой энергии, которая толкает их к активности в какой-либо сфере деятельности. Последняя может быть как разрушительной, так и творческо-созида-тельной. Таким образом, Фрейд впервые показал, что в человеке есть мощные внутренние силы, противостоящие его разуму (сознанию).

Подсознание (или предсознание) представляет собой уже формируемый психический слой. Он несравненно шире и выше, нежели бессознательное. Поэтому категория «подсознание» в не меньшей степени, чем категория «бессознательное», является основополагающим сюжетом в учении 3. Фрейда. Это такое состояние психики человека, которое похоже на бессознательное в силу того, что оно тоже скрыто, а если и выражено, то неявно. Подсознательное касается двух внутренних (психических) сфер воздействия на человека и его поведение. В первом случае поведение, будучи доведенным в результате тренировок до автоматизма, совершается как бы само по себе, бессознательно (например, езда на велосипеде). Но подсознание при этом в любое время можно помыслить, а соответствующее поведение - объяснить. В другом случае поведение первоначально является неосознанным, однако впоследствии оно может быть подвержено осознанию, пониманию. Подсознательное представление - это такое представление, которое человек просто не замечает, но присутствие которого чувствует и признает. Подсознание обнаруживается только в экстремальных случаях, например при обнаружении ошибочных действий или же во сне.

Экзистенциализм.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[1][2].

Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегорапроизошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр(фр. L'existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар).

Понятие бытия и материи.

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы...” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. “Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”. В диалоге “Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой. Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: “это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима..., но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Пространство и время.

Простра́нство-вре́мя (простра́нственно-временно́йконти́нуум) — физическая модель, дополняющая пространство равноправным[1] временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом. Пространство-время непрерывно и с математической точки зрения представляет собой многообразие с лоренцевой метрикой.

В нерелятивистской классической механике использование Евклидова пространства, не зависящего от одномерного времени, вместо пространства-времени уместно, так как время рассматривается как всеобщее и неизменное, будучи независимым от состояния движения наблюдателя. В случае релятивистских моделей время не может быть отделено от трёх измерений пространства, потому что наблюдаемая скорость, с которой течёт время для объекта, зависит от его скорости относительно наблюдателя, а также от силы гравитационного поля, которое может замедлить течение времени.

В космологии и релятивистской физике вообще концепция пространства-времени объединяет пространство и время в одну абстрактную Вселенную. Математически она является многообразием, состоящим из «событий», описанных системой координат. Обычно требуется три пространственных измерения (длина, ширина, высота) и одно временное измерение (время). Измерения — это независимые составляющие координатной сетки, необходимые для локализации точки в некотором ограниченном «пространстве». Например, на Земле широта и долгота — это две независимые координаты, которые вместе однозначно определяют положение. В пространстве-времени координатная сетка, которая простирается в 3+1 измерениях, локализует события (вместо просто точки в пространстве), то есть время добавляется как ещё одно измерение в координатной сетке. Таким образом, координаты определяют где и когда происходят события. Однако единая природа пространства-времени и его независимость от выбора координат позволяют предположить, что чтобы выразить временную координату в одной системе координат, необходимы как временная, так и пространственная координаты в другой системе координат. В отличие от обычных пространственных координат, в пространстве-времени возникает понятие светового конуса, накладывающее ограничения на допустимые координаты, если одна из них везде должна быть временной. Эти ограничения жёстко связаны с особой математической моделью, которая отличается от Евклидова пространства с его очевидной симметрией.

В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое, являясь почти равноправными и в определенных рамках (см. примечания ниже) способными переходить друг в друга при смене наблюдателем системы отсчёта.

В рамках общей теории относительности пространство-время имеет и единую динамическую природу, а его взаимодействие со всеми остальными физическими объектами (телами, полями) и есть гравитация. Таким образом, теория гравитации в рамках ОТО и других метрических теорий гравитации есть теория пространства-времени, полагаемого не плоским, а способным динамически менять свою кривизну.

До начала двадцатого века время полагалось независимым от состояния движения, протекающим с постоянной скоростью во всех системах отсчёта; однако затем эксперименты показали, что время замедляется при больших скоростях одной системы отсчёта относительно другой. Это замедление, названное релятивистским замедлением времени, объясняется в специальной теории относительности. Замедление времени подтвердили многие эксперименты, такие как релятивистское замедление распада мюонов в потоке космических лучей и замедление атомных часов на борту космического челнока, ракеты и самолётов относительно установленных на Земле часов. Длительность времени поэтому может меняться в зависимости от событий и системы отсчёта.

Термин пространство-время получил широкое распространение далеко за пределами трактовки пространства-времени с нормальными 3+1 измерениями. Это действительно соединение пространства и времени. Другие предложенные теории пространства-времени включают дополнительные измерения, обычно пространственные, но существуют некоторые умозрительные теории, включающие дополнительные временные измерения, и даже такие, которые включают измерения, не являющиеся ни временными, ни пространственными (например, суперпространство). Сколько измерений необходимо для описания Вселенной — этот вопрос до сих пор открыт. Умозрительные теории, такие как теория струн, предсказывают 10 или 26 измерений (с М-теорией, предсказывающей 11 измерений: 10 пространственных и 1 временное), но существование более четырёх измерений имело бы значение только на субатомном уровне.

Движение и покой.

Движение и покой

Движение коррелятивно покою. Они взаимно исключают друг друга. Как движение, так и покой существуют во времени, но, больше того, занимают в нем определенную протяженность, т. е. они длятся. Это является тем, что отличает покой от простой не­подвижности, которая может быть только мгновенной и, даже бу­дучи помещенной во времени, не может длиться . Рассматривае­мое само по себе, движение обладает третьей временной характе­ристикой; в собственном смысле слова оно осуществляется п конституируется во времени, что не имеет места в случае покоя. Покой не является пространственным, он не является в-себе-и-для-себя-сущим в пространстве; последнее выступает лишь опосредо­ванно, в той мере, в какой покоящееся тело находится в простран­стве.рикапским математиком П. Коэном. См.: Коэн П. Дж. Теория множеств и континуум-гипотеза. М., 1969, –Прим. перев.)

«' В современной терминологии – предельная точла; точка накопле­ния. Последующее определение континуума у Койре нуждается в некотором .уточнении: Кантор называл континуумом связное совершенное множество.–

Прим. перев. «' Можно было бы, разумеется, изъять из континуума бесконечное множество точек и тем самым повсеместно наделать в нем «дыр», но это никак не скажется на мощности континуума. В мои намерения, однако, не входит излагать здесь теорию континуума так, как она развивалась математи-,ками.

'* Как представляется, в этом состоит глубинный смысл аргументов диалектика-элеата. В его глазах проблема движения – это лишь пример, пример наиболее яркий, невозможности подразделения, ограничения Еди­ного – непрерывного. Мутакаллимы – адепты средневековой мусульманской схоластики,

которые в своей философии придерживались атомистической концепции.– Прим. перев.

° Это ясно видно на примере движения бесплотных образов и вообще во всех случаях чисто форономических явлений.

«« К этому, собственно, сводится все различие между античной физикой и физикой Нового времени: в то время как для Аристотеля движение с необходимостью является актом или, точнее, актуализацией («действие существа в возможности и постольку, поскольку оно в возможности»), для Галилея, как и для Декарта, оно становится состоянием. «« Все находящееся в покое неподвижно, но обратное неверно. «« Мы оставляем в стороне проблему интерпретации движения. «° cm.: Reinach A. Ueber das Wesen der Bewegung. – In: Reinach A. GesammelteSchriften. Halle 1921.

Наши рекомендации