Препятствия, создаваемые умом
Господь Кришна говорит: “Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом” (Б.-г., 6.6). Ум является частью тонкого тела, состоящего из ума, разума и ложного эго. Ум – это центр чувственной деятельности. Шрила Прабхупада пишет: “Ум является центром деятельности чувств, поэтому, когда мы слышим об объектах чувств, наш ум наполняется мыслями о мирских удовольствиях, в результате чего ум и чувства становятся опорными пунктами вожделения” (Б.-г., 3.40, комм.).
Все, кто занимаются духовной практикой, стремятся контролировать ум, а не быть под контролем ума. В большинстве случаев ум является единственной причиной того, что препятствия на нашем пути кажутся нам непреодолимыми. Поэтому, обуздав ум, мы сможем решить большинство обсуждаемых в этой книге проблем: сомнения в сознании Кришны, незаконный секс, неспособность повторять мантру и др.
Ценная информация об уме содержится в Одиннадцатой песни “Шримад-Бхагаватам”, в главе, озаглавленной “Песня брахмана Аванти”. Аванти был богатым торговцем, жестоким и часто впадавшим в гнев. Но по воле судьбы и вследствие кармы он лишился всех своих денег. И тогда Аванти отрекся от мира. Однако, едва он уселся медитировать, как люди принялись дразнить его и унижать. Терпя все эти оскорбления, Аванти пел песню о непривязанности:
Не в этих людях – причина моего счастья и страданий. Ни полубоги, ни тело мое, ни планеты, ни моя работа, ни время не были тому причиной. Это ум – лишь он один – приносит человеку счастье и страдание и поддерживает круговорот материальной жизни.
С незапамятных времен все чувства находятся под контролем ума, а сам он никогда и никому не подчиняется. Ум сильнее сильного и ужасен во власти своей, равной власти Бога А потому, если человеку удается подчинить себе ум, он становится господином всех своих чувств.
Не в силах одолеть этого непобедимого врага – ум, который терзает сердце и желаниям которого невозможно противостоять, – огромное количество людей находится в полной иллюзии, постоянно ссорясь друг с другом без всякой на то причины. Так они считают, что кто-то для них – друг, кто-то – враг, а к остальным они безразличны.
– Бхаг., 11.23.46-48
Брахман Аванти сделал вывод, что нужно укрыться у лотосных стоп Кришны, и тогда все проблемы будут решены. С точки зрения Абсолюта все наши проблемы воображаемы. Другими словами, они существуют лишь у нас в уме. Возьмем, к примеру, телесные болезни. Когда вы заболеваете, вы впадаете в депрессию, иногда даже можете потерять веру в Бога, который “позволил, чтобы это случилось со мной”. Но если вы подчинили себе свой ум, то вы принимаете болезнь как должное, и от этого ваши отношения с Кришной становятся более глубокими. Телесные недомогания – не плод воображения ума, но то, как мы их воспринимаем – как нечто благоприятное или неблагоприятное, – зависит от состояния ума.
Истинный контроль ума достигается сосредоточением его на служении Кришне. Личность, осознавшая себя, встречаясь с препятствиями на своем пути, рассматривает их с практической и философской точки зрения, при этом непоколебимо оставаясь в сознании Кришны. Но те, чьи умы слабы, находят неразрешимыми даже самые незначительные проблемы. Поэтому мы и говорим, что их проблема – в их собственных умах.
Для тех, кто находится под каблуком у своего ума, важно научиться отличать себя от него. Если мой собственный ум полностью управляет мной, то я не смогу освободиться от его “реалий”. Я описал эти ощущения в стихотворении:
Эта тонкая материя ума!
Ее движения невозможно уловить,
бесцветна и не отражается в воде,
но выглядит реальней
пяти великих элементов.
Когда я отправляюсь на прогулку,
Она идет со мной,
Со мною вместе пробираясь через слякоть.
Неуправляемый ум бывает особенно разрушительным, когда обращается к незаконному сексу. Поскольку ум – центр чувственной деятельности, то когда он становится одержим желанием заняться мастурбацией или сексуальным совокуплением, то человеку почти ничего не остается, кроме как полностью подчиниться этому побуждению. Единственная наша надежда – это уцепиться за реальность прежде, чем наш ужасный ум подсунет нам собственный сценарий. Шрила Прабхупада описывал три психические функции: размышление, ощущение, желание. Мы должны стараться отслеживать действия ума еще на уровне размышления и использовать разум, чтобы обуздывать ум. Тогда за правильными мыслями последуют правильные ощущения и действия. Как утверждается в “Упадешамрите” Рупы Госвами, только тот, кто может контролировать побуждения ума, языка, желудка и гениталий, достоин называться госвами, то есть хозяином своих чувств.
