Собственно психологические методы.

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются чаще всего на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака — феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например, аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании. Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых. Интроспекция не может применяться при исследовании маленьких детей.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Социально-психологические методы (ранее называвшиеся коллективными методами исследования) включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

Беседа — метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично. Беседа часто применяется в педагогической практике.

Интервью — особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой — ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки. Вариант интервью — учебный экзамен.

Анкетирование — получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются по а) содержанию вопросов, б) их форме — открытые и закрытые, в) формулировке вопросов, г) количеству и порядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе). Вариантом социометрии в дошкольном возрасте является известная методика «Два домика». Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Этот метод очень часто используется в психологии развития в различных формах и вариантах в зависимости от того, какого рода продуктивная деятельность сформирована у субъекта. В психолого-педагогическом исследовании метод принимает форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека. В практической психологии успешно используется работа с графической или сказочной продукцией человека, а также как вспомогательный метод в моделировании (жизненного пространства, семейных отношений, внутриличностного конфликта и т.д.). Вариантами являются методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Звезды и волны». Для применения сказкотерапевтических приемов можно использовать систему сказочных зачинов, предложенных Б. Шелби.

Тестирование — краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тестирование чаще используют в психодиагностике, чем в научном исследовании (для установления интеллектуальных способностей человека или его профессиональных склонностей). Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка. В зависимости от изучаемой реальности тесты можно условно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются):

1. Тесты способностей; 2. Тесты умений и навыков; 3. Тесты восприятия; 4. Мнения (интересы, социальные установки); 5. Эстетические тесты; 6. Проективные тесты; 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях); 8. Игровые тесты.

Существуют стандартизованные критериально-ориентированные батареи тестов, разработанные для решения конкретных практических задач (например, для диагностики психологической готовности к школе, школьных умений и навыков, нейропсихологических особенностей детей).

Тесты очень экономичны, однако мало надежны и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Итак, методы психологии развития служат задаче изучения генезиса психических проявлений и их источников, они отличаются большим разнообразием в контексте изучаемой возрастной стадии и частно-психологической проблемы.

4.Рост:биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста.Созревание: эндо-генные и экзогенные факторы.Психология развития в качестве предмета из. закономерные изменения чел. во времени и связанные с этим факты и явления псих. жизни. Пользуясь схемой, предложенной Карандашевым, рассмотрим, какие варианты здесь возможны. Первый: развитие как рост. Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс кол.-ого изменения (накопления) внеш. признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и др.; во-вторых, что рост есть лишь внеш. показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только кол-ной хар-кой развития. Второй: развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение др. сторон разви-тия. Третий: развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве кот. выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития.

Четвертый: развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, ур. развития. Пятый: развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Шестой: развитие как количественно-качественное изменение. Седьмой: развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть колич. или качеств. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представ­ляют собой кол-ные изменения. Физиологические изменения в возрасте половозрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках явл., напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количест­во—качество» понятие роста относится к колич. аспекту развития. Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно — од­номерное колич.-ное рассмотрение процессов развития. Рассматривать разви­тие в аспекте роста значит ограничиться исследованием чисто колич.из­менений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассмат­риваются всего лишь с точки зрения приращения их объема. Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в пси­хологии достаточно долго. К биологич. созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития — созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства чел., т.е. связи соматических и пси­хических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутр. регулируемый процесс созревания. О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упраж­нение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несуществен­ное) на хар-р происходящих изменений. Наряду с ограничением внеш. усло­вий развития выделяют ряд признаков, указ.-щих на наличие процессов созрева­ния: 1) аналогичность возникновения и протекания; 2) возникновение в строго опре­деленном возрасте; 3) нагоняемость; 4) необратимость.

В отеч. науке сущ. два представления о возрасте : физический возраст и псих.-кий возраст . Переходы из одного возраста в др. сопровожд. изменением физических данных и психологических хар-тик ребенка, их наз. кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некот. проблемы , кот. ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в след. психологический возраст.

Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития явл. ведущая деят. Основные положения периодизации развития Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа: 1.Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);2 Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы); 3.Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).4 Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:5 Младенчество (от рождения до одного года жизни);6 Раннее детство (от 1года до 3-х лет); 7Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);8Старшийдошкольный возраст (от 5 до 7 лет); 9.Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); 10 Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);11Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Наши рекомендации