Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом; а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в мышлении человека адекватно (тождественно) отражается объективная действительность, то его справедливо следует назвать идеалистом объективным. Систему своего мировоззрения Гегель изображает в виде развития Мирового (Абсолютного) Духа, которое осуществляется на трех уровнях: в Логике, в Природе и в Мышлении. В сжатом виде эта система изложена им в трехтомной "Энциклопедии философских наук", которая была издана еще в 1817 году. В первой части своей философской системы Гегель показывает развитие Мирового Духа в "стихии чистого разума", - в системе логических категорий. При этом Гегель поддает резкой критике "Метафизическую" (формальную) логику, противопоставляя ей свою Логику - Логику диалектическую. Логика Гегеля состоит из трех разделов: Бытие, Сущность и Понятие. В разделе о Бытии он освещает категории Качества, Количества и Меры. При этом он развивает свое учение о взаимопереходе количества и качества, о процессе становления, о скачках в процессах развития, - учение, без которого невозможно ни познавать действительность, ни взаимоприспосабливаться с ней. Борьба между противоречиями ведет к объединению противоположных сторон и образованию нового состояния (синтез, объединение), которое в свою очередь тоже начинает движение, развитие по схеме: тезис - антитезис - синтез; тезис - антитезис - синтез, плюс - минус - сравнение... Так создаются знаменитые триады категорий в философской системе Гегеля. В разделе о Сущности Гегель рассматривает содержание категории Сущность саму по себе (как тезис) и как единство в ней Явления и Действительности. В противовес кантовскому противопоставлению феномена и ноумена Гегель доказывает, что "Сущность является, а явление - существенно". В завершение раздела он рассматривает логическое содержание и взаимопереход категорий: случайность и необходимость; возможность и действительность; причина, следствие и взаимодействие; случайность и закономерность. В заключительном, третьем, разделе о Понятии Гегель рассматривает категории Субъективного (Понятие, Суждение, Умозаключение), Объективного (Механизм, химизм и телеология) и Абсолютного (Искусство, Религия, Философия). Впоследствии Гегель проблемам Объективного и Абсолютного понятий посвятил ряд отдельных произведений. Кроме раздела в "Энциклопедии философских наук", проблемам философии природы Гегель посвятил отдельную работу, которая так и называлась "Философия природы". Для него природа есть прежде всего "идея в форме инобытия". Рассмотрение природы Гегель начинает с определения наиболее абстрактных её категорий -Пространства, Времени и Движения. В соответствии со своими "Триадами", Гегель в природе усматривает три ее стороны: Механику, Физику и Органику. Любой из этих разделов работы имеет тройственную структуру. Так, органическая жизнь включает в себя: Геологическую природу, Растительный мир и Животный мир. Третья часть философской системы Гегеля посвящена Мировому Духу, который от сферы Природы поворачивается к самопознанию самого себя, то есть - к постижению себя в сознании человека и общества. Гегель твердит, что Абсолютная истина Абсолютного духа проявляется в религии в виде мифов, потом в искусстве - в художественных образах и в конце концов наиболее адекватно "в сфере чистого мышления" - в философии, в частности - в гегелевской философии Абсолютного Идеализма. Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и со­творенного им окружающего мира. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не пред­меты и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической. Энгельс, основываясь на учении Гегеля сформулировал три закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей 2) Закон перехода количества в качество 3) Закон отрицания отрицания Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая система удерживается в равновесии противоборством двух противоположных сил. Если равновесие нарушается и одна из сил удерживает верх, то исчезновение проигравшей силы означает не одиночество победителя, появление новой пары. Закон перехода количества в качество. Малые изменения не приводят к смене систем. Это количественные изменения. Большие - приводят к смене систем. Это качественные изменения. Грань между первыми и вторыми не всегда заметна, но она существует. Закон отрицания отрицания. Одна система сменяется другой, другая третьей. В новых системах проявляются некоторые черты старых систем, казалось бы, исчезнувшие навсегда.






Наши рекомендации