ТАКТИКА МЕТЛЫ И БАШМАКА
Вайшнавские ачарьи в помощь нам предлагают различную тактику укрощения непокорного ума и занятия его в служении высшему "я". Один из приемов – это просто игнорировать ум. Вишванатха Чакравати утверждает, что этого можно добиться, принимая определенные обеты и развивая в себе решимость осознать Кришну. Он приводит такой пример: накануне Джанмаштами преданные дают обещание соблюдать пост. В течении дня приходит голод, и ум начинает требовать пищи. Но поскольку разум остается твердым в своем решении поститься, преданный не испытывает неудобств и не обращает внимания на возмущенные крики ума.
Другой способ, предложенный Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, заключается в том, что “утром, едва проснувшись, вы должны сто раз ударить ум метлой, а вечером, перед сном, – еще сто раз башмаком”. Обычно этот совет вызывает улыбки. Однако он вполне серьезен. Неужели мы должны бить себя по голове метлой? Да, это наставление можно воспринимать буквально. А говоря образно, это означает вбивание в себя здравого смысла. Как только мы просыпаемся, наш ум наполняется требованиями чувств. И вместо того, чтобы покорно слушаться этих требований, зачастую вздорных, мы должны, крепко ухватив свой ум, хорошенько “побить” его разумным планированием и последующими решительными действиями.
Например, проснувшись утром, я вижу, взглянув на часы, что пора вставать на мангала-арати. Но ум говорит: “Нет, я хочу остаться в постели, и вообще, слишком холодно, чтобы вставать”. Такое предложение ума не соответствует моим истинным намерениям, а потому я должен отвергнуть его. Те “сто раз”, о которых говорил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, означают, что в нашем уме не одна глупая или разрушительная идея, а множество. И “бить” их следует, пока они еще не полностью сформировались. Для этой цели он предлагает нам использовать метлу. Если подобный совет кажется нам забавным, то это тоже неплохо. Мы должны научиться смеяться над собой; в противном случае мы можем кончить тем, что будем относиться к запросам ума чересчур серьезно. Нет, я не ум. Я – чистая душа, вечный слуга Кришны.
Процесс битья, предложенный здесь, – это не акт мазохизма. Игнорированию глупых запросов ума должно сопутствовать выполнение наставлений гуру, садху и шастр. Но сначала мы должны показать уму, кто из нас главный, иначе нам придется и дальше блуждать вслед за изменчивым (чанчала) умом.
ОСЛАБИТЬ УДИЛА
В некоторых случаях с умом лучше помириться. Если мы будем постоянно избивать свой ум и сурово обращаться с ним, то он непременно восстанет. Это напоминает верховую езду: наезднику следует крепко натягивать уздечку, но если делать это постоянно и слишком сильно, то лошадь начнет брыкаться. Мы должны дать понять лошади, кто из нас главный, но иногда бывает нужно передать ей инициативу и позволить бежать самой. Предположим, мы пытаемся обуздать склонность ума к перееданию. Мы знаем, что переедание является препятствием на пути преданного служения. Но значит ли это, что мы должны заставить ум полностью отказаться от мыслей о еде или заморить тело голодом? Язык посылает запрос уму, требуя для себя чего-то съедобного, и мы даем резолюцию: “Да, ты можешь поесть, но ешь только Кришна-прасад, и не слишком много”. Заранее принятое решение о том, что мы должны есть, разумные объяснения последствий переедания, а также игнорирование экстравагантных запросов ума, – всё это поможет нам избежать переедания, не “добивая” свой ум. В конце концов, Кришна не говорит, что ум – наш вечный враг, ум может стать и хорошим другом.
Компромиссы с умом, на которые мы идем, должны быть в рамках правил и предписаний преданного служения. Мы желаем служить Кришне, а не услаждать свои чувства. На начальных этапах это желание поддерживается соблюдением регулирующих принципов, следованием определенным правилам и предписаниям. На высшей ступени бхакта погружается в состояние транса преданности, самадхи, и не желает больше ничего, кроме любовного служения Господу Кришне.
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ
Предположим, нам удалось в основном восстановить свое психическое здоровье, мы научились контролировать ум, и теперь он не подталкивает нас к греховным и недостойным действиям. Но все равно мы обнаруживаем, что не способны управлять умом ежесекундно. Мы научились контролировать себя и направлять свои желания на то, чтобы провести день в преданном служении, мы не очень сомневаемся в философии и не планируем занятий незаконным сексом. В этом наш разум тверд. Но время от времени мы отвлекаемся. Когда мы повторяем мантру, мы не можем сконцентрироваться на ее звучании. Когда мы стоим перед Божествами, наши глаза видят божественные формы, а ум в это время тащит нас за собой по всей вселенной. И когда даршан подходит к концу, мы осознаем, что были совершенно не способны сосредоточиться на лотосных стопах Господа. Это то печальное состояние, когда преданный может одно за другим совершать внешне безупречные действия, но механически, не погружаясь при этом в преданное служение.
