Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь».
Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.
Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.
Педагог. Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня я хочу предложить вам провести еще одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь». Я включаю чайник.
Педагог включает чайник.
Педагог. Что сейчас будет происходить с водой?
Дети. Она будет нагреваться, а потом закипит.
Педагог. Что произойдет, когда вода закипит?
Дети. Над чайником появится пар.
Педагог. Почему появится пар?
Дети. Пар появится, потому что вода начнет испаряться.
Над чайником появляется пар.
Педагог. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.
Педагог держит прозрачную стеклянную тарелку над чайником.
Педагог. Что происходит?
Дети. Пар оседает на тарелке. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в чайник.
Педагог. Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а потом в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли.
Педагог предлагает детям пройти на стульчики, стоящие перед мольбертом.
Педагог. Мы провели этот опыт сегодня не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услышите.
2. Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.
Педагог предлагает детям сесть удобно и включает запись сказки, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.
3.Беседа по сказке. Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение глагольного словаря.
Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает им вопросы.
Педагог. Где начинается действие сказки?
Дети. Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.
Педагог. Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?
Дети. Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла солнышку то один бочок, то другой.
Педагог. Чего не знала капелька? И что с ней произошло?
Дети. Капелька и не знала, какое коварное это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и наконец капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.
Педагог. Что произошло дальше с капелькой-облачком?
Дети. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс.
Педагог. Кого встретила капелька-облачко вечером? Что они стали делать?
Дети. К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же кап еле к-облачко в. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.
Педагог. Какие приключения ждали капельку в путешествии?
Дети. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.
Педагог. Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?
Дети. Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе и не капелькой, и даже не облачком. Она превратилась в кружевную ослепительно белую снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.
Педагог. Что подумала капелька-снежинка?
Дети. «Интересно, — подумала капелька. — Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».
Педагог. Что предстояло узнать капельке-снежинке? Дети. Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.
Педагог. Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки?
Дети. Понравилась.
Педагог. Почему?
Ответы детей.
4.Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Стою и снежинки Ритмичные удары пальцами левой руки,
в ладошку ловлю. начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки,
и снежинки люблю, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на второй -разжать
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать
Куда?
Растаяли хрупкие Мелкие потряхивания расслабленными ладонями
льдинки-лучи...
. Как видно, ладошки мои горячи.
Н. Нищева
Педагог. Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.
Педагог помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу.
Пересказ сказки детьми по частям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.
Педагог обязательно предупреждает детей, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.
8. Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами[12]. Развитие конструктивных навыков.
Педагог приглашает детей к столу, на котором приготовлено все для изготовления поделки (по 6 белых и бледно-голубых квадратов размером 10x10 см на каждого ребенка и по одному кружку диаметром 2 см).
Педагог. Сложите квадраты «конфетками».
Дети выполняют задание.
Педагог. Теперь приклейте две «конфетки» к кружку: одна деталь внизу, другая вверху. Их углы должны встретиться в центре круга.
Дети выполняют задание.
Педагог. Приклейте еще две детали справа.
Дети выполняют задание.
Педагог. Приклейте еще две детали слева.
Дети выполняют задание.
Педагог. В центре можно приклеить маленький кружок.
Дети выполняют задание.
Педагог. Вот как много чудесных снежинок! Молодцы! Похлопайте себе.
Дети хлопают, а потом убирают рабочие места и протирают руки влажными салфетками.
9.Пересказ сказки одним ребенком. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.
Один из детей повторяет пересказ сказки целиком с опорой на таблицу.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По предложению педагога дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 5
Тема. Пересказ рассказа «Зеленые питомцы».
Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно, совершенствовать навык пересказа. Уточнять естественнонаучные представления. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать конструктивные навыки.
Развивающие задачи. Развивать связную речь, общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование. Мольберт, рассказ «Зеленые питомцы»[13], CD, музыкальный центр, комнатные растения и оборудование для ухода за ними, цветная бумага, ножницы, клеевой карандаш, крышка от бутылки с минеральной водой, влажные салфетки.
Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад, оранжерею, зимний сад, магазин «Цветы». Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду. Рассматривание слайдов с комнатными растениями. Разучивание загадок о комнатных растениях и упражнения «Живой уголок».
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.
Педагог сообщает детям о начале занятии и приглашает их в уголок природы, где на столе расставлены комнатные растения: финиковая пальма, герань, циперус, гортензия, глоксиния и др.
Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях, об уходе за ними, о том, как их можно размножать. Посмотрите на растения, которые я приготовила. Знакомы ли они вам?
Дети называют и показывают некоторые растения.
Педагог. Молодцы. Вы узнали многие растения. А знаете ли вы, что почти все они — жители далеких теплых стран? Например, финиковая пальма и герань родом из Африки, гортензия попала к нам из Китая, а глоксиния — из Бразилии. Именно потому, что они выходцы из жарких стран, почти все комнатные растения нуждаются в ярком свете и тепле. Я хочу предложить вам послушать рассказ об одном из этих растений. Садитесь на стульчики.
2. Прослушивание рассказа с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.
Педагог предлагает детям сесть удобно и включает запись рассказа, иллюстрируя его с помощью картинок на мольберте.
3.Беседа по прочитанному. Развитие связной речи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Словарная работа.
Педагог помещает на мольберт картинку с изображением финиковой пальмы.
Педагог. Как начинается рассказ? Что говорится в нем о зиме?
Дети. Зима была в разгаре. По ночам трещали морозы, пели песни голубые метели. А по утрам город просыпался в сверкающем снежном уборе.
Педагог. Как вы понимаете выражение «Зима была в разгаре»?
Дети. Это значит, что была середина зимы.
Педагог. А что значит «пели песни метели»?
Дети. Значит, метели выли, завывали.
Педагог. Что сказала Ване мама однажды утром?
Дети. Мама сказала Ване, что они с папой улетают в отпуск в Африку. Она просила Ваню не скучать и обещала привезти африканские подарки.
Педагог. Что делал Ваня, пока родители были в отпуске?
Дети. Он ходил в детский сад, гулял с бабушкой в парке, кормил белок.
Педагог. Что привезли Ване мама и папа?
Дети. Мама и папа привезли Ване большого игрушечного верблюда в серебристой упряжи и африканские финики.
Педагог. Что рассказала Ване мама про финики?
Дети. Мама сказала, что финики растут на высоких пальмах в оазисах посреди пустыни.
Педагог. А что такое оазис?
Дети. Оазис — это место в пустыне, где есть вода, где растут пальмы и другие растения.
Педагог. Что папа предложил сделать Ване?
Дети. Папа предложил Ване вырастить финиковую пальму из косточки.
Педагог. Что дальше сделали Ваня и его родители?
Дети. Мама велела Ване вымыть косточки. А папа надпилил их напильником с одной стороны. Ваня с мамой положили косточки во влажную салфетку. Через несколько дней Ваня посадил косточки в горшки с землей и полил их. Мама поставила горшки в полиэтиленовые мешки и придвинула горшки к батарее, чтобы в них было жарко как в Африке. Потом в горшках появились ростки.
Педагог. Какими были ростки вначале и какими стали потом?
Дети. Сначала ростки были бледными и слабыми, а потом на солнечном подоконнике они стали мощными и зелеными. Из них стали выкручиваться листья.
Педагог. Что сказала о них мама?
Дети. Мама сказала, что через несколько лет ростки превратятся в настоящие пальмы. Она посоветовала Ване не забывать поливать их и рыхлить землю в горшках.
Педагог. Как заканчивается рассказ?
Дети. Так у Вани явились зеленые питомцы, которые росли вместе с ним.
Педагог. Как вы понимаете слово питомцы?
Дети. Это те, о ком нужно заботиться, ухаживать за ними, кормить и поить их.
Педагог. Правильно. Вы внимательно слушали рассказ и смогли ответить на все мои вопросы.
4. Повторное чтение рассказа педагогом с нацеливанием на последующий пересказ. Развитие речевого слуха.
Педагог читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.
5.Коллективное составление плана пересказа. Развитие памяти, планирующей функции речи.
Педагог предлагает детям всем вместе составить план пересказа.
Педагог. С чего вы начнете рассказ?
Дети. Мы расскажем о том, что зима была в разгаре; о том, каким просыпался по утрам город.
Педагог. О чем вы будете рассказывать дальше?
Дети. Потом мы расскажем о том, что однажды утром сказала Ване мама.
Педагог. Как вы продолжите рассказ?
Дети. Мы расскажем о том, что делал Ваня, пока родители были в Африке.
Педагог. Что вы опишете потом?
Дети. Потом мы опишем подарки, которые привезли Ване папа и мама.
Педагог. Что следует рассказать дальше?
Дети. Мы будем рассказывать, как Ваня, папа и мама готовили косточки фиников к посадке, как Ваня посадил их.
