Конспекты занятий по пересказу в старшей группе

Нищева Н. В.

Н71 Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Фор­мирование навыка пересказа. Конспекты занятий с использо­ванием серии «Книжки на вырост». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ­СТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2009. - 80 с.

ISBN 978-5-89814-478-4

В настоящем пособии приведены конспекты интегриро­ванных занятий по обучению пересказу старших дошкольников. Для пересказа предлагаются рассказы и сказки современных российских авторов, напечатанные в серии «Книжки на вы­рост» издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

ISBN 978-5-89S14-478-4

Конспекты могут быть использованы как педагогами мас­совых, так и логопедических групп ДОУ.

© Нищева Н. В., 2009 © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие связной речи и формирование навыков обще­ния — одна из главных задач детского сада.

Связная речь представляет собой развернутые высказыва­ния, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

Если в раннем возрасте речь малыша ситуативная, экспрессивнaя, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью. К семи годам нормально развивающий­ся ребенок должен овладеть основными формами устной ре­чи — внешней (устной) и внутренней, диалогической и моно­логической.

Диалогическая речь — наиболее простая форма устной ре­чи, характеризующаяся семантическим, структурным и смыс­ловым единством, служащая для непосредственного живого об­щения людей. Эта форма речи ситуативная и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразитеильные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого вы­сказывания, использовать стереотипные разговорные кон­струкции.

Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навы­ков поведения.

Дошкольники овладевают диалогической речью под руко­водством взрослых. Средства влияния педагога на диалогиче­скую речь дошкольников разнообразны, но важнейшим из них является организация речевого общения детей в повседневной жизни и на занятиях.

Можно рассмотреть один из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников — беседу.

Беседа представляет собой заранее подготовленный разго­вор педагога с группой детей на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошколь­ника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логиче­ские высказывания, оценочные суждения, активизируется сло­варь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стиму­лирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве. Темы бесед намечаются в соответствии с изучаемыми лексиче­скими темами и в рамках ознакомления дошкольников с окру­жающим.

В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

В начале беседы необходимо создать соответствующий те­ме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание. На этом этапе могут использоваться разнообразные приемы: демонстрация игруш­ки, предмета, живого объекта, фотографии, предметной или сюжетной картинки, загадывание загадки или чтение стихо­творения, прослушивание фрагмента музыкального произве­дения. Следует объяснить детям цель беседы и обосновать ее необходимость.

Основная часть беседы обычно делится на этапы, каждый из которых соответствует определенному разделу темы. Ис­пользуя разнообразные приемы, педагог должен обеспечивать плавный переход от одного этапа к другому, подводя итог высказываниям детей. Основным приемом работы в этой части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно-речевую за­дачу. Важно, чтобы вопросы были четкими и конкретными, задавались неторопливо. Особенно ценны вопросы проблемного характера: почему? Зачем? По какой причине? Откуда? Как узнать.? Педагогу следует давать детям указания, как сле­ду I «> I печать — кратко или полно. Если на вопрос требуется развернутый ответ, целесообразно наметить план ответа. Можно активно использовать и такие приемы, как показ наглядного м.in-риала, чтение отрывков художественных произведений, рассказ или объяснение, игровые задания и занимательные упражнения. Следует отметить, что демонстрация наглядного материала во время беседы должна быть кратковременной, педагогу следует вовремя убрать продемонстрированный предмет или картинку, чтобы они не отвлекали детей. В этой части беседы важно следить, чтобы эмоциональный настрой детей не только сохранялся, но и нарастал, что позволит удерживать их внимание. Решению этой задачи способствует использова­ние игровых приемов и чтение художественных произведений.

Конец беседы краток по времени и подводит к синтезу темы. Эта часть беседы наиболее эмоциональна, действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение, пожела­ния детям в их дальнейших наблюдениях.

Педагогу следует уделить особое внимание активизации каждого ребенка в процессе беседы, для чего можно использовать различные приемы: предварительную подготовку детей, дифференцированные вопросы и задания.

Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. К семи годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ является сравнительно простым видом речевой де­ятельности и представляет собой связное воспроизведение про­слушанного текста. Следует напомнить, что пересказ —- это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включа­ет в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содер­жание, но, осмысливая текст, он передает его свободно.

Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. На занятиях по пересказу уточ­няются словарь детей и звукопроизношение, развиваются ре­чевой слух, внимание, память, мышление, воспитывается чув­ство языка, формируется интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказы­вают эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на малышей.

Педагоги должны хорошо знать, какую структуру имеет занятие по пересказу:

• вводная часть;

• первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;

• беседа с целью уточнения содержания, привлечения вни­мания детей к языку произведения;

• вторичное чтение с установкой на запоминание и после­дующий пересказ;

• пауза для подготовки детей к ответам;

• пересказ текста несколькими детьми;

• оценка работы детей.

В вводной части занятия используются приемы, готовя­щие детей к восприятию произведения, формирующие соот­ветствующий эмоциональный настрой, организующие внима­ние. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотвор­ного текста, прослушивание музыкального произведения.

Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и вырази­тельно. Детей ни в коем случае не следует предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность вос­приятия произведения и его максимальное эмоциональное воздействие.

Не менее важную роль играет и беседа после первичного прочтения текста. Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание детьми идеи произ­ведения, выделить основные моменты, охарактеризовать пер­сонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения. Следует привлечь внимание детей к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений, отработать с ними произношение сложных и фонетическом отношении и по слоговой структуре слов. В беседе уместно использовать такой прием:

- Послушайте еще раз, как описано дерево. А как можно сказать о нем по-другому?

Кто может что-то добавить?

Следует уделить внимание уточнению предикативного словаря дошкольников, используя следующий прием:

- Что делали дети? Перечислите все их действия.

В подготовительной к школе группе можно обратить вни­мание детей на разнообразие синтаксических конструкций.

Повторное чтение произведения после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа.

Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или целиком одним ребенком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно ис­пользовать пересказ с изменением лица рассказчика, выбороч­ным пересказ, пересказ по ролям.

Обязательным этапом работы на таком занятии являются оценка работы детей, краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка. Это важный обучающий прием, и им не следует пре­небрегать, хотя опыт показывает, что этот последний этап занятия часто смазывается или опускается ввиду нехватки вре­мени.

Педагоги должны знать приемы, которые можно исполь­зовать на занятиях по пересказу, и хорошо владеть каждым из них. Это такие приемы, как обращение к личному опыту де­тей, показ наглядного материала, образец чтения произведе­ния, вопросы к детям, объяснения, указания, упражнения (индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз), подсказ слова или фразы педагогом, совместный пересказ педагогом и ребенком, отраженный пересказ, пересказ по ролям, хоро­вое про го вари ванне коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка.

В детском саду для обучения детей пересказу широко ис­пользуются сказки. Они служат прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко вы­ражены, мотивы поступков понятны. Важно эстетическое воз­действие сказок, мелодики их языка на детей.

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для воспри­ятия детьми грамматических форм, выразительностью, образ­ностью, наличием определений, сравнений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.

Сказки для пересказа должны быть подобраны в зависи­мости от уровня развития детей, состояния их внимания, па­мяти и речи.

Пересказ сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся овладевать род­ным языком, его образным строем, приобщаются к подлинно художественной речи. В процессе овладения пересказом акти­визируется образное мышление дошкольников, стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, ло­гически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонети­ческая, интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чув­ства ребенка, его эмоциональные и эстетические пережива­ния. Идет активное пополнение и расширение словаря, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повто­рение ребенком нового слова в различных вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при переска­зе. Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизво­дит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на личность, на его речевое развитие усилива­ется.

Hа занятиях по пересказу дети приучаются к умственному труду. У них формируется умение усваивать речевые образы.

Для решения вышеперечисленных задач на занятиях по пересказу сказок педагог может использовать беседу, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрацию наглядного материала . Выбор приемов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности.

Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями педагог стремится сосредоточить внимание детей на содержании сказки, добивается, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев. Поскольку речевая практика детей на занятиях по пересказу строится на языковом материале прочитанного произведения, педагог должен различны­ми приемами привлекать внимание детей к словосочетаниям, оборотам, ритмическим особенностям текста и т.п. Педагог должен умело побуждать детей к повторению тех или иных предложений, то есть к следованию языковым образцам. В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Они приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действу­ющих лиц и своего отношения к описанным персонажам, со­бытиям, действиям.

И настоящем пособии приведены конспекты интегрированных занятий по обучению пересказу детей старшего до­школьного возраста. Для пересказа предлагаются рассказы и

сказки современных российских авторов, напечатанные в се­рии «Книжки на вырост» издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Конспекты могут быть использованы как педагогами массо­вых, так и логопедических групп ДОУ.

Занятие 1

Тема. Пересказ последней главы сказки «Путешествие в город Сломанных Игрушек».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержа­ние текста полно, последовательно, выразительно, совершен­ствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, вы­разительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать нравственные пред­ставления, навыки сотрудничества, активность и инициатив­ность.

Оборудование. Мольберт, сказка «Путешествие в город Сломанных Игрушек»[1], CD, музыкальный центр, цветная бу­мага, ножницы, фломастеры, клеевой карандаш, влажные сал­фетки.

Предварительная работа. Разучивание подвижного упраж­нения «Мячик мой».

Ход занятия

1. Организационный момент. Чтение педагогом стихотворе­ния Б. Заходера «Игрушки». Создание эмоционального поло­жительного фона.

Педагог - сообщает детям о начале занятия и приглашает их на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.

Педагог

Дети любят игрушки —

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто

Это не все

Замечают...

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают, —

Мы ведь знаем, что слезы

От бед не спасают...

Не заметишь обиды

По нашему виду —

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают...

Оттого-то не знают

(И знать не хотят!),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Б. Заходер

Я не случайно рассказала вам это стихотворение. Целую неделю мы с вами слушали сказку «Путешествие в город Сло­манных Игрушек», и сегодня мы послушаем последнюю главу по го произведения.

2. Первичное прослушивание сказки детьми с одновремен­ным просмотром иллюстраций. Развитие речевого слуха, чувст­ва языка.

Педагог включает запись последней главы сказки, так как все книжки из серии «Книжки на вырост» снабжены CD, на которых произведения для детей читают петербургские масте­ра художественного слова. Это позволяет детям услышать пра­вильную грамотную русскую речь, литературное произношение. Во время прослушивания педагог демонстрирует детям иллю­страции из книжки.

3.Беседа по прочитанному. Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.

Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми.

Педагог. Как наши герои попали в город Сломанных Игрушек?

Дети. Они мчались всю ночь, сидя на теплой печке. Миша определял путь по звездной карте, которую подарил ученый-звездочет.

Педагог. Где высадил их Емеля утром?

Дети. Утром Емеля высадил их на морском берегу у стен города Сломанных Игрушек.

Педагог. Каким был этот город?

Дети. Он был уютным и симпатичным. Аккуратные до­мики с красными крышами, зеленые скверики с пышными деревьями и цветочными клумбами.

Педагог. Чем занимались жители города?

Дети. Они занимались самыми обычными делами: поли­вали цветы, подметали дорожки, прогуливались.

Педагог. Как они выглядели?

Дети. У каждой игрушки был какой-нибудь недостаток. У одних не хватало уха, у других лапы висели на тонких нит­ках. Все игрушки были сломаны.

Педагог. Какое настроение было у Василька?

Дети. Васильку стало очень грустно.

Педагог. Как друзья нашли дорогу к Фее Игрушек?

Дети. Им показал ее желтый медвежонок.

Педагог. Где жила Фея?

Дети. Фея жила в красивом замке с башнями. Замок окружали нарядные розовые кусты.

Педагог . Удалось ли друзьям попасть в замок?

Дети. не удалось. Двери были крепко заперты.

Педагог Что же они сделали?

Дети. Они сели на скамейку и стали думать, что же им

III' ЛЛ I I.

Педагог. Что произошло дальше?

Дети. Они услышали чей-то плач. Василек раздвинул ветки кустов и увидел девочку, которая сидела на траве и громко плакала.

