Вопрос 5.Понятие о темпераменте и его типах, теории темперамента.
Темперамент (темпераментум – соотношение, пропорция) –
соотношениеустойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. (В.С.Мерлин).
Темперамент образуют устойчивые динамические характеристики всех психических процессов. Динамические характеристики включают скорость и интенсивность психических процессов. Тестовый психометрический интеллект – это быстрый интеллект. Скорость ручных операций – входит в способности ткачих, хирургов и др. Темперамент зависит от свойств нервной системы, которые являются врожденными.
Теории темперамента. Гуморальная теория (гуморальный - связанный с жидкостью).
Гиппократ предложил: в основе темперамента лежит соотношение между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме: кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой). Их соотношение, своеобразное у каждого человека обозначалось термином «temperamentum».
По - гречески кразис. Нарушение пропорции акразия дает темперамент. Преобладание крови (лат. Sanguis) дает сангвинический темперамент: преобладание желчи (греч. Chole) – холерический (греч. Phlegma) – флегматический и черной желчи (греч. Melaina chole) – меланхолический.
Морфологическая теории.
Э. Кречмер, У. Шелдон. Темперамент определяется типом телосложения: астеник: высокий, худой; пикник: низкий, полный; атлетик: среднего сложения.
3. Физиологическая теория. Учение И.П. Павлова о типах ВНД (НС). Нервные процессы: возбуждение и торможение. Три основных свойства нервной системы: Сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность.
Позднее советский психолог В.Д Небылицин – ученик Теплова Б.М открыл свойство лабильности и динамичности.
Динамичность – скорость приобретения опыта (навыка, рефлекса).
Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Тип ВНД по Павлову
Слабый Сильный
Неуравновеш. Уравновешен.
Подвижный Инертный
Модель Айзенка.
Айзенк выделяет 4 параметра темперамента экстраверсию, интроверсию, эмоциональную устойчивость и нейротизм.
Согласно К. Юнгу, экстраверсия – это особый регулирующий механизм психической деятельности, при котором наибольшей значимостью для человека обладают объективные (вне человека) предметы и события. Интроверсия – механизм, при котором наибольшей значимостью для субъекта обладает внутренние психические процессы и собственно его личность.
Экстраверсия– тяга к новым впечатлениям, к рискованным формам поведения, повышенной импульсивности, высокой двигательной и речевой активности, общительности, радостному настроению.
Интроверсия– направленность субъекта на себя, заторможенность движений и речи, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание негативного настроения.
Нейротизм– эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкое самоуважение, вегетативные расстройства. Это нормальное качество. Нельзя путать с неврозом – нервно психические расстройства, психогенные. Основа невроза: непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми сторонами действительности. Болезненные переживания, неудачи, неудовлетворенность, недостижимость жизненных целей, невосполнимые потери. Расстройства эмоциональной сферы: психическая и физическая дезорганизация деятельности проявляется в неврастения, истерии и неврозе навязчивых состояний. Возбуждаемость и истощаемость, неустойчивость и поминутная тревога, страх, нетерпеливость, расстройства сна, настроение к депрессии и смерти.
Для выявления типа темперамента Айзенк разработал в 1964 г. Личностный опросник.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) по Е.А. Климову. Система приемов и способов деятельности, выработанных человеком с целью приспособить своей темперамент к требованиям профессии. ИСД – способ компенсации «недостатков» темперамента и извлечения из них определенных достоинств. Позитивная терапия темперамента. Обращение существующего недостатка в достоинство.
----------------------------
Характер (от греч. – черта, признак, примета, особенность) индивидуальное сочетаниеустойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Эти особенности называются чертами характера и рассматриваются как его единицы, т.е. далее неразложимые части (Л.С. Выготскому). К чертам характера относят устойчивые особенности воли, эмоций, мотивации, внимания. Любознательность – мотивационная черта, упорство – волевая. Упрямство, любопытство, тревожность – эмоциональные черты. Рассеянность – это невнимательность.
Шмелев А.Г. насчитал в словаре русского языка более 2000 слов, обозначающих черты характера. Черты характера структурируются по отношению человека: к людям, труду, вещам/природе, себе. Так делит черты характера, например, Н.Д. Левитов.
Черта характера рассматривается как установка (готовность) или как диспозиция (предрасположенность) субъекта к типичному для него способу поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Черта как установка или диспозиция включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Первые два компонента внутренние психические и первичные. Третий компонент внешний поведенческий и вторичный.
Ситуация сначала воспринимается, оценивается, возникает эмоциональный отклик и, наконец, происходит поведенческий ответ. Не всегда адекватный, оправданный и т.п.
Вопрос 6 . Понятие о характере, структура характера и его акцентуации.
Характер обнаруживается в типичном для человека способе или стиле поведения для определенных классов ситуаций. Стилевая характеристика поведения входит в описание черты характера (или личности). Черта – это скрытая переменная, ненаблюдаемый психологический фактор, предмет психодиагностики. Особенности стиля поведения – наблюдаемые признаки, эмпирические данные, по которым определяется наличие и уровень выраженности диагностируемой черты.
Характер формируется на основе темперамента. Но типы темперамента – это скорее типы индивида. А типы характера – это типы личности. Но между тем надо иметь в виду, что личность включает не только собственно социальные свойства, но интегрирует в себе в снятом виде и свойства индивида, как психические, так и телесные.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Теория Ю.Б. Гиппенрейтер. Она утверждает, что норма – это отсутствие характера. Характер должен растворяться в личности в воспитанности в соответствии с правилами и эталонами общества.
Акцентуации характера.
