Профессиональное становление личности: условия, этапы, результат

Профессиональное развития – это изменения психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадий профессионального становления личности:

1) аморфная оптация – зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0–12 лет);

2) оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии;

3) профессиональная подготовканачинается с поступления в профессиональное учебное заведение, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена;

4) профессиональная адаптации – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда;

5) первичная профессионализация и становление специалиста – стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе;

6) Становление профессионала – выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда;

7) Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности.

Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профес­сионального развития– непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профес­сионального развития. Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализ­ма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки се­бя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения ис­черпанности своих возможностей.

Профессиональные деформации – разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста. Виды деформаций:

1) Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям боль­ных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринима­ется как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных.

2) Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность.

3) Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую струк­туру деятельности.

4) Индивидуализированные деформации, обусловленные особен­ностями работников самых различных профессий. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

27. Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов. Мониторинг профессионального развития личности

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКОМ ООП ВППО)

Область профессиональной деятельности выпускника включает подготовку учащихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения

Объектами профессионально-педагогической деятельности бакалавров по направлению подготовки являются участники и средства реализация целостного образовательного.

Компетенции выпускника:

1) общекультурными – осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека; осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности;

2) профессиональными: способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов, способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе, способен анализировать профессионально-педагогические ситуации

Понятие мониторинга – планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесения корректив в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторингаза указанными объектами можно свести к следующим группам:

1) Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях

2) Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо

3) Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы

4) Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых

5) Тестирование – это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования.

Выделяют три формы мониторинга:

1) Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости проводимая психологической службой, результаты же в самом общем виде доводятся до сведения полколлектива

2) Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых

3) Финишная диагностикапрофессиональной подготовленности выпускников помимо определения уровня сформированных социально-профес­сио­наль­ных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.


Наши рекомендации