Педагог. Что сделали друзья? И что им рассказала новая знакомая?

Дети. Они познакомились с девочкой. Оказалось, что ее зовут Даша. Она пришла к Фее попросить прощения за то, что нечаянно сломала куклу. Она не хотела, чтобы Фея забрала куклу. Но в замок Даше тоже не удалось попасть.

Педагог. Что предложил друзьям и Даше Василек?

Д е г и. Он сказал, что, раз в замок не попасть, можно пока пойти в город и починить игрушки.

Педагог. Это им удалось?

Д ет и. Да. Они работали быстро. Василек чинил машинки, роботов и кораблики. Ведь у него была с собой отвертка. А Даша пришивала мягким игрушкам уши, лапы и хвосты. Миша и Тоби подбадривали работников веселыми разговорами.

Педагог. Что произошло вечером?

Дети. Пора было возвращаться к замку Феи.

Педагог. Что они увидели, подойдя к замку, и что сде­лали?

Дети. Они увидели, что дверь приоткрыта, и вошли внутрь. В замке они прошли в большой зал, украшенный воздушными шарами.

Педагог. Кого они видели там?

Дети. Они увидели нарядную девушку, похожую на кра­тную куклу. Это и была Фея Игрушек.

Педагог. Что Фея сказала друзьям?

Дети. Она сказала, что давно ждала тех, кто придет в Город Сломанных Игрушек и починит их. Она могла сделать это сама с помощью волшебной палочки, но ей важно было, чтобы это сделали дети. Теперь город можно назвать городом Веселых Игрушек. Еще она сказала, что за проделанную ра­боту у нее можно попросить любую награду.

Педагог. Что же попросил у Феи Василек?

Дети. Он попросил, чтобы его игрушки стали как новень­кие. Еще он попросил, чтобы Фея отослала Несмеяне говоря­щего медведя, а ее батюшке-царю — набор матрешек.

Педагог. Чего захотела Даша?

Дети. Даша захотела, чтобы ее любимая кукла поправи­лась.

Педагог. Что было потом?

Дети. Друзья попрощались с Несмеяной, и она сказала, что им пора по домам.

Педагог. Чем закончилась сказка?

Дети. Василек проснулся в своей кроватке. Он увидел, что Миша по-прежнему одноглазый, а Тоби одноухий. Маль­чик понял, что все чудеса происходили во сне. Тогда он бы­стро оделся, заправил постель и сложил игрушки в ящик. А когда пришла мама, попросил ее помочь починить игрушки. Мама пришила мишке глаз, а собачке ухо, а папа помог Ва­сильку починить и другие игрушки: машинки, вездеходы и железную дорогу. На прогулке Василек встретил Дашу, и они заново познакомились.

Педагог. Понравилась ли вам эта сказка? Почему?

Дети отвечают на вопрос педагога.

Педагог. Каким был Василек в начале сказки и каким стал потом?

Дети. В начале сказки Василек ломал игрушки, не убирал их на место. Он был неаккуратным и ленивым. А после путе­шествия в город Сломанных Игрушек он стал аккуратным мальчиком и перестал ломать игрушки.

4. Подвижное упражнение «Мячик мой». Координация речи с движениями. Совершенствование навыка выполнения прыжков на обеих ногах.

Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им выполнить знакомое упражнение.

Друг веселый, мячик мой (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной (по 2 взмаха левой и правой руками по очереди, как бы

удары по мячу)

Раз, два, три, четыре, пять (5 прыжков на носочках, руки на поясе)

Хорошо с мячом играть. (по 2 взмаха левой и правой руками по очереди,

Как бы удары по мячу)

В. Волина

5. Повторное рассказывание последней главы сказки педагогом с нацеливанием на последующий пересказ. Развитие реречевого слуха.

Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом.

Педагог. А теперь я прочитаю вам последнюю главу сказки старайтесь хорошо запомнить ее, потому что вы бу­дете ее пересказывать.

Педагог выразительно рассказывает последнюю главу сказки.

6.. Пауза для подготовки детей к пересказу. Напоминание педагогом плана пересказа. Развитие речевого слуха.

Педагог настраивает детей на пересказ.