Педагог. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Мы опишем, какие ростки появились в горшках, как Ваня ухаживал за растениями, что посоветовала ему мама.
Педагог. Отлично! Вот вы и составили план рассказа.
6. Подвижное упражнение «Живой уголок». Координация речи с движением.
Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.
Любят ребята живой уголок — Дети идут по кругу, взявшись за руки
Каждую птицу и каждый цветок.
Как-то зимой здесь гостил соловей Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.
И не скучал меж веселых друзей.
Много зверюшек живет в уголке: вновь идут по кругу
Рыжая белка сидит на сучке, Приседают. Руки сгибают перед грудью.
Рыбки в воде затевают игру, Выполняют волнообразные движения сложенными ладонями.
Кролик грызет на поляне кору. Делают «ушки» из ладоней
Здесь черепаха и ежик живут Показывают панцирь черепахи из стоженных ладоней и иголки ежа из
перекрещенных пальцев
Каждому дети гостинцы несут. Вновь идут по кругу.
Рады зверюшки гостям дорогим, останавливаются, тянутся вверх, подняв руки
Даже цветы словно тянутся
И. Молчанов
Много зверюшек живет в уголке: Вновь идут по кругу. |
7. Пауза для подготовки детей к пересказу. Развитие планирующей функции речи.
Педагог предлагает детям сесть и дает им пару минут для подготовки к пересказу.
8. Пересказ текста детьми по частям'. Развитие связной речи.
Педагог предлагает детям пересказать текст по частям. В завершение данного этапа работы он оценивает деятельность каждого ребенка или предлагает детям рассказать о том, чей рассказ им понравился больше и почему.
9.Коллективное изготовление поделки «Финик канарский»[14]. Развитие конструктивных навыков, навыков работы с ножницами.
Педагог приглашает детей к столу, на котором приготовлено все необходимое для изготовления поделки (6—7 прямоугольников 1,5x10,5 см из светло-зеленой двусторонней бумаги, ножницы, клеевой карандаш, пробка от бутылки с минеральной водой, заполненная коричневым пластилином, зубочистка).
Педагог. Возьмите по одному прямоугольнику. Закруглите правый нижний и правый верхний углы прямоугольника (1).Дети выполняют задание.
Педагог. Левую сторону заготовки отогните, немного отступив от края (2).
Дети выполняют задание.
Педагог. Правую надрежьте до сгиба.
Дети выполняют задание.
Педагог. Отогните надрезы через один в противоположные стороны (3).
Дети выполняют задание. Педагог берет готовые ваи, дети выбирают 7—8 штук самых красивых из них. Педагог наклеивает ваи вокруг деревянной зубочистки и вставляет зубочистку в крышечку с пластилином.
Педагог. Теперь и в вашем кукольном уголке есть финиковая пальма.
Дети относят поделку в кукольный уголок и устанавливают там, а потом наводят порядок на рабочем месте.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга.
Детская художественная литература
1. Данько В. Я. С утра до вечера. Стихи для самых маленьких. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
2. Дерягина Л. Б. Путешествие в город Сломанных Игрушек. Сказка, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
3. Железнова К Р. Волшебная черепашка. Волшебные сказки и необыкновенные истории. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
4. Маура Г. А. Хрустальный зайчик. Стихи для детей.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
5. Иищева И. В. Поюшая лесенка. Сказки и истории для тех, кто еще не ходит в школу. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
6. Онисимова О. И. Самое прекрасное на свете. Сказки и истории для маленьких, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Специальная и методическая литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие. — М., 1997.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.
4. Дубровская Н. В. Новый год. Рождество. Поделки своими руками. — СПб., 2008.
5. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду, - М., 1978
Петрова И. М. Кукольная оранжерея. — СПб., 2008.
6. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. — М., 1968.
7. Салагаева Л. М. Объемные картинки. Ручной труд для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2007.
8. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких, — СПб., 2008.
9. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.
10. Тихеева Е, И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1981.
11. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотпарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1977
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................... 3
Конспекты занятий по пересказу в старшей группе............. 10
Конспект занятия по сказке «Путешествие в город
Сломанных Игрушек».......................................... 10
Конспект занятия по сказке «Приключения розовых
босоножек»............................................................ 18
Конспект занятия по сказке «Трусливый котенок»........... 24
Конспект занятия по сказке «История о бездомном
щенке, который нашел себе хозяйку»................. 29
Конспект занятия по рассказу «Волшебный
колпак».................................................................. 35