Иногда преданные жалуются, что, как им кажется, утренняя программа, которая состоит в основном из пения санкритстких стихов, слишком скучна. Один из способов занять свой ум во время этого служения – это ознакомиться с содержанием стихов и проникнуться смыслом исполняемых бхаджанов. Это поможет нам как при воспевании маха-мантры, так и при созерцании Божеств. Например, во время мангала-арати преданные поют “Гурваштаку”, прославляющую духовного учителя. Этот бхаджан создает неповторимое благоговейное настроение. Каждый стих рассказывает о том, как гуру наставляет своих учеников: в киртане, поклонении Божествам, предложении прасада и так далее. После “Гурваштаки” мы поем молитвы Господу Нрисимхадеве, которые довольно сильно отличаются от молитв духовному учителю. Мы просим Господа, низошедшего на землю в форме полульва-получеловека, защитить нас от демонов. И сразу же после этого мы поем изумительный бхаджан растению туласи. В этой песне мы выражаем желание стать помощницами гопи в лиле Радхи и Кришны на Голоке. И если мы произносим все эти молитвы в одинаковом тоне, как будто все они отражают одно и то же настроение, то это потому, что мы не придаем значения содержанию стихов. Но как только мы ознакомимся как следует с переводами, даже не вникая в тонкости санскритской грамматики, смысл этих стихов поразит нас. Если мы сосредоточимся на значении слов шри-радха-говинда-преме сада джена бхаси и будем думать о Радхе и Кришне, а также о том, что мы Их слуги, если прочувствуем строчки махапрабхох киртана-нритйа-гита, в которых говорится об экстазе, испытываемом гуру, когда он ведет харинаму, если задумаемся о следующем стихе – шри-виграхара.., который описывает, как духовный учитель учит нас поклонению Божествам, – то мы обнаружим, как полностью погружаемся в трансцендентную медитацию на возвышенную жизнь в преданном служении в самых разных ее проявлениях. Вникая в смысл этих слов и повторяя их, мы испытываем всё большее вдохновение и уже не чувствуем скуки. Эта тактика очень помогает воспитать ум, который в противном случае, будучи предоставлен самому себе, безобразничал бы всё больше и больше.
“МОЙ ДОРОГОЙ УМ”
Так же как и в случаях с другими препятствиями, вайшнавские ачарьи хорошо знают о проблемах, порождаемых своенравным умом. Борьбу с умом они отразили в своих “молитвах уму”. Из них самые известные – это молитвы “Бхаджаху ре мана” Говинды даса, “Манах шикша” Рагхунатхи даса Госвами, а также молитвы, написанные Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур молит: “О мой ум, почему же ты не хочешь стать вайшнавом?” Если тщательно изучить каждый из этих стихов, то они помогут нам лучше разобраться в дилемме неуправляемого ума.
В своих песнях, обращенных к уму, ачарьи отличают ум от истинного "я". Часто они дают определение уму как невайшнаву. Преданный вступает в диалог с умом и выдвигает сильные аргументы в защиту сознания Кришны. Разум и душа говорят с этой неуправляемой личностью – умом. Высшее "я" ещё не владеет до конца ситуацией, но оно призывает ум: “Мой дорогой ум, стань, пожалуйста, вайшнавом. Почему ты вожделеешь к женщинам? Знай, что все женщины принадлежат Кришне”. А Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур спрашивает: “Мой дорогой ум, почему ты жаждешь славы? Разве ты не знаешь, что она ничем не лучше испражнений свиньи?”
Но давайте не будем описывать нашего друга, наш ум, только с отрицательной стороны. Иногда нам удается проснуться утром в умиротворенном состоянии, и мы начинаем повторять джапу в сотрудничестве с нашим другом. Писания приводят пример возничего колесницы, управляющего конями. Возничий сравнивается с разумом, а вожжи – с умом. Когда мы воспеваем в хорошем сознании, мы ощущаем натянутые вожжи ума, но при этом сохраняем свою власть над ним. Когда возничий управляет сильными конями, он не злится на них и не борется с ними, а наслаждается мощью коней и своей силой, заставляющей коней подчиняться ему. Быстрый бег подвластных возничему коней – восхитительное сотрудничество. Хорошо повторяя мантру, мы обнаруживаем, что нам не требуется больших усилий для периодического напоминания уму: “Ты всё делаешь хорошо, пожалуйста, продолжай слушать святые имена”. Но мы не теряем бдительности, и как только ум начинает отклоняться влево, мы выводим его обратно на дорогу. Мы предупреждаем своего друга: “Не волочись за чувственными наслаждениями”. Но мы не пытаемся полностью игнорировать ум. Если он станет надоедать нам постоянными жалобами: “Здесь слишком жарко, слишком душно, чтобы повторять мантру”, то мы можем ответить: “Хорошо, мой друг, я открою окно. Но теперь ты должен повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе”. И когда в конце концов ум соглашается воспевать имена Господа, тогда и он сам, и тело, и разум, и душа – все погружаются в блаженное самадхи трансцендентного любовного служения. В таком состоянии глубокого единения с Господом Кришной мы легко преодолеем все препятствия, возникающие на нашем пути.
