Как избежать незаконного секса
Возможно ли полностью избежать незаконного секса в наше время – в эпоху “сексуальной революции”? Несомненно, жившие тысячелетия назад люди, для которых предназначалось учение Вед, были более благочестивыми. Но Шрила Прабхупада пришел в семидесятые и прекрасно знал, с чем будут сталкиваться его ученики. Рассказывая об Аджамиле в “Шримад-Бхагаватам”, он пишет по этому поводу следующее:
В Кали-югу, особенно в странах Запада, пьяная, полуголая женщина в обнимку с пьяным мужчиной – привычное зрелище, и, видя такие сцены, очень трудно обуздывать свои желания. Но если всё же по милости Кришны преданный остается верен своим обетам и повторяет мантру Харе Кришна, то Кришна обязательно защитит его. Кришна Сам говорит, что не даст Своему преданному погибнуть: каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати. Поэтому все ученики, практикующие сознание Кришны, должны послушно следовать всем нашим предписаниям и постоянно повторять святое имя Господа. Тогда им будет нечего бояться. В противном случае положение ученика, особенно сейчас, в Кали-югу, будет очень шатким.
– Бхаг., 6.1.60, комм.
Так же, как книг с изложением атеистического и других сомнительных учений, преданный должен избегать эротической литературы, фильмов о незаконном сексе и так далее. Если нам необходимо читать периодику, то зачем выбирать журнал, регулярно печатающий полупорнографические фото? Проявляя должную разборчивость, мы сможем оградить свой ум от опасностей. Мы не можем носить шоры на глазах, но в наших силах приучить себя к зрительной избирательности, в наших силах не бросать повторные взгляды на рекламные щиты и плакаты, возбуждающие похотливые чувства.
Порой лишь тонкая грань отделяет естественное поведение в обществе от проявления нежелательного интереса к незаконному сексу. К примеру, проповедник должен быть дружелюбен с женщинами, а женщинам, в свою очередь, приходится принимать мужчин-посетителей и разговаривать с ними. Но при этом необходимо следовать указанию – не оставаться с женщиной наедине.
БРАХМАЧАРИ И БРАХМАЧАРИНИ
Также бывает сложно провести грань между обязанностью брахмачари сохранять безбрачие и необходимостью быть добрым к женщинам-преданным. Фанатичность в поведении брахмачари указывает на синдром “любви-ненависти”, когда влечение к женщинам внешне проявляется как ненависть к ним. В общении с женщинами рекомендуется сдержанность в сочетании со строгостью.
Является ли падением решение брахмачари перейти в грихастха-aшрам? Ответ – нет. Нужно вдохновить преданного взять на себя такую ответственность, если этот ашрам для него больше подходит.
Но если неженатые мужчины и незамужние женщины в Движении сознания Кришны стремятся сохранять безбрачие, нужно поддерживать и вдохновлять их в этом решении. Однажды брахмачари написал Прабхупаде, что президент храма принуждает его жениться. Прабхупада ответил:
Я не думаю, что Хамсадута принуждает тебя жениться. Брак – уступка тем, кто не контролирует свои сексуальные желания, что, конечно же, не просто для юношей вашей страны – ведь у вас есть возможности для свободного общения с девушками. А потому, учитывая эти обстоятельства, я разрешаю жениться каждому. И не нужно притворства. Но если кто-то в состоянии оставаться брахмачари, то к женитьбе его принуждать не следует.
...Наших учеников – брахмачари они или домохозяева – мы учим постоянно быть занятыми в сознании Кришны и не преследовать при этом никаких личных интересов. Это самая настоящая санньяса. Итак, если каждый научится действовать подобным образом, то все мы будем оставаться санньяси при любых обстоятельствах.
– Письмо от 15 марта 1970 г.