К. Леонгард Е.А. Личко
3. Демонстративный 3. Истероидный
4. Сверхпунктуальный 4. Эпилептоидный
6. Интравертный 6. Шизоидный
7. Боязливый 7. Сенситивный
Характер и личность. Характер это стиль, способ достижения мотива, форма поведения. Инструментальная сторона личности, ее лицо.
Сущность личность раскрывается в ее содержательном мотивационно-смысловом аспекте, во внутренней мотивации. Добрый – внутри (личность), но на лицо ужасный (характер). Жить с таким человеком (как с характером) – наказание, а не жить - преступление (как с личностью). У Данте противоречие между личностью и характером выражено в словах «добрыми намерениями выстлана дорога в ад». Или у Канта, цель не оправдывает средства.
Личность – высшая духовно-нравственная инстанция в психике человека. Она включает высшие стратегические ценности человека. Характер выражает повседневную тактику поведения при решении стратегических задач. Например, в воспитании ребенка, руководстве фирмой.
Поэтому может быть хорошая личность и плохой характер. Честный, добрый в большом и вечном, но грубый, бестактный в малом, повседневном. В семье в частности.
Функция личности управлять характером, минимизировать его нежелательные проявления. Типичные недостатки характера – раздражительность, упрямство, обидчивость. Против разделения характера и личность выступал С.Л. Рубинштейн.
----------------------------------------------------
Способности- индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Успешность деятельности – это ее продуктивность, создание полезного результата. Другими словами, способности – это психические свойства, определяющие успешное и субъективно легкое овладение и выполнение той или иной деятельности.
Способности представляют собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных и речевых процессов субъекта. Творческие способности складываются из особенностей воображения и процессов антиципации.
Входящие в способности психические свойства создают готовность субъекта к овладению и выполнению определенной деятельностью.
Так, говорят о психологической готовности ребенка 6-7лет к обучению в школе. Готовность к обучению – это совокупность свойств психических процессов (познавательных, мотивации, воли, общения), возникших в доучебной деятельности ребенка, прежде всего игровой.
Способности – это готовность человека к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
Способность – это возможность успешного осуществления деятельности. Сама успешно совершенная деятельность является по отношению к способностям действительностью. Хотя далеко не все совершённое совершенно. Но это другой вопрос. Главное, что человек сделал, совершил, и это совершилось, а может быть и свершилось.
По наличию готовности к деятельности судят о наличии у человека способности к данной деятельности. Тезис о том, что способности формируются в той деятельности, в которой проявляются неверен. В ней способности шлифуются доформировываются, доводятся до перфекта.
Виды выделяют: общие и специальные.
Основные музыкальные способности (Глава УIII. Психология музыкальных способностей. Теплов Б.М. Избранные труды. Том 1. М.: Педагогика, 1985.)
В музыкально-педагогической практике выделяются:
1.Музыкальный слух,
2.Чувство ритма,
3.Музыкальная память
Теплов возражает против такой структуры МС.
Теплов выделяет такие три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии.
2. Способность к слуховому представливанию – свободно пользоваться слуховыми представлениями.
3. Музыкально-ритмическое чувство – чувствовать и воспроизводить ритм.
Структура таланта. Высшая ступень развития способностей.
Выдающийся пианист Святослав Рихтер говорил, если я не поиграю день, то я начинаю замечать, что стал играть хуже, два дня – это замечают специалисты, три – все. Формирование способностей. Способность и труд.
Структура педспособностей (по Кузьминой): педнаблюдаетльность, педтакт, педвоображение, распределение внимания, организаторские, артистические способности, любовь к детям.
Теория общих способностей разработана В.Н.Дружининым. По Дружинину общие способности – это умственные способности: обучаемость, кретивность и интеллект.
Они выделяются в соответствии со структурой когнитивного процесса.
Этапы когнитивного процесса
Этапы когнитивного процесса | Приобретение знаний | Преобразование знаний и их сохранение | Применение знаний |
Когнитивные способности | Обучаемость | Креативность | Интеллект |
Каждому когнитивному этапу соответствует своя когнитивная способность.
1. Обучаемость – это способность приобретать новые знания. Включает прежде всего свойства восприятия, памяти, внимания, частично мышления и воображения.
2. Креативность – способность преобразовать старые знания, выдвигать новые идеи. Включает прежде всего свойства воображения и мышления.
3. Интеллект – способность применять усвоенные знания при решении задач и проблем, т.е. на практике. Интеллект включает свойства всех психических процессов, включая внимание. Но в первую очередь интеллект составляют свойства мышления.
Сохранение – процесс скорее физиологический и человек прямо им управлять не может.
Все эти три когнитивные способности проявляются в оперировании знаниями, выраженными в вербальной, числовой и изобразительной форме.
Мотивация и формы когнитивной активности.
Когнитивные способности | Мотивация | Формы активности |
Обучаемость | Познавательная мотивация | Исследовательская активность (опробывание) |
Креативность | Мотивация самоактуализации | Творческая активность |
Интеллект | Мотивация достижения | Адаптивное поведение |
Модели когнитивных способностей.
Обучаемость | Креативность | Интеллект |
Калмыкова – Менчин-ская | Гилфорд - Торренс | Р.Кеттелл, |
Давыдов В.В. | Вишнякова Н.Ф. | Д.Гилфорд |
Л.С.Выготский- А.Я.Иванова | Г.Айзенк |
Средства измерения – тесты интеллекта, креативности и обученности.
Б.Ф.Ломов выделял три функции психики: когнитивную, регуляторную и коммуникативную. Соответственно можно выделить три группы способностей: когнитивные, аффективные и коммуникативные. Аффективные способности обеспечивают успешность педагогической, управленческой и терапевтической деятельности.