Модель сознания по А.Н. Леонтьеву.

Внутренний опыт человека, т.е. содержание сознания, все, что в нем отражается, локализуется в эмоциональной, словесно-логической и образной памяти. Эмоциональный опыт человека, опыт переживания личного отношения ко всему окружающему, образует в сознании личностные смыслы.

Словесно-логический опыт, опыт интеллектуального, рационального познания мира образует в сознании значения. Опыт чувственного познания (в зрительных, слуховых… образах) создает в сознании чувственную ткань.

Следовательно, по Леонтьеву сознание образуют и наполняют личностные смыслы, значения и чувственная ткань. И эти компоненты сознании, подчеркнем, создаются, соответственно, тремя видами опыта: эмоциональным, рациональным и чувственно-образным. Сознание функционирует с доминированием в каждый конкретный момент времени одного из этих компонентов.

Это доминирование и определяет режим функционирования сознания, его работы. Показателем режима функционирования выступает внимание. Это инновационный подход к проблеме внимания как явлению сознания.

Непроизвольное внимание – показатель функционирования сознания в режиме личностных смыслов. Произвольное внимание – показатель работы сознания в режиме значений.Послепроизвольное внимание – показатель работы сознания в режиме чувственной ткани.

Соотношение компонентов структуры сознания, видов памяти и внимания

Таблица 1.

«Образующие» сознание компоненты (по А.Н.Леонтьеву) Виды памяти Виды внимания
1. Личностный смысл   Эмоциональная Непроизвольное
2. Значение Словесно-логическая   Произвольное
3. Чувственная ткань   Образная Послепроизвольное

Личностные смыслы

Как считает А.Н.Леонтьев, смысл заключен в отношении двух составляющих деятельности человека: мотива и цели. Личностный смысл задается отношением мотива деятельности к ее цели, мерой их совпадения / несовпадения.

Таким образом, смысл можно определить как переживание причастности цели действия какому-либо мотиву. Смысл проявляет пристрастное отношение субъекта (человека) к тем или иным объектам. В силу наличия какой-либо связи с мотивом объект приобретает смысл. В обыденной речи синонимом смыслу выступает интерес и вопрос: «А мне это нужно или надо»? Объект, который для субъекта приобретает определенный смысл, становится стимулом. Стимул – это влекущий к действию объект. Так, раздражитель становится условным по мере того, как приобретает смысл для животного. Стимулы являются регуляторами непроизвольного внимания.

Внешним проявлением работы сознания в режиме смыслов является забота. Она создает смысловую наполненность жизни, является сквозной характеристикой смысловой сферы сознания. Забота удерживает человека в состоянии непроизвольного внимания или рассеянности. «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно лишь нужно» (Ев. от Луки, 10:41-42).

Значения

Значения являются обобщенными и фиксированными константами сознания. Значения – это культурные медиаторы (посредники), вторичные артефакты, по классификации М.Коула. В значениях фиксируется достигнутый опыт человечества. И без него невозможно актуальное познание мира. Человек воспринимает мир через призму значений. Познание как открытие нового не возможно без верификации (доказательства) и фальсификации (опровержения) имеющихся значений.

При функционировании в режиме значений в сознании происходит распознавание, узнавание чего-либо известного из прошлого опыта. Иначе говоря, сведение (редукция) чего-то нового к уже известному. Значения устойчивы, стационарны. Они контейнируют познавательный опыт людей. «Слова – замечательные контейнеры» (Дж.Макдугалл). Носителем значений является язык. В языковых значениях кристаллизуется исторический опыт человеческой деятельности, общения и миропонимания. С помощью значений происходит его репрезентация в сознании человека и культурная трансляция от поколения к поколению. Этот опыт индивиду необходимо усвоить и построить на его основе опыт собственной жизнедеятельности.

Переход работы сознания в режим значений предполагает выход за рамки заботы как таковой, заботы вообще. Это выход из смысловой сферы сознания в сферу значений как общезначимых истин и ценностей. Такое освобождение от заботы и смысла необходимо в научном исследовании для обеспечения его объективности и собственно научности.

Это одно из требований классического типа научной рациональности или просто научности. Но в современном постнеклассическом типе рациональности заметное место отводится именно смыслам.

Например, нравственным, экологическим. Вопрос о соотношении науки и нравственности – это вопрос о возможности одновременного функционирования сознания в двух альтернативных режимах: значения и смысла.

При доминировании в сознании сферы значений возникает произвольное внимание. Оно показатель работы сознания в режиме значений. Сознание, по определению Л.С.Выготскогоо, опосредствовано именно значениями, заключенными в словах.

Наделенные смыслами предметы и ситуации приобретают функцию стимулов, а при означивании объектов реальности они сводятся (или подводятся) к знакомому, понятному, известному. Таким образом, значения превращают предметы в знаки. Предмет становится знаком – носителем некоторого значения. Выходит, что значения как структурные единицы сознания первичны по отношению к объектам внешнего мира. Для индивида надо уточнить.

Обычное, «житейское» сознание замкнуто на смыслы и значения. т.е. наполнено «заботами», переживаниями каких-либо пристрастий и «узнаваниями», подтверждениями каких-либо элементов своего опыта. Смыслы и значения образуют рефлексивный слой сознания. Он делает недоступными для субъекта некоторые явления сознания.

Чувственная ткань

Бытийный слой сознания – это работа сознания в режиме доминирования чувственной ткани. Чувственная ткань складывается из модальных характеристик актуально воспринимаемого образа предмета. Для возникновения в работе сознании режима чувственной ткани субъекту необходимо: дистанцироваться от смысловой сферы сознания и проблематизировать значения.

Проблематизация – это выявление в понятном непонятного, в известном – неизвестного. Хорошо узнаваемый предмет должен приобрести черты неузнаваемости, «странности». Освободившись от стереотипов, навязанных смыслами и значениями, восприятие начинает выделять в предметах нечто новое, дотоле ускользавшее от сознания. Происходит умножение мерности образа восприятия, возникает субъективное переживание, получившее название эффект «ауры» (от гр. дуновение ветерка – чувство, предшествующее приступам и припадкам мигрени, эпилепсии и др.).

Еще раз подчеркнем, что значения преломляют мир в сознании человека. Человек видит мир через призму значений. Определение предмета, его категоризация предшествует его восприятию. Язык, логика довлеют над непосредственно чувственным созерцанием мира. Освобождение от их гнета позволяет ощутить все богатство и гармонию мира. Доминирование чувственной ткани создает у субъекта состояние включенности в актуальный поток раскрывающихся перед субъектом качеств реальности.

Захваченность и заинтригованность этим потоком есть послепроизвольное внимание. Такое внимание возникает, когда субъект направляет на объект само свое Я. При этом Я не растворяется в объекте, а творчески его для себя раскрывает. Это внимание есть творческое соучастие субъекта в жизни объекта.

Субъективно это внимание переживается как чувство возрастающей силы бытийности субъекта. Переживание тотальной включенности в поток активного взаимодействия с объектом деятельности оказалось в центре внимания М.Чиксентмихайи. Это автор ввел понятие «переживание потока»

Таким образом, смысл – переживание соотнесенности объекта с мотивами субъекта. Значение – отражение прошлого опыта в настоящем. Чувственная ткань - это то, что человек непосредственно ощущает, чувствует в процессе восприятия.

Итог. Модель сознания А.Н.Леонтьева является динамической.

В ней присутствуют относительно стационарные составляющие – значения, более подвижные - личностные смыслы. Постоянно обновляющаяся в творческом процессе чувственная ткань.

Наши рекомендации