Для незамужних женщин, желающих соблюдать безбрачие, источником вдохновения служат стихи, произнесенные Лакшми-деви в Пятой песни “Шримад-Бхагаватам”. Она советует всем женщинам принять Кришну своим единственным супругом, иначе им придется выйти замуж за существо, состоящее из плоти и крови, усов и бороды, мочи и испражнений, – за человека, не способного предоставить жене высшую, полную защиту.
ЕДА И НЕЗАКОННЫЙ СЕКС
Существует взаимосвязь между привычками в еде и склонностью к половой жизни. В “Упадешамрите” говорится о постоянных требованиях, с которыми досаждают человеку его язык, желудок и гениталии, а также о необходимости обуздания этих требований. Прабхупада пишет: “Нетрудно заметить, что эти три органа чувств расположены на одной линии и что потребности тела начинаются с языка. Тот, кто укрощает язык, позволяя ему вкушать лишь прасад, контролирует тем самым побуждения желудка и гениталий” (Нектар наставлений, текст 1, комм.).
В этом же комментарии Прабхупада говорит, что, даже если мы вкушаем прасад, но переедаем, если прасад слишком роскошный или готовится с желанием насладиться им, то наш язык может выйти из-под контроля. Следствием этого станет желание половой жизни.
СНЫ
Излишества в еде и потеря семени во время ночного сна тоже взаимосвязаны. Это происходит непреднамеренно, а потому здесь не существует каких-то конкретных профилактических мер, кроме деятельности в сознании Кришны. Но если вы уже убедились, что переедание ведет к ночным поллюциям, то следует принять меры для предотвращения этих бессознательных половых актов.
Однажды брахмачари прислал Прабхупаде письмо, где упоминал среди прочего о беспокоящем его бессознательном половом возбуждении. Шрила Прабхупада ответил ему таким практическим советом:
Что касается твоей проблемы, то я советую тебе перестать употреблять специи. Кроме того, нужно ежедневно опорожнять кишечник.
– Письмо от 2 сентября 1973 г.
По крайней мере, сексуальные сновидения делают нас более смиренными, давая нам понять, насколько глубоко в нашем бессознательном "я" укоренились сексуальные желания. Не стоит из-за этого впадать в депрессию или заниматься самобичеванием (еще одна уловка майи). Лучшее лекарство – полностью занять себя в сознании Кришны и с решимостью делать всё от нас зависящее, чтобы избежать незаконного секса.
ВЫСШИЙ ВКУС
Мы не раз слышали, что, обретя высший вкус, мы станем безразличными к сексу и он потеряет для нас свою привлекательность. В некоторых случаях Шрила Прабхупада давал конкретные советы с целью помочь нам обрести такой высший вкус, поднимающий нас над сексуальными желаниями. В 1968 году один преданный в своем письме Прабхупаде пожаловался на то, что его беспокоит г–н Вожделение. Прабхупада ответил:
Что касается твоего врага, г–на Вожделения, я согласен, что справиться с ним весьма нелегко, но мы всегда должны помнить, что Кришна сильнее любого демона, и ни г–н Вожделение, ни отец, ни дед его, и никто другой не смогут ничего сделать, если мы будем крепко держаться за Кришну.
Далее Шрила Прабхупада рекомендовал преданному жениться, но не ради удовлетворения похоти. Также он рекомендовал ему заняться поклонением Божествам:
Победить вожделение нелегко. А поэтому тебе следует заняться поклонением Божествам. К своему письму я прилагаю описание процесса поклонения. Кришна – это Мадана-мохана. Ты говорил в своем письме – и это замечательно, – что хотел бы направить все свои желания на Кришну. Затем ты спрашиваешь: как это возможно, если ты опутан майей и видишь только материальные формы? Ты пишешь, что, если бы ты увидел абсолютную всепривлекающую Красоту, то не смог бы не привлечься Ею, и тогда мирская красота вызывала бы у тебя лишь чувство безразличия. Это как раз и есть то лекарство, которое вылечит твою болезнь. Так что ты можешь немедленно начать арчан – поклонение Божествам. Поначалу процесс может казаться сложным, но со временем ты освоишь его. Итак, помимо предложения жениться, я рекомендую тебе немедленно приступить к поклонению Божествам... И я уверен, что эта практика и регулярное повторение мантры убьют г–на Вожделение – можешь не сомневаться. Я всегда к твоим услугам и готов давать тебе советы о том, как улучшить поклонение Божествам, но ты можешь приступить к нему, взяв мои рекомендации на вооружение, уже сейчас.
