Запечатление (К. Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
Импринтинг (англ imprint — запечатлевать) — в этологии (наука о поведении животных) и психологии специфическая форма обучения; фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.
Термин «импринтинг» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.
Импринтинг происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможен лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного периода. Импринтинг представляет собой способность запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости, и переносить на них свои инстинктивные реакции, в первые часы и дни жизни, связанные прежде всего с ориентиовкой на родителей.
Импринтинг — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждения или целую совокупность убеждений. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие. Такими стимулами являются первые ощущения, прикосновения, запахи, голоса и первый опыт общения. Это все происходит в первые часы после рождения. В то время, когда ребенок лежит на животике у мамы сразу после рождения закладываются эмоциональные, душевные и духовные связи между ребенком и мамой. Ребенок уже кое-что знал о своем окружении с помощью матери. Ее саму он тоже знал, но только изнутри. Сейчас же, в первые минуты после рождения, он открывается для соединения с близкими ему людьми через собственные чувства. Его кожа чувствует мамину кожу, он вдыхает мамин запах, слушает ее голос, впитывает глазами образ, который станет для него самым родным. Рядом с мамой он чувствует себя защищенным и готовым к встрече с новым огромным миром.
Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Как правило, результатимпринтинга с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению.
Импринтинг отвечает за быстрое образование чрезвычайно устойчивых следов в психике, иногда даже после однократного переживания.
Если определённый раздражитель подействует в критические моменты формирования личности, он легко запечатлевается в психике, приобретая необычайную яркость и стойкость по сравнению с другими раздражителями. Этотимпринтинг в дальнейшем сильно определяет поведение человека в тех или иных ситуациях.
Лоренц обозначил четыре особенности, отличающие импринтинг от классического ассоциативного обучения:
1. Импринтинг приурочен к очень ограниченному периоду жизни животного - чувствительному, или критическому, периоду.
2. Однажды совершившись, процесс запечатлевания далее необратим. Если у птенца произошел импринтинг по отношению к птице другого вида, то позднейший контакт с птицами своего вида уже не сможет устранить этот эффект раннего опыта.
3. Объект, на который направлено запечатлевание, может быть определён задолго до первого осуществления самого поведения. Например, ранний импринтинг, происшедший задолго до наступления половой зрелости, влияет на выбор полового партнера.
4. Запечатление направлено не на определенную особь, которую видел птенец, а на целый класс организмов, членом которого была особь, которая служила стимул-объектом. В дальнейшем было выяснено, что запечатлевание характерно не только для выводковых птиц (т.е. для тех, кто, вылупившись из яйца, сразу способен активно двигаться в составе выводка), но и для других животных, в особенности же для зрелорождающихся млекопитающих, способных сразу следовать за матерью (таковы, например, копытные). В экспериментах Гесса, Дьюсбери и других исследователей было показано, что может произойти запечатлевание на самые разные движущиеся объекты, в том числе неодушевленные - так, утята следовали за мячиками и коробками разных размеров. Если объект привязанности представляет собой, скажем, картонный ящик, то у утенка устанавливается к этому ящику такое же отношение, как к родителю. Были выяснены и дополнительные особенности, отличающие запечатлевание от классических условных рефлексов: