Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
Эмоции – это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения.
Функции эмоций:
1) Приспособительная –дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям
2) Сигнальная – выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека
3) Побудительная – определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи
4) Подкрепляющая – выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти
5) Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность
6) Коммуникативная– заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Виды эмоций и чувств:
1) в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность
2) в зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства
3) в зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.
Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы
4) по содержательному своеобразию эмоции выделяют следующие виды эмоций.
Эмоциональные состояния:
1) Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде;
2) Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени;
3) Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.
Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения;
4) Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти;
5) Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма;
6) Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.
Фрустрация– специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр. Фрустрационные переживания оказывают «давящее» влияние на психику, снижая способность к рефлексии (самоанализу), логическому анализу событий. Фрустрацию переживает человек, ощущающий враждебность группы (семейной, профессиональной, учебной и др.); подросток, не встречающий в своей семье понимания, любви и поддержки своих планов. Состояние фрустрации может привести к существенным изменениям в поведении субъекта: либо отказу от активности, замене реальной деятельности, воображаемой (уход в себя, в грезы), либо к проявлению грубости, агрессивности как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих. Последнее бывает характерно для подростков, которых фрустрационные состояния побуждают к противоправным поступкам.