В ДУХЕ БОРЬБЫ
Пока мы находимся в материальном мире, нам приходится встречаться то с одним препятствием, то с другим, но когда мы полностью предадимся Кришне, все препятствия будут приносить нам радость. Как говорит Бхактивинода Тхакур”: “Все препятствия, с которыми я сталкиваюсь в служении Тебе, я считаю источником счастья”.
Чистый преданный Господа Гопала, Мадхавендра Пури, претерпел величайшие трудности, выполняя просьбу своего Божества – принести для Него сандалового дерева. Мадхавендра Пури рисковал оказаться в руках разбойников с большой дороги, которые могли лишить его жизни, он встречал на своем пути бессчетное количество стражников и сборщиков податей. Он преодолел пешком расстояние в тысячи миль. Но он шел на все эти трудности из чувства любви, поскольку это было его служением Кришне. Мы, хотя и не можем подражать Мадхавендре Пури, должны тем не менее стараться находить радость в трудностях, с которыми сопряжено служение Кришне. Все мы ищем удовольствий, и коль скоро нам приходится сталкиваться с проблемами, мы можем наслаждаться также и борьбой ради Кришны.
Умонастроение, противоположное этому – самодовольство и поиск легких путей. Но беззаботная жизнь и сознание Кришны – вещи несовместимые.
КШАТРИИ ПО ДУХУ
Лучшим примером людей, в ком сильнее всего проявлен бойцовский дух, являются кшатрии. Когда Махараджа Парикшит узнал, что в его государстве появились признаки века вражды, “он не счел эту новость благоприятной. Но это дало ему возможность сразиться” (Бхаг., 1.16.10). Шрила Прабхупада пишет: “Современный царь-кшатрий всегда радуется, получив возможность сражаться, как радуется спортсмен, получивший возможность выступить в спортивном состязании” (Бхаг., 1.16.10, комм.). Подобным образом, когда Дхритараштра по совету Видуры оставил свой уютный дом и отправился совершать аскезы, он с радостью предвкушал ожидавшие его опасности:
Благородная и целомудренная Гандхари, дочь Субалы, царя Кандагара (или Ганхары), последовала за своим мужем, увидев, что тот направляется в Гималаи, которые радуют тех, кто принял посох санньяси, как радует бойцов хорошая взбучка, полученная от противника.
– Бхаг., 1.13.30
Мы можем не иметь большой физической силы, чтобы сражаться подобно кшатриям, но мы можем стать кшатриями по духу. Этот дух – необходимое условие, чтобы вступить в битву с таким стойким противником, как наш собственный ум.
Здоровый организм нуждается в определенной дозе стресса; благодаря ему он развивает свою волю к жизни. Хотя психологи обычно советуют избегать стрессов, которыми полна современная жизнь, но нам следует научиться жить вместе со стрессом. Напряжение и стресс делают тело сильным. Примененное должным образом напряжение помогает человеку творить живопись и музыку, добиваться успехов в спорте. А когда здоровый человек напрягает свои силы ради Кришны, это называется тапасьей или стрессом во имя высшей цели.
ЧЕРЕДА ПРОБЛЕМ
Недавно, путешествуя по Восточной Европе, я столкнулся со множеством проблем. Сначала у нас сломался двигатель, потом забастовали бензозаправочные станции, потом оказалось, что нам нужны визы. Добравшись до Праги, мы никак не могли найти телефонную будку, а когда мы ее, наконец, нашли, оказалось, что в центре Харе Кришна никого нет. Целый день мы прождали на улице, когда же преданные появятся по своему адресу. И когда они все-таки появились, я почувствовал большое облегчение. Казалось, что все наши трудности остались позади. Преданные пригласили нас на свою ферму, но тут возникла другая проблема: осилит ли наш автобус разбитые сельские дороги? И тогда я понял: не надо ждать, что проблемы исчезнут, надо быть готовым встречать их одну за другой. В тот день я записал в своем дневнике:
Жизнь – это череда проблем, которые мы преодолеваем ради Господа Кришны и Прабхупады, наслаждаясь нектарным отдыхом в промежутках. И поскольку наша цель – удовлетворить Кришну, мы докажем нашу искренность своим желанием преодолевать эти трудности.