– Письмо от 7 октября 1968 г.
СТРАСТЬ В УЕДИНЕНИИ
Мастурбация является разновидностью половой жизни. Это объясняется в одном из комментариев Прабхупады в “Нектаре наставлений”:
Побуждения гениталий бывают двух видов – допустимые и недопустимые, и в соответствии с этим различают законные и незаконные сексуальные отношения. Достигнув зрелости, мужчина, согласно правилам и предписаниям шастр, может жениться и использовать свои гениталии для зачатия хороших детей. В этом случае он поступает законно и в соответствии с заповедями религии. В противном же случае мужчина начинает прибегать к различным противоестественным способам удовлетворения гениталий, не зная при этом никаких ограничений. Как утверждают шастры, человек, занимающийся незаконным сексом в мыслях, планах, разговорах, удовлетворяющий гениталии искусственными способами или же в действительности совокупляющийся, попадает в тиски майи. Это относится не только к домохозяевам, но и к тьяги – людям, давшим обет отречения.
– Нектар наставлений, текст 1, комм.
Я не вижу причин, почему эта проблема должна быть широко распространена среди людей, практикующих бхакти-йогу. Это не происходит бессознательно во сне, это осмысленное действие, не приносящее истинного удовлетворения или каких-то других положительных результатов. Это тягостная и вредная привычка, и каждый, у кого она есть, должен избавиться от неё, не перекладывая вину на других людей или на обстоятельства. От этой привычки вы в силах избавиться сами.
Поскольку мастурбация – осмысленный волевой акт, останавливать ее следует в самом начале. Любое действие происходит в три этапа: размышление, ощущение, побуждение; а потому и в данном случае – если мы хотим прекратить эту деятельность, нужно останавливать себя на самом первом этапе.
Внутри нас должна быть система безопасности, наподобие военных оборонительных систем: как только оператор радара видит, что приближается опасный объект, тотчас объявляется тревога и зенитки берут объект на прицел. Беседуя с людьми, имеющими такую привычку, я иногда спрашивал, где и при каких обстоятельствах они этим занимаются. Похоже, чаще всего это происходит в минуты стресса, скуки и одиночества. Моё предложение такое: застав себя на предварительном этапе – в месте, где это обычно случается, или в обычное для этого время, или в дурном состоянии духа, – следует немедленно осознать всю опасность ситуации.
Один преданный приобрел такую привычку вскоре после того, как достиг половой зрелости. Его неодолимо тянуло во “взрослые” книжные магазины. Теперь он знает: чтобы бороться с этой привычкой, он должен стать как “завязавший” алкоголик, не берущий в рот ни капли спиртного. Он даже не может себе позволить идти по той стороне улицы, на которой находится книжный магазин “для взрослых”. Если преданный научится анализировать свое поведение и определять первую стадию злополучного акта, и если он искренен, такой преданный будет усердно трудиться, чтобы избавиться от этой привычки. И Кришна поможет ему.
Я употребил слово “искренний”, однако есть некоторые действительно искренние преданные, которые, видимо, не в состоянии принять волевое решение и прекратить данное занятие. Возможно, им потребуется привнести в свою жизнь ряд перемен. Какими бы эти перемены ни были, они стоят того.