Педагог. Немного подумайте и попробуйте пересказать прочитанную вам главу сказки. Не забудьте, что она начинается с описания того, как друзья оказались в городе Сломанных Игрушек. Опишите город и его обитателей. Потом расскажите, как друзья нашли замок Феи Игрушек и кого встретили после пего. Опишите то, что делали друзья в городе, когда им удалось попасть в замок. Расскажите о встрече друзей с Феей. Наконец, перескажите окончание сказки.

7. Пересказ сказки несколькими детьми по частям. Развитие связной речи.

Педагог вызывает трех-четырех детей и, если есть необходи­мость, напоминает каждому из них план пересказа его части. II совершение этого этапа работы дети оценивают пересказ то­варищей и объясняют, чей рассказ им понравился больше и почему.

8. Изготовление поделки «Собачка» в технике оригами1.Развитие конструктивных навыков.

Педагог приглашает детей к столу, на котором приготов­лено все для изготовления поделки.

Педагог. Я предлагаю вам превратиться в волшебников и сделать из бумаги щенка Тоби. Мы все вместе сделаем одну поделку. Возьмите два одинаковых квадрата. Перегните один квадрат пополам, совмещая боковые углы (I).

Один ребенок выполняет это задание.

Педагог. Опустите верхние стороны, образуя полоски, одинаковые по ширине (2).

Второй ребенок выполняет это задание.

Педагог. Согните одну половину детали от себя (3).

Третий ребенок выполняет это задание.

Педагог. Разогните полоску (4), переверните (5), согните угол (6). Туловище готово (7).

Четвертый ребенок выполняет это задание.

Педагог. Перегните второй квадрат пополам, опуская верхние стороны на нижние (8).

Пятый ребенок выполняет это задание.

Педагог. Опустите верхние стороны к линиям перегиба (9).

Это задание выполняет шестой ребенок.

Педагог. Поднимите нижний уголок (10). Согните уго­лок-носик на нижнем треугольнике. Согните верхнюю часть от себя (11).

Это задание выполняет седьмой ребенок.

Педагог. Закрасьте уголок-носик, нарисуйте глаза, рот.

Это задание выполняет восьмой ребенок.

Педагог. Соедините обе части поделки.

Это задание выполняет девятый ребенок.

Педагог. Вот Тобик и готов (12). Молодцы! Вы работали дружно, и поделка получилась. Похлопайте себе!

Дети хлопают себе, а потом убирают рабочее место.

9. Пересказ сказки педагогом или одним из детей. Развитие речевого слуха, связной речи.

Педагог кратко пересказывает сказку целиком или вызывает для этого наиболее подготовленного ребенка.

конспекты занятий по пересказу в старшей группе - student2.ru

10. Окончание занятия. Оценка работы детей. По предложению педагога дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии, чему научились. Педагог оценива­ет деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Тема. Пересказ сказки «Приключение розовых босоно­жек».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержа­ние текста полно, последовательно, выразительно, совершен­ствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, вы­разительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать нравственные пред­ставления, навыки сотрудничества, активность и инициатив­ность.

Оборудование. Мольберт, сказка «Приключение розовых босоножек»[2], CD, музыкальный центр, альбомные листы по числу детей, восковые мелки, предметные картинки с изобра­жениями обуви.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гим­настики «Новые кроссовки».

Ход занятия

1. Организационный момент. Чтение педагогом стихотворе­ния Г. Демыкиной «Две туфельки тип-топ». Создание эмоцио­нального положительного фона.

Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.

Педагог.

Пошли две туфельки тип-топ

По лугу как-то раз.

И у тропинки — тип да топ! —

Они пустились в пляс!

А вслед за ними — луг и лес,

И дальнее село,

И солнце спрыгнуло с небес,

Пошло, пошло, пошло...

И только на исходе дня

Оно сказало: «Стоп!

Переплясали вы меня,

Две туфельки тип-топ!»

Оно уснуло прямо тут,

У луговой тропы,

А туфельки домой идут:

Топы, топы, топы.

И прочитала вам это стихотворение, потому что сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Приклю­чение розовых босоножек».

