Методы исследования в современной психологии.
Методы исследования в современной психологии.
Использование психологических методов в педагогической практике
Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога.
Цель: раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.
Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Педагогам необходимо отчетливо представлять особенности каждого метода, чтобы активно их использовать в своей профессиональной деятельности. В психологии выделяют четыре группы методов исследования.
Организационные методы.
Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение– один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.
Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.
Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос.
Стандартизированный опрос, хар-ся заранее определенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе (естественный, неформальный хар-р). ведется по определенному плану, и основные вопросы разраб-ся заранее, но в ходе могут быть доп. вопросы.
Анкетирование– это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Тестирование– это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности.предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.
Биографический метод – это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Профессиональный интерес – есть избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься. В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный.
Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности, определяет большую роль в трактовании значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет, как предпосылка интереса.
Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности. Волевой компонент играет значительную роль во внутренней мобилизации личности для преодоления трудностей при освоении профессии.
Требования к речи педагога
Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».
Язык– это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Значение речи и языка (психологический аспект)
Речь: Формирует сознание человека. Размыкает для нас сознание другого человека. Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества. Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта.
Язык: Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать
действия с предметами даже в период их отсутствия. Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования. Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием,
памятью, мышлением.
Функции речи
Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Сообщения. Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Обозначения. Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.
Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Свойства речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
Требования к речи педагога
1. Дикция 2. Выразительность. 3. Грамотность речи. 4. Экспрессивность речи. 5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта.6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации.
Структура:
1) динамикой воли – решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);
2) спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки – жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие;
3) интеллектуальными особенностями человека – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);
4) взаимосвязью всех этих компонентов. Для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Типы акцентуаций характера:
1) Гипертимный тип –люди этого типа очень общительны, у них всегда приподнятое настроение, повышенная психологическая активность с жаждой деятельности;
2) Циклоидный тип – похожи на людей гипертимного типа, однако периоды подъема у них сменяются субдепрессивной фазой, появляется настроение общей подавленности, упадок сил;
3) Лабильный тип – главная черта таких людей это крайняя неустойчивость, подвижность; настроение меняется слишком часто и резко. Им свойственны глубокие чувства, искренняя привязанность, преданная дружба. Люди этого типа любят компании, ищут в них новые впечатления. Слабое место этих людей – непереносимость эмоционального отвержения;
4) Эпилептоидный тип – отличаются гневливостью, раздражительностью, вспыльчивостью, склонность к дисфориям и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость.
5) Шизоидный тип – люди этого типа тяготеют к одиночеству, отличаются сдержанностью и холодностью в отношениях с людьми. Они замкнуты и осторожны. При развитом интеллекте лица данного типа выделяются своей творческой направленностью, нестандартным, аналитическим складом ума. Они тонко чувствуют, эмоционально реагируют на созданные их воображением абстрактные образы;
6) Истероидный тип – главная черта беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, им чужды глубокие искренние чувства.
7) Неустойчивый тип – такие люди с детства непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, в то же время они трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим. Люди этого типа обнаруживают полное безволие при выполнении любой работы, любых обязанностей, требований долга, достижении поставленных перед ними целей. Рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они проявляют равнодушие к собственному будущему, живут сегодняшним днем, стараются избежать трудностей и неприятностей;
8) Конформный тип – главная черта людей этого типа – приспособленчество к своему непосредственному окружению (постоянная готовность подчиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму).
Педагогические способности
Способности – продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает вершины в профессиональном и личностном плане. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать.
Виды способностей у человека:
1) Природные способности в основе своей биологически обусловлены врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения;
2) Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие).
Согласно классификации профессий Е.А. Климова, все способности можно разделить на пять групп:
1) способности, необходимые специалистам сферы «человек – знаковая система». В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (например, лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.);
2) способности, необходимые специалистам сферы «человек – техника».Сюда включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием (например, профессии инженера, оператора, машиниста и т.п.);
3) способности, необходимые специалистам сферы «человек – природа». Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например, биолог, географ, геолог, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;
4) способности, необходимые специалистам сферы «человек – художественный образ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство);
5) способности, необходимые специалистам сферы «человек – человек». Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей (политика, религия, педагогика, психология, медицина, право).
Классификация педагогических способностей (В.А. Крутецкий):
1)Дидактические – передавать учащимся учебный материал;
2) Академические – способности к соответствующей области наук;
3) Перцептивные – проникать во внутренний мир ученика;
4) Речевые – ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики;
5) Организаторские – организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, правильно организовать свою собственную работу;
6) Авторитарные – непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета;
7) Коммуникативные – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход;
8) Педагогическое воображение – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий;
9) Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Степень овладения способностями:
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.).
Гениальность– высший уровень развития таланта, позволяющий осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности.
Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством.
21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
Периодизация – деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс.
Дифференциация – разделение целого на различные формы и ступени.
Период – это промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс;
Стадия – определенная ступень в развитии.
Развитие – последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.
Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация (Л. С. Выготский) развитияи ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев).
Рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли.
Ведущая деятельности – это такая деятельность развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности; в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности; в ней возникают и формируются частные психические процессы.
Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях.
Целостность процесса развития личности обеспечивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные изменения при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, центром которой становится иное, нежели ранее, психологическое новообразование. Эти периоды называются критическими. Они характеризуются сменой ведущей деятельности, темпа развития; повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метаниями, переоценкой самого себя и других.
Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и общения. На развитие личности влияет социальная среда.
Дифференциация онтогенеза человека детерминирована общественноисторическими условиями его жизнедеятельности и носит конвенциональный характер. В жизни человека как биосоциального существа большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов.
Становление личности – это процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения.
Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии.
Кроме стадиального развития выделяют еще функциональное, т.е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внутренних потенций развития – результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельности, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательней ее.
Методы исследования в современной психологии.