Это побуждение из разряда полностью преодолимых. Одинизпервых шагов – обратитесь к преданному, к которому вы чувствуете доверие, и откройтесь ему. С его помощью и с помощью Кришны делайте все необходимое, чтобы постепенно избавиться от этой привычки. В противном же случае это останется явным нарушением принципа, предполагающего воздержание от незаконного секса. Поскольку жизнь преданных очень чиста, то человек, занимающийся мастурбацией, развивает в себе комплекс вины, начинает ненавидеть себя и т.д. Чтобы заметить это, не надо быть профессиональным психологом. И даже если мы не сможем установить причину возникновения этой привычки в нашем товарище, несомненно, в наших силах помочь ему избавиться от нее навсегда. Даже на начальных стадиях преданного служения мы имеем достаточно сил, чтобы избавиться от “страсти в уединении”.
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Ни о ком, а особенно о преданном, мы не должны думать как о гомосексуалисте. Мы не должны говорить: “Такой-то Дас – гомосексуалист”. В действительности, он – личность, духовная душа. Никто не является алкоголиком, душевнобольным или чем-то подобным – это всё материальные обозначения. Все мы по своей изначальной природе – вечные слуги Господа, чистые и блаженные. Но обусловленная душа может иметь определенные наклонности, в том числе и склонность к гомосексуализму.
В первой книге о гомосексуализме, которую я прочел, будучи ещё подростком, гомосексуализм описывался как одна из болезней. Психиатр рассказывал, каким образом он излечивал пациентов от гомосексуальных пристрастий. Такая точка зрения может показаться устаревшей, поскольку в наши дни некоторые люди склонны считать, что они по своей природе гомосексуально ориентированы, и эту ориентацию изменить невозможно.
Но даже если допустить, что кто-то в действительности гомосексуален, если он хочет прогрессировать в духовной жизни, он всегда может найти выход из этой ситуации. Некоторые преданные признавались Шриле Прабхупаде в подобной наклонности. В качестве решения Шрила Прабхупада предлагал брак. Он никогда не одобрял гомосексуализм. Часто он с отвращением пересказывал прочитанную им историю о том, как в одной из христианских сект был одобрен гомосексуальный брак. В комментариях он писал:
Судя по всему, гомосексуальные наклонности среди особей мужского пола появились в тот момент, когда Брахма произвел на свет демонов. Иначе говоря, гомосексуальное влечение одного мужчины к другому присуще только демонам; у здоровых людей, которые ведут нормальный образ жизни, оно отсутствует.
– Бхаг., 3.20.26, комм.
Шрила Прабхупада считал гомосексуальные пристрастия извращенной формой чрезмерного вожделения. Справиться с этим вожделением можно при помощи самоконтроля, а также пройдя очищение в законном религиозном браке.
Но если преданный с гомосексуальными наклонностями считает брак с лицом противоположного пола невозможным, то перед ним встает единственная альтернатива – целибат. Это те самые две альтернативы, которые предложил мне Шрила Прабхупада, когда я рассказал ему о своей сексуальной возбудимости. Он написал, что следует либо полностью занять себя в сознании Кришны и в итоге избавиться от всех сексуальных желаний, либо вступить в религиозный брак.Ноо безнравственном сексе не может быть и речи.
Тот, кто вел гомосексуальную половую жизнь, или же тот, кто чувствует, что ему по природе присуща гомосексуальность, должны искать решения в полном воздержании и безбрачии. И тогда так называемое “проклятие” обернется для них благословением.
Приняв обет безбрачия, такому человеку, возможно, придется в какой-то мере пересмотреть свои отношения с представителями своего пола. Но основной принцип остается тем же – не следует близко общаться с людьми, к которым вы можете почувствовать половое влечение. Это условие должны соблюдать не только те, кто склонен к гомосексуализму, но все, кто хранит безбрачие. Таким людям следует избегать как самой половой близости, так и ведущего к ней сексуально окрашенного поведения, в том числе и проявлений естественных чувств в межличностных отношениях, если такие отношения могут вылиться в сексуальные.