}. Первичное прослушивание сказки детьми с одновремен­нымпросмотром иллюстраций. Развитие речевого слуха, чувства языка.

Педагог включает запись сказки. Во время прослушивания сказки детьми педагог демонстрирует детям иллюстрации из книжки.

2. Беседа по прочитанному. Развитие диалогической речи, просодики, интонационной выразительности, памяти.

Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми.

П еда го г. С чего начинается сказка «Приключение розовых босоножек»!

Дети. Сказка начинается с описания того, как шла тор­моши в магазине «Каблучок».

Педагог. Что происходило в магазине каждый вечер, мина хозяйка закрывала его и уходила домой отдыхать?

Дети. Все обитатели магазина спускались со своих полок и удобно устраивались на полосатом коврике, чтобы поболтать друг с другом.

Педагог. Представьте себе обувь, которая участвовала в беседе. Подумайте, какой голос был у каждой пары. Ответьте на мои вопросы выразительно. Кто начал беседу?

1- й ребенок. Беседу начали розовые босоножки. Он ска­зали с досадой: «Сегодня нас примеряла премиленькая девоч­ка, но мы оказались ей малы».

Педагог. Кто продолжил беседу?

2- й ребенок. Беседу продолжили нарядные лакирован­ные туфельки. «А нас примеряли целых три раза. Ох и устали же мы!» — вздохнули они.

Педагог. Что сказали кожаные кроссовки?

3- й ребенок. «Друзья, помните ли вы синие кеды? Их купили для мальчугана, который живет в доме напротив. И представьте себе, он совершенно самостоятельно завязыва­ет шнурки!»

Педагог. Верно. И вся обувь позавидовала кедам, которые попали к такому хорошему хозяину. Кто продолжил беседу?

4- й ребенок. Беседу продолжили оранжевые сандалии. Они сказали: «А вы заметили, что в нашей компании не ос­талось ни одних шлепанцев? В городе ужасно жарко. Люди отправились на пляж загорать, а шлепанцы для этого самая удобная обувь. Ни шнурков, ни застежек...»

Педагог. А что сказали на это резиновые сапоги?

5- й ребенок. Они сказали: «Скорей бы пошел дождь. Так хочется пройти по лужам. А если нам повезет, побываем в лесу, побродим по утренней росе или хотя бы один раз попа­дем в великолепную лужу, которая бывает возле кондитерской лавки всякий раз после дождя».

Педагог. Так они еще долго болтали и обсуждали планы на будущее. Но кто скомандовал им: «Отбой!»?

6- й ребенок. Это были черные солдатские ботинки.

Педагог. Что сделала обувь?

Дети. Все пожелали друг другу спокойной ночи и отпра­вились на свои места.

Педагог . Кто же не послушался солдатских ботинок?

Дети. Не послушались розовые босоножки. Они взялись за ремешки и отправились в путешествие.

Педагог. Почему они решились на такой дерзкий посту­пок.'

Дети. Они были мечтателями. Кроме того, они простояли на полке почти целое лето и устали ждать своего хозяина.

Педагог. Куда направились босоножки и что там увидели?

Дети. Они поднялись на крышу. Вокруг все было тихо и спокойно. На небе сверкали звезды и играли в прятки с бабушкой Луной.

Педагог. Что решили босоножки, полюбовавшись звезд­ным III'OOM?

Дет и. Они решили вернуться обратно в магазин.

Педагог. Но что тут произошло?

Дет и. Их кто-то больно ущипнул сзади.

Педагог. Кто же это был?

Дети. Это была большая черная крыса. Она давно жила и пол нале магазина, а летом перебиралась на чердак.

Педагог. Что почувствовали босоножки, увидев крысу?

Дети. Босоножки ужасно испугались и задрожали от носиков до самых каблучков.

Педагог. Что прошипела им крыса? Постарайтесь сказать это именно так, как сделала она.

1- й ребенок. Крыса прошипела: «Как вы посмели про- пикнуть на мою территорию, малявки? Сейчас я разгрызу вас на кучу маленьких кусочков!»

Педагог. Кто же не позволил крысе сделать этого? Постарайтесь рассказать об этом коротко.

