Подростков и механизмы коррекции
Поведение – интегративный внешний показатель внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, отношений.
Поступок – единица поведения, действие личности, социальное значение которого ею самой понято (осмысленное).
С этих позиций поступок, нарушающий моральные нормы (нормы справедливого и должного в человеческих отношениях), квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению, наказанию педагогическому, но не правовому, юридическому. К проступкам в педагогической практике обычно относят нарушения правил и режима учебного заведения (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины в классе, отказ выполнять требования), конфликтные формы поведения (грубость, сквернословие драки, ссоры, вредные привычки), а также поступки, аморальные по своей сути (ложь, незначительная порча общественного имущества, отказ от общественных и трудовых дел). Поведение учащегося, в котором достаточно часто встречаются подобные проступки, определяется как отклоняющееся поведение.
Если же поступок вступает в противоречие с правовыми нормами, он квалифицируется как правонарушение, а поведение будет в таком случае противоправным. В педагогической практике наиболее часто встречаются такие правонарушения, как кражи, хулиганство, тяжкие избиения, вандализм и т.д.
Отклонения в поведении – это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности. В большинстве случаев педагогическая запущенность характеризуется хронической оппозицией юноши к миру взрослых, негативным отношением к общественным делам и ценностям коллектива.
Педагогическая запущенность – это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса.
Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Наиболее распространенными причинами педагогической запущенности являются неблагоприятные условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки воспитания в школе, училище.
Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания.
Неполная семья – наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и, прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения.
Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома.
Аморальная семья в ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.
Криминогенная семья – такая семья, члены которой совершают преступления.
Механизмы коррекции отклоняющегося поведения. Работа осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается своя психолого-педагогическая задача. Некоторые этапы можно осуществлять одновременно:
1) контактный – ставится задача снять смысловой и эмоциональный барьер между подростком и взрослым;
2) диагностический – на этом этапе исследуются система нравственных представлений и отношений, мотивы поведения и социальный контекст развития подростка. На основе результатов диагностики педагог определяет характер и степень педагогической запущенности и намечает программу индивидуальной воспитательной работы;
3) перевоспитание – основной этап, на котором решаются главные коррекционные задачи, осуществляется переориентация нравственного сознания, реконструкция характера на основе перестройки личного жизненного опыта;
4) самовоспитание – ставится задача выработать индивидуальную программу самовоспитания. Суть педагогической задачи в данном случае – сформировать готовность к самовоспитанию и навыки работы над собой: самоанализа, самокритики, самоограничения, самодисциплины.