НЕЗАКОННЫЙ СЕКС В БРАКЕ
Время от времени до нас доходят слухи о своеобразной “проповеди” в ИСККОН: будто бы наслаждение сексом с собственной женой вовсе не расходится с правилами и предписаниями, даже если при этом цель зачатия ребенка и не преследуется. Простительно пасть жертвой майи, но непростительно проповедовать новую “философию”, согласно которой незаконный секс в браке не является нарушением обетов, данных при посвящении. Прабхупада высказывался по этому поводу часто и недвусмысленно.
Случайные промахи – сексуально-аморальные поступки и другие греховные действия – можно извинить, но за ними должны последовать искреннее раскаяние и практические меры, направленные на полное искоренение подобных грехов. Иначе супруги потеряют друг к другу уважение, и сама основа брака в сознании Кришны обратится в прах.
Иногда мы слышим, как жена или муж жалуются, что супруг или супруга соблазняет их. Чаще всего женщины жалуются на то, что муж принуждает их к незаконному сексу, говоря, что жена должна быть предана и послушна мужу. Но в наставлениях Прабхупады касательно женской верности нигде не упоминается, что жена должна быть покорна падшему мужу. Если муж хочет продолжать заниматься незаконным сексом, жена не обязана ему подчиняться. Конечно, проблемы мужа тоже нельзя оставлять без внимания, а потому супругам следует принять все необходимые меры, чтобы спасти разрушающуюся семью, например, обратившись за советом к другим преданным, отзывчивым и достаточно опытным, чтобы помочь в этом вопросе.
Вот такой совет дал Прабхупада одному преданному накануне его женитьбы:
Любой брахмачари может взять на себя эту большую ответственность и жениться на одной из наших девушек. Я это одобряю. Девушки как правило мечтают иметь хорошего мужа, уютный дом и детей. Такова их естественная потребность, и поэтому мы хотим, чтобы и у нас возникали идеальные семейные пары. Но предположение, будто бы брак призван решить проблему вожделения, безосновательно. Жена ни в коем случае не должна считаться механизмом удовлетворения нашей похоти. Узы брака священны, и об этом следует всегда помнить. Тот, кто женится для того, чтобы справиться со своим вожделением, поступает неправильно.
– Письмо от 7 октября 1968 г.
Обсуждая всевозможные разновидности извращенного и незаконного секса, преданные никогда не должны осуждать других. Прабхупада говорил, что мы должны “ненавидеть грех, а не грешника”. Все проблемы нужно решать в духе сострадания; но при этом нельзя допускать каких бы то ни было упрощений философии. Мы должны нести людям истину сознания Кришны, оставаясь при этом беспристрастными и объективными. Если вы поступаете правильно, то достигнете желаемого результата, а если неправильно – результат будет иным.
Возможно, вы уже знакомы с какими-то из предложенных здесь мною средств, но я всё же надеюсь, что это обсуждение не будет бесполезным и побудит некоторых из нас к серьезным переменам в жизни. Нам необычайно повезло в том, что мы получили возможности вести духовную жизнь, и мы не должны разрушать ее различными отклонениями.
Кроме того, разбираясь с различными препятствиями на пути преданного служения, мы не должны отделываться лишь общими философскими формулировками. Необходимо вслушиваться в каждую проблему, а не говорить механически людям: “Просто повторяйте Харе Кришна, Прабху”.
И ещё раз мы хотим повторить всё тот же совет – преданным необходимо делиться друг с другом своими сокровенными мыслями. Это может оказаться нелегко в случае с сексуальными проблемами, но такова одна из обязанностей вайшнавов – помогать друг другу в доверительной беседе. Обязательным условием подобных отношений является то, что услышанное не должно разглашаться. Вы должны найти человека, которому сможете откровенно признаться в совершенном падении или в пагубных привычках. Этот человек должен заслуживать доверия, и в отношениях между вами не должно быть страха или тайных мотивов. И если все эти условия выполняются, то, просто признав свою слабость, вы сделаете шаг вперед в духовной жизни.