Сенсорная организация человека

Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Сенсорное развитие – результат длительного жизненного пути личности. Отсюда следует: чувствительность – потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций – зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности. Анатомо-физиологические предпосылки развития уровней чувствительности связывают сенсорную организацию личности с задатками специальных способностей, таких как способность к музыке, живописи и др. Для всестороннего развития личности необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого человека. Высокое развитие чувствительности необходимо в любом труде. Так, высокое развитие тактильной чувствительности значительно облегчает физический труд, делая движения более точными, рассчитанными и менее напряженными. Эта же чувствительность является основой творческой деятельности в массе других профессий. Условия трудовой деятельности приводят к тому, что у человека складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора. Система дистантных рецепторов не существует изолированно от других систем чувствительности. В системе дистантной рецепции человека ведущим рецептором обычно выступает зрение. Его преимущественное развитие тормозит проявление высоких уровней чувствительности в других дистантных рецепторах. Однако необычные условия жизни могут перестроить соотношение в дистантной системе чувствительности.

29. Понятие восприятия. Свойства образа восприятия.
Восприятие — целостный процесс познания действительности при непосредственном воздействии этой действительности на наши органы чувств. Восприятие всегда осознанно. Восприятие строится не снизу вверх от стимула к образу, а с верху вниз от нашего знания к содержанию образа. Восприятие активно, оно не является слепком действительности, а ее реконструкцией. Восприятие вычерпывает из действительности те ее компоненты, кот.обеспечивают общение и деятельность. Восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Свойства восприятия:
Активность. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Роль моторики в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного предмета.
Избирательность. Зависимость содержания образа от личности: интересов, потребностей, установок, мотивов.
Предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность. Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений.
Константность. Благодаря константности предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению. Например, постоянен воспринимаемый нами вес предмета. Независимо от того, поднимается ли груз одной или двумя руками, ногой или воем телом - оценка его веса оказывается приблизительно одинаковой.
Осознанность и обобщенность. Связь с языком и речью. Используя слово, мы в одном предмете воспринимаем определенный класс предмета.
Апперцепция. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций.





30. Виды восприятия. Иллюзия восприятия
Виды восприятия: 1) зрительное, слуховое, осязательное. 2) восприятие предметов, времени, формы, человека, движений, пространства.
Восприятие движения предметов: движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.
Восприятие времени. Процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований, биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки.
Восприятие пространства. В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.
Восприятие бывает: аналитическим (человек сначала замечает детали, а потом воспринимает целостность); синтетическим (наоборот: целостность, потом детали); смешанным (аналитико-синтетическим). Описывающее и объясняющее. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ (англ. illusion; от лат. illudere - обманывать) - искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии ("обманы зрения"), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения.

31. Понятие памяти. Связь памяти и мышления
Память -запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следовпрошлого опыта.
Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произ­вольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили рас­крыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Характеристика видов памяти

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1)по харак­теру психической активности (двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую) 2) по характе­ру целей деятельности(непроизвольную и произвольную) 3)по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала(кратковременная, долговременная и оперативная)

1.Образная память - это память на образы. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную(запах духов).

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание).

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова.

2. Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить.

Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления.

3. Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности.

Наши рекомендации