Вопрос 11. Неосознаваемые психические процессы

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1. Автоматизмы 2. Установки; 3. Неосознаваемые мотивы;

АвтоматизмыАвтоматизмы – это освоенные способы действия, или операции (по А.Н.Леонтьву). Автоматизм – это общая черта всех освоенных действий, которые являются свернутыми, сокращенными, протекающими без контроля сознания. Они составляют операционально-техническую основу действий, позволяют разгрузить наше сознание от рутины, привычных приемов. Двигательные автоматизмы называются навыками. Например, навык вождения автомобилем. Трудовая, спортивная деятельность складывается преимущественно из навыков. (Резчик по металлу).

Навыки неосознаваемо взаимодействуют. Интерференция – отрицательное взаимодействие и перенос - положительное взаимодействие. Устная и письменная речь составлена из таких неосознаваемых процессов. У ребенка рано сформировывается чувство языка, он правильно оперирует падежами, склонениями без специального сознательного обучения. У детей и взрослых в процессе чтения и изучения орфографии формируется грамматическая зоркость. Это автоматизм распознавания грамматических ошибок. Пушкин не представлял русской речи без грамматической ошибки, как лица без улыбки.

Стихийный познавательный опыт и опыт трудовой деятельности наполнен такими автоматизмами. Как что получается у мастера, он не знает. Осознание или рефлексия этого операционального опыта при стихийном усвоении не происходит. Осознанность или сознательность учения – это одно из требований дидактики. В процессе обучения действия первоначально осуществляются на четко осознаваемой основе, а затем в ходе их освоения они автоматизируются и уходят из сознания. Как, например, при обучении письму, счету. Но в процессе обучения освоение логических операций абстрактного мышления происходит без их осознания. Только в тренингах это оказывается возможным. В содержании традиционного обучения такой цели нет. Термометр, какой показывает температуру.

УстановкиУстановка это – готовность субъекта к совершению определенного действия, это своеобразная преднастройка к действию. Явление установки широко изучено в грузинской психологической школе, созданной Д.Н.Узнадзе (1886 – 1950). Установка предшествует действию и влияет на его качество. Но осуществляет действие навык. Установка проявляется во всех сферах психики. Самые типичные примеры из психологии восприятия, включая межличностное. В социальной психологии механизм установки рассматривается как проявление конформизма. Предварительная характеристика человека влияет на его восприятие.

Неосознаваемые мотивыФрейд выделил три основные формы проявления неосознаваемых мотивов: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.), невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: "Разрешите считать наше собрание закрытым".

Вопрос 12. Защитные механизмы психики

Эго-защита

Психологическая защита (эго-защита) - одна из функций психики, форма неосознаваемой регуляции психических состояний человека.

Защитные механизмы относятся к неосознаваемым компонентам большинства психических процессов: мышлению, памяти, воображению, вниманию, эмоциям, мотивации, общению.

Почти вся психика задействуется для защиты личности своего субъекта, человека. Коротко она называется Я – защита (Эго – это я)

В частности психологическая защита работает на сохранение самооценки личности, ее достоинства, самоуважения. Они могут пошатнуться под влиянием фрустрации (переживания неудачи), психологической травмы, стресса, горя.

Приведем некоторые примеры эго-защит.

Мышлениесоздает рационализацию– это подбор аргументов, оправдывающих и примиряющих личность с травмирующей его ситуацией.

Память делает возможным механизм вытеснения, когда забывается неприемлемое и постыдное для личности желание или пережитое унижение. (Примеры с мужем умершей сестры и дракой двух женщин на работе).

Память также обеспечивает механизм подавления, когда забываются предметы и обстоятельства, когда-то вызвавшие страх.

Воображение, обладая функцией замещения, обеспечивает одноименную эго-защиту (замещение,или просто, фантазия) – построение сцен мести в своем воображении. Замещение возможно также в форме реальной эмоциональной реакции (агрессии). Но по отношению к постороннему объекту, а не к тому, который вызвал агрессию.

Вниманиевызывает такую защиту, как отрицание. Когда блокируется, не допускается в сознание опасная для личности информация.

Мотивацияпозволяет осуществлять сублимацию – пробуждение сильного интереса к творческим и общественно-полезные видам деятельности.

В общении широко наблюдается механизм проекции– это приписывание другим неприемлемых для личности чувств, мыслей, желаний, поступков. Проекция блокирует чувство вины. «Не я плохой, а окружающий мир плохой».

Копинг-поведение.

Копинг-поведение – это совладающие поведение, синоним - психологическое преодоление.

Копинг-поведение индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией, вызывающей эмоциональный стресс.

В структуре копинга выделяются когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. Они интегрируются в индивидуально своеобразные стили копинга.

Копинг зависит от субъективной значимости затруднительной ситуации, личностных и средовых ресурсов, которыми располагает человек для ее преодоления.

Эффективность копинга оценивается по состоянию человека, его самочувствию, субъективному благополучию, снижению тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Ослабление чувства уязвимости к стрессам, стабилизация состояния, изменяется отношение к проблеме.

Понятие «копинга» тесно связано с понятием психологическая защита.

Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на активную и продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.

В случае неэффективного копинга включаются защитные механизмы пассивной адаптации. Они являются полиативными, (полумерами), дающее временное облегчение или его иллюзию.

Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

2. Копинг как личностная черта, предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным способом. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на когнитивную оценку ситуации. Стратегии: «ведущее вниз сравнение», «ведущее вверх сравнение».

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

4. Копинг нацеленный на избегание

Модель стилей совладающего поведения

Субъективно

разрешимая ситуация

Смерть близкого Финансовые затруднения

3 фактор «уход в аффект» 1 фактор «Решение»

Смирение, горевание

Объективно

неразрешимая Объективно разрешимая

Столкновение с криминалом Болезнь близкого

4 фактор «Уход» 2 фактор «Социальный»

Субъективно

неразрешимая

ситуация

Наши рекомендации