Принципы конспектирования лекции
Основная ошибка, которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значительно меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.
Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.
Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.
При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:
1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.
6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.
Техника записи
Принципы записи устного выступления основываются на уже упоминавшемся свойстве речи — ее избыточности, в силу которой некоторые слова и даже части выступления не несут существенной смысловой нагрузки, а являются как бы связывающим звеном, «заполнителем» речи. Поэтому при конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз, 2) сокращение слов.
1. Свертывание фраз. Под свертыванием фраз понимается процедура смысловой компрессии, то есть выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Эта процедура была подробно рассмотрена в предыдущей главе при обучении навыкам рационального чтения.
Кратко напомним основные принципы свертывания фраз. Главное правило: следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Часто можно отбрасывать без потери смысла следующие слова в предложении:
1) группу подлежащего, если она повторяется из предложения в предложение (или заменять ее соответствующим местоимением);
2) синонимичные прилагательные, которые используются в функции определения;
3) наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);
4) некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире;
5) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным.
2. Сокращение слов. Как уже говорилось, при конспектировании необходимо использовать удобные и привычные сокращения слов, так как думать над способом сокращения во время записи некогда. Если навыки сокращений слов развиты мало, необходимо работать над их совершенствованием, добиваясь автоматизма. При этом следует помнить основные принципы сокращенияслов:
1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.
2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных — падеж и число, у глаголов — лицо и время).
3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный.для его восстановления в данном контексте (например, сокращение след, может относиться к различным словам: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).
4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.
5. Незнакомые слова надо записывать полностью.
При конспектировании можно использовать следующие способысокращения слов:
1) сокращение по первой букве.
Такой способ рекомендуется для частотных слов:
XX в., XIX—XX вв.,
1996 г., 1995—1996 гг.,
с.120,
н.э. (нашей эры),
г. Москва, р. Ока,
т.е. (то есть), т.к. (так как),
ж.д. (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный),
с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный);
2) сокращение по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание).
Такой способ применим для сокращений прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые ими существительные:
центр, место, офиц. сообщение, геогр. название, историч. событие и т.п.;
3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис.
Этот способ применим ко многим словам:
ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что использование таких сокращений индивидуально и в большой степени зависит от сложившейся привычки;
4) использование аббревиатур.
Аббревиатура — сокращение по начальным буквам слов. Аббревиатуры удобно использовать для обозначения ключевого понятия, о котором идет речь. Такой принцип применяется в энциклопедиях, когда слово, обозначающее заголовок статьи, сокращается одной заглавной буквой. Например, если тема лек- ции — культура речи, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой КР;
5) использование математических символов.
Существует много математических символов, которыми можно заменять слова при конспектировании: >, <, =, + , знак существования, знак принадлежности, знак «любой», знак суммы, знак «следовательно» и т.п.
Слушание в ситуации диалога
В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации -(обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека. Исследования показали, что не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.
Разработаны специальные тесты, позволяющие оценить способность человека слушать. Один из таких тестов мы предлагаем выполнить.
Тест
Умеете ли вы слушать?
На каждый вопрос теста можно ответить следующим образом: почти все-
гда — 2 балла,
в большинстве случаев — 4 балла,
иногда — 6 баллов,
редко — 8 баллов,
почти никогда — 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) не интересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры собеседника?
3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?
5. Перебиваете ли вы собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?
Подсчитайте общее количество баллов.
Максимальная способность слушать оценивается 100 баллами. Если вы набрали 62 балла, то вы — слушатель выше среднего уровня. Вообще, чем больше баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Проведенные эксперименты показали, что средний балл слушателей — 55.
В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективногослушания:
1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать. Правильная поза помогает сосредоточиться.
3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.
4. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.
6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.
9. -По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.
10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.
Вопросы и задания
1. Ниже в случайном nopяgke перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя:
Экономит время, слушая рационально.
Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
Считает, что хранит композицию выступления в голове.
Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
Помогает оратору.
Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.
Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.
Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
Видит, чувствует и слышит.
Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.
Считает скучным внимательно слушать.
Отвлекается на критику оратора.
Пытается осмыслить недопонятое.
Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.
Слишком возбужден и часто отвлекается.
Проанализируйте их и запишите в следующую таблицу:
Хороший слушатель | Плохой слушатель |
2. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы:
1) Какова главная цель оратора — информирование, убеждение или развлечение?
2) Можете ли вы определить структуру речи?
3) Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе?
4) Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему?
5) Сделал ли оратор детальное резюме в заключении?
6) Какой тип заключения использовал оратор?
Ответы на тест
«Проверьте свою способность слушать и анализировать»
1. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».
2. Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и
«грабитель, который поспешно скрылся», — одно и то же лицо.
3. Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.
4. Ложно, так как «содержимое» — не обязательно деньги.
5. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.