У Леонтьева, как известно, личность как фенотип генотипа индивида.
Биологический (точнее, генотипический) фактор рассматривается как предпосылка или необходимое условие нормального развития и функционирования личности. Но этого условия совершенно не достаточно.
2. Напоминаем, человек как личность формируется под влиянием всей совокупности общественных отношений. Социальная среда, обучение и воспитание формируют характер и способности человека, которые являются приобретенными свойствами человека. Социальный фактор рассматривается в качестве источника развития личности.
В своем индивидуальном развитии человек присваивает культурные и нравственные нормами и ценностями и у него формируются соответствующие потребности и способности.
Превращение нравственных норм из общественно-значимых в индивидуально-значимые составляет сущность формирования личности (В.Д. Шадриков). Социокультурная среда, определяющая особенности психического и личностного развития человека включает макро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень образует культурный универсум (язык, искусство, нравственность, религия, наука), мезоуровень составляет педагогическое сообщество и его педагогическая деятельность и микроуровень – психологическое сообщество с его психолого-практической деятельностью.
Эти социокультурные факторы достаточно активно и целенаправленно влияют на развитие индивида и личности. В силу этого их определяют как коллективные детерминирующие субъекты психического развития отдельных индивидов. В. Гумбольдт констатировал, что не ребенок овладевает языком, а язык овладевает ребенком. Популярная метафора просаливания здесь вполне уместна. Как и в случае с огурцом, для психического развития важны длительность погружения в культурную среду (просаливания) и уровень компетенции субъекта развития.
А сам индивид по отношению к ним выступает детерминируемым субъектом. Связь субъектов психического развития состоит в том, что детерминирующий субъект проектирует развитие детерминируемого субъекта, задает ему некоторый вектор и коридор развития.
Индивид в своем развитии не свободен. Он ограничен рамками этого коридора. Этот коридор создается и генотипом и средой. Принижение роли этих двух факторов и возвеличивание деятельностного, абсолютизация последнего характеризует подход А.Н.Леонтьева. Думается, что это им делалось в угоду большевистским идеологическим догмам. Например, вере в возможность ускоренного построение чего угодно, насильственного преобразования мира и людей. Булгаков в «Собачьем сердце» хорошо показал, что без социокультурных подпорок собственная деятельность человека не способная вытянуть развитие человека.
Принижение роли наследственного фактора вызвано также догмой, что психика человека целиком формируется прижизненно и ничего в ней не наследуется. Это не так. Мозг новорожденного потенциально содержит множество возможностей для развития самых разных способностей, прежде всего речи и абстрактного мышления как основы всех прочих способностей. Но генотип надо актуализировать. Сундучок со способностями надо открыть. И делают это средовые факторы. Они запускают генотип. Взаимодействие генотипа и среды изучает психогенетка.
Культура предлагает возможности для развития, а генотип накладывает ограничения на их использование.
В проведенных в последние годы психогенетических исследованиях их соотносительной роли в умственном развитии человека опровергаются некоторые устоявшиеся представления. Например, взгляд, что по мере взросления человека влияние генетического фактора ослабевает, а социального возрастает. В своей структурно-генетической теории интеллекта Д.В.Ушаков показывает, что генетика начинает играть все большую роль по мере того, как зафиксированные в наследственности свойства оказываются востребованными средой.
3. Влияние генотипа и социальной среды опосредствуется собственной деятельностью человека. Это значит, что генотип и социум влияют на личность не прямо, а через посредство деятельности, отношения к ним самого человека как субъекта деятельности. И деятельность с возникающими в ней противоречиями выступает движущей сила развития личности.
Субъектно-деятельностный фактор как движущая сила развития личности.
Отражение порождение
Мир --à деятельность -------à Психика (личность)
ß----- ß-----
Творение регуляция
Личность формируется в деятельности и в деятельности проявляется. И развитие личности, и ее функционирование опосредствовано деятельностью субъекта. Деятельность человека (ребенка) с возникающими в ней противоречиями выступает движущей силой (локомотивом) развития личности. Личность (и психика в целом) является функцией деятельности, а не мозга (А.Н.Леонтьев).
С другой стороны нельзя упускать из виду, что деятельность и сам процесс личностного развития личности имеют своего субъекта, коим является все тот же человек. Личность как особое качество формирует у себя сам человек как субъект деятельности. Поэтому человек всегда выступает и субъектом собственного личностного развития. И то развитие скорее надо определять как саморазвитие. В этом заключается субъектность процесса развития. Включение субъекта в процессы развития делает эти процессы процессами саморазвития.
В.К. Шабельников выделяет детерминирующего и детерминируемого субъектов психического и личностного развития. Детерминирующие субъекты – это общество как носитель культурных норм и ценностей. А также педагогическое сообщество и сообщество практических психологов. Это объективные субъекты. Детерминируемым субъектом выступает отдельно взятый человек. Он субъективный субъект, и его развитие проектируют детерминирующие субъекты.
Влияние отмеченных выше трех объективных субъектов психического развития (культуры, образования и психологической практики) опосредствуется активностью субъективного субъекта – самого индивида. Речь идет о самоопределении индивида, его личном выборе вектора собственного психического развития в координатах культуры, образовательной и психолого-практической систем.
Но надо имеет в виду, что индивид располагает весьма ограниченным коридором различных возможностей для своего психического развития. М. Коул также считает, что хотя индивиды признаются субъектами своего развития, однако их действия в конкретной среде далеко не всегда определяются их собственным выбором. Эта несвобода человека в выборе вектора своего развития обусловлена тем обстоятельством, что он чаще всего не выступает субъектом той деятельности (учебной, трудовой), которая опосредствует его развитие.
Проектируемость психического развития со стороны его детерминирующих и детерминируемого субъектов - это не постоянная величина, а мера вмешательства в развитие на социокультурном, педагогическом, психолого-практическом и индивидном уровнях. При нарастании степени вмешательства возрастает степень искусственности проектировочного процесса. Чем ближе субъект проектирования психического развития к его непосредственному носителю, т.е. индивиду, тем более опасными могут быть результаты проектировочной деятельности. «Не толкай реку, она течет сама». Рассуждая об эффективности своей психотерапевтической работы, Ф. Перлз спрашивает себя: «Итак, твоя терапия может быть опасной?». И при этом отвечает: «Да, хотя очень редко» Ф.Е.Василюк замечает: «…раз такая мощная энергия скрыта в невинных, казалось бы, психологических штудиях и практиках, то необходимо отдавать себе отчет и в масштабах потенциального зла, таящегося в психотехнике».
Таким образом, можно подчеркнуть, что миссия детерминирующего субъекта психического развития состоит в его проектировании на уровне своей компетенции. От последней зависит проектируемость психического развития на уровне данного субъекта и, соответственно, проектировочный статус субъекта. Компетенция детерминирующих субъектов психического развития резко уменьшается от культуры к психологической практике.
В итоге личность определяется действием трех факторов: генотипического, социального и субъектно-деятельностного. Предметом психологии является изучение роли третьего фактора в развитии и функционировании психики и личности. В отечественной психологии третий фактор поделен на две части: субъекта и деятельность. Возникли два подхода и две теории: психология субъекта (Рубинштейн-Брушлинский) и психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев и последователи). В первой теории приоритет отдается внутренним, ментальным процессам, интенциям субъекта (устремлениям во вне) его уникальному опыту. Во второй теории акцент делается на внешние влияния и рассматривается их роль в формировании ментальной сферы (домена) субъекта. То, как деятельность создает индивидуальность человека на уровне личности.