Дети. Босоножкам пришли на помощь солдатские ботин­ки Они всю ночь стояли на посту, как настоящие солдаты. Ботинки узнали, что босоножки попали в беду, и наступили на хвост ужасной крысе. Крыса взмолилась о пощаде. И тогда босоножки прогнали ее навсегда. Говорили, что она поселилась на самом краю города.

Педагог. Чем закончилась сказка?

Дети. Босоножки поблагодарили своих спасителей. А вско­ре их купили для девочки Христины. И теперь они путешествуют по городу вместе со своей хозяйкой.

Педагог. Понравилась ли вам сказка? Почему?

Дети отвечают на вопрос педагога.

4. Упражнение «Попробуй изобразить». Формирование умения передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты) и в рисунке.

Педагог приглашает детей в центр группового помещения.

Педагог. Давайте попробуем показать, какими были герои сказки «Приключение розовых босоножек». Какими были солдатские ботинки?

Дети. Они были смелыми, отважными, решительными, как настоящие солдаты.

Педагог. Попробуйте это показать выражением лица и жестами.

Дети пытаются передать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств.

Педагог. Какими были босоножки?

Дети. Они были маленькими, любопытными, мечтательными.

Педагог. Попробуйте изобразить их именно такими.

Дети вновь пытаются передать эмоциональное состояние с \мощью выразительных средств.

Педагог. А какой была крыса?

Дети. Она была страшной и злой.

Педагог. Изобразите ее.

Дети вновь пытаются передать эмоциональное состояние помощью выразительных средств. Педагог приглашает детей за столы, где уже приготовлено все необходимое для сования.

Педагог. Вы очень выразительно изобразили героев сказки с помощью мимики и жестов. А теперь попробуйте рисовать кого-то из героев восковыми мелками.

Дети рисуют героев сказки. Педагог предлагает им оценить юту друг друга, а потом убирает рисунки и мелки.

5. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Педагог приглашает детей пройти в центр группового поме­щения. Дети делают уже знакомую им пальчиковую гимнастику.


 


Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое на­звание обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка

Новые кроссовки.

Вот так. Вот гак. Ритмично выполняют хлопки ладонями и

Новые кроссовки. удары кулачками.

6. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацелива­нием на последующий пересказ. Развитие речевого слуха.

Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом.

Педагог. А теперь я прочитаю вам сказку. Старайтесь хорошо запомнить ее, потому что вы будете ее пересказывать.

Педагог выразительно рассказывает сказку.

7. Пауза для подготовки детей к разыгрыванию сказки по ролям. Развитие речевого слуха.

Педагог настраивает детей на разыгрывание сказки по ролям и помещает на мольберт перед ними предметные картинки с изображениями розовых босоножек, лакированных туфелек, ко­жаных кроссовок, оранжевых сандалий, резиновых сапожек, чер­ных солдатских ботинок. Он распределяет роли между детьми. Желательно, чтобы в разыгрывании сценки участвовали не те дети, которые отвечали на вопросы педагога.

Педагог. Сейчас вы не просто перескажете сказку, а ра­зыграете сценку, которая произошла в магазине вечером, когда хозяйка ушла домой. Помните о том, что говорить вы должны выразительно, как настоящие сказочные герои.

8.Разыгрывание сцены из сказки несколькими детьми. Раз­витие диалогической речи, просодики, мимики, пантомимики.

Дети берут в руки картинки с изображениями своих героев и разыгрывают сценку.

9. Пересказ сказки педагогом или одним из детей. Развитие речевого слуха, связной речи.

Педагог кратко пересказывает сказку целиком или вызывает для этого наиболее подготовленного ребенка.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По предложению педагога дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии, чему научились. Педагог оценива­ет деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Тема. Пересказ сказки «Трусливый котенок».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержа­ние текста полно, последовательно, выразительно, совершен­ствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической сто­роны речи.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, вы­разительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать нравственные пред­ставления, навыки сотрудничества, активность и инициатив­ность.

Оборудование. Мольберт, сказка «Трусливый к<

Наши рекомендации