Связь языка, речи, и мышления.
Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.Речь - это общение между людьми посредством языка. Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь достаточна сложна. Язык и мышление образуютединство, которое включает два основных аспекта: а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот; б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию. Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного восприятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию», последующее выражение в языке. Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенныеразличия. Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются. Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие. В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности. В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта. |
Вопрос 37:Характеристика образов представления.
Представление-образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Высший уровень чувственного познания. Сравнивая образ представления с образами ощущения и с восприятия ,можно сказать ,что представления-вторичный образ предмета или явления, сохранённый в памяти. Представления делают познание человека свободным, освобождает его от привязанности к внешнему миру. Представления субъективны, в них проявляется свобода личности. Представление составляет содержание опыта, является основой речи, включены в процесс восприятия. Представления возникают на основе восприятий при работе воображения в результате восприятия речи.
Виды: 1.По происхождению (представления, возникшие на основе ощущений и восприятий, воображения и мышления).
2.По степени обобщения в образе объективной реальности (единичные, комплексные, схематизированные ).
Единичные- преставление одного конкретного предмета и явления. Возникают на основе восприятия реального предмета и произведения искусства. Как образы памяти, единичные представления-основа узнавания(основа формирования общих представлений). Комплексное представление-представление об общих чертах группы сходных предметов.(нельзя изобразить и представить животное ,но можно птицу, кошку, собаку). Схематизированные–отражение предмета в виде условного графического изображения.
По мере роста культуры и образованности представления становятся все более комплексными. Представления различаются степенью индивидуализированности содержания в зависимости от происхождения. Представления, возникшие в результате восприятия, у всех людей одинаковые. Представления, возникшие в результате речи, индивидуализированны. Галлюцинация – проекция образа представления во внешний мир. Представления-чувственные образы ,которые классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение( зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др.).
Вопрос 38:Понятие воображения. Построение образов воображения.
В воображении отражается и то ,что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было ,но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдёт, никогда не сбудется.
Воображение- психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть ,услышать, получить впечатления и удержать в памяти. Первобытный человек не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком ,появилась религия.
Гипотезы механизмов воображения:
1.Гипотеза случайных находок(все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека снекоторым внешним обстоятельством, т.е. чтобы создать новое, нужно пассивно ждать счастливого случая).
2.Гипотеза рекомбинации (воображение направлено на перестановку ощущений, представлений правил путём проб и ошибок).
Процесс воображения включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала и комбинацию отдельных образов.
Накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой творчества. Переработка накопленного материала включает в себя диссоциацию воспринятых впечатлений и ассоциацию. Умение выделять отдельные черты сложного целого является важным для всей творческой работы человека над впечатлениями.
Вопрос 39:Характеристика видов воображения.
Виды воображения по степени активности:
1. пассивное воображение - не стимулирует к действиям по воплощению созданных образов;
2. активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческое содержание.
по произвольности:
1. непроизвольное воображение – создание образов при ослабленной деятельности сознания (в полудремоте, сне, расстройствах психики);
2. произвольное воображение – осознанное, направленное создание образов с конкретными мотивами, целями и задачами.
по связи с прошлым опытом:
1. воссоздающее воображение – создание образов (по словесному или схематическому описанию), которое ранее в законченном виде не воспринимались, но уже подобные объекты или их элементы знаком.
2. Творческое воображение – создание новых образов как оригинальных продуктов без опоры на прошлый опыт.
по возможности реализации:реалистическое воображение – человек верит в реальность создаваемых образов и возможность их воплощения, если нет – фантастическое воображение. Особый вид воображения – мечта: создание образов сильно желаемых объектов или событий.
40. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ ЧУВСТВ.
ЭМОЦИИ – психологический процесс, содержанием которого является переживание. ЧУВСТВО – устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо. Является свойством личности. Эмоции переживаются непрерывно под воздействием внешних и внутренних факторов. Эмоции ситуативны. Эмоции переживаются на психологическом и физиологическом уровнях (слёзы, смех, тремор, высокая температура, пульс, давление, расширение/сужение зрачков). Чувства возникают с появлением личности, т.е. в дошкольном, младшем школьном возрасте. Чувства связаны с речью и языком. Чувства бывают высшими и низшими. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные (Нового, ясности мысли, языка и др.), проксические (Ритма, силы, пластики и др.) Все чувства можно воспитать.
41. СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ.
1) АМБИВАЛЕНТНОСТЬ/ПОЛЯРНОСТЬ: т.е. объединение противоположных свойств в целостном явлении → каждое переживание основано на другом, ему противоположном.
2) СТЕНИЧНОСТЬ/АСТЕНИЧНОСТЬ: характер протекания реакции, т.е. толкает ли она человека на действия. 3) СИЛА И ГЛУБИНА: интенсивность и субъективная значимость.
4) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: адаптация чувства – привыкание к чувству, ощущение, что оно ушло. Чувство имеет содержание, может быть сложным или простым.
5) ЭКСПРЕССИЯ: выражение переживания во внешнем мире.