Понятие деятельности, компоненты ее структуры.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операциейназывают способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
В качествесредств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
15. Внутренний план деятельности: потребность, мотив, цель.
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с уровнем развития личности и её включением в различные сферы и формы деятельности. Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими. Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические).Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).Различают мотивы и поуровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели. Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные. Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна. Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.
16. Характеристика навыков. Индивидуальный стиль деятельности.
Навык - автоматизированные действия, которые выполняются бессознательно. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков. В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Навыки исключительно важны для творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности.
Выделяют 4 вида навыков: 1) двигательные; 2) мыслительные (чтения, заучивания и тд);
3) сенсорные (развитие чувствительности, слуховые, зрительные навыки); 4) поведения (знания о нормах поведения и закрепление их упражнениями). Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыминазыв. Интерференцией.
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека. Он позволяет людям с разными индивидуально типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. Существует два пути формирования стиля деятельности — целенаправленный и стихийный. Стихийный вариант связан с выбором индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального объяснения своего выбора (полуосознанный путь формирования стиля). Второй, целенаправленный путь, также существует в трех вариантах, каждый из которых заключается в преобладании механизмов подражания, анализа собственных сильных и слабых сторон, навязывания определенного стиля педагогом (по принципу «делай, как я»).
17. Понятие общения. Средство и содержание общения.
Общение –связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Контакты между людьми в общении – необходимое условие существования индивида. Все виды взаимосвязи в общении реализуются одновременно. Главным средством общения является язык. Также используются облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Неречевые средства общения – обмен предметами, вещами. Также средством общения является тактильно-мышечная чувствительность (взаимоприкосновение, рукопожатие, единоборство спортсменов). Содержанием общения выступают научные и житейские знания; может выступать человек, его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием общения является коллективное решение задачи, деятельность. В общении могут быть переданы навыки и умения.
18. Характеристика непосредственного (контактного) общения. Особенности парного и внутригруппового общения; «мозговой штурм».
Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и соответственно каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него. Парное (диадное) общение. При таком общении каждый человек общается с каждым, создаются более глубокие отношения. В ходе такого общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Внутригрупповое общение качественно отличается от парного. В групповом общении человек переживает очень сильные и яркие эмоции, которые не может пережить в парном общении. Внутригрупповое общение ограничено численностью от 3 до 7 – 9 участников, максимальное количество которых соответствует объему оперативной памяти с тем, чтобы каждый удерживал в сознании образ, высказывания, поведение одновременно всех собеседников. Важнейшей чертой во внутригрупповом общении, по сравнению с парным, является ускорение общения, которое обусловлено увеличением его участников, которые, высказываясь, вносят свои предложения, комментарии. «Мозговой штурм» - специально организованное внутригрупповое общение для решения проблемы, поиска идей. Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.
19. Понятие языка и речи. Родной и второй язык.
Язык-объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.Языквкл.слова с их значениями и синтаксис(набор правил по которым строится предложение). Речь-процесс общения посредством языка. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. При обучении родному и неродному языкам весьма важно разграничивать понятия «язык» и «речь». Язык - знаковая система естественного языка; это словарный состав средства общения плюс фонетический и грамматический строй языка. Соотношения языка как системы и реализация его единиц в процессе речевой деятельности должны быть различными в обучении родному и неродному языкам. По вопросу сущности понятия и термина «родной язык» существуют разные мнения. Одни считают, что родным языком является тот, на котором говорят с детства. Другие ставят знак равенства между материнским и родным языком. Третьи подразумевают под этим язык своей национальности. Четвертая группа ученых иначе подходит к решению этого вопроса. Для последних родной язык - «язык, который любят или выучили первым, и даже тот, на котором говорят с трудом». Таким образом, в понятие «родной язык» вкладывается различный смысл в зависимости от того, какие именно факторы (социальные, этнические, культурные, психологические) учитываются при определении его сущности. Говоря о «родном» и «неродном» языках, мы имеем в виду язык как средство общения и как систему знаков, которая используется в процессе коммуникации. В процессе жизнедеятельности человека может появиться необходимость в изучении второго языка, с помощью которого важно овладевать опытом, знаниями других народов. Такой язык, который опирается на первоначальный язык, правомерно считать вторым, неродным языком.
При обучении же неродному языку не столь важно овладение системой языка, сколько необходимо накопление словарного запаса, выработка навыков речевой деятельности, построение речевых произведений, так как обучению речи на втором языке родной язык почти не помогает, иногда даже отрицательно сказываются укрепившиеся старые навыки построения словосочетаний и предложений на основе структуры и системы родного языка.