Основные темы и идеи творчества Г. Успенского
Происходил из небогатой чиновничьей семьи, учился в Тульской гимназии, а затем в Черниговской гимназии. Будущий писатель наблюдал жизнь трудовых слоев Тулы и крестьянских деревень, с детства был знаком с богатством народного языка и народного творчества. В гимназии под влиянием журнала «Современник» и передовой русской литературы определились его литературные склонности.
В 1861 году Успенский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставляет его в связи со студенческими волнениями. Обучение в Московском университете также не осуществилось в связи с материальными затруднениями.
В 1862 году началась литературная деятельность Успенского в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Успенский сближается с кругом писателей-демократов (Левитовым, Решетниковым и др.), ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца. Он сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». Успенский сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу. Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем — жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), тогда же появляются первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).
Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866), начало которых появилось в «Современнике» незадолго до закрытия журнала. Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин», «Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.). Большим достижением художника явились образы мелких буржуазных хищников, дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве; особенно ярко очерчен образ Прохора Порфирыча, являющегося сюжетным центром произведения. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.
Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х— начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х годов.
В творчестве Успенского, в его мировоззрении в период 60–70-х годов нашло отражение положение народа, крестьянства пореформенной деревни. Знакомство с народническими кругами способствовало более обостренному и пристальному интересу писателя к крестьянской жизни. За границей писатель знакомится с Тургеневым. Их дружеские связи не прекращаются в течение всей жизни Успенского. В 70-е годы писатель глубоко проникает в картины крестьянской жизни. Захваченный проблемами народной, крестьянской жизни, Успенский в конце 70-х годов решает ближе узнать деревенскую жизнь. В 1877-м он все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии, весной же следующего года с женой едет в Самарскую губернию и работает письмоводителем ссудо-сберегательного товарищества в село Сколково. Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877—1880). Фактические по своей основе, очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Очерки вызвали большую волну откликов как в критике, так и в широких читательских кругах, прежде всего потому, что писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т.д. Очерки были ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника» крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.
Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях цикла. В произведениях Успенского 70-х годов полностью определилась новая творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа. Излюбленным жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов.
- Хроника Лескова «Соборяне».
К этому времени европейский роман уже выдохся. Предтечей романа являются физиологические очерки, которые потом войдут в роман. Все писатели начинали с очерков. Достоевский создает судебную и каторжную хронику. Лесков тоже связан с очерковой литературой: в «Леди Макбет Мценского уезда» есть черты этого жанра (сравните с названием рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Но это произведение, как и другие первые художественные произведения Лескова, романично. «Леди Макбет Мценского уезда» - повесть, которая имеет все элементы романа: наличие любовной интриги, конфликтность, хронологическая объемность.
Лесков говорит, что жизнь противоречит роману, но ищет себя в этом жанре. «На ножах» не свойствен ему, но проблематика, «завихренная система» - его. Но это только поиски романа. Лесков вообще не любил этот жанр, считал его бесплодным, бесполезным: «Мне не нравится, что в романе обязательно нужна коллизия "влюбился - женился" или "влюбился - застрелился"». Он не понимал, что 60-70-е годы XIX века - это эпоха русского реалистического романа, которая повлияла на всю мировую литературу.
Лесков хочет написать роман бытовой, исторический, но без исторических лиц, где было бы описание времени, быта, нравов, воспроизведен язык того времени. Лесков - писатель камерный, без перспективы (как Толстой или Достоевский), у него все по-домашнему: повседневная, обывательская, мирная жизнь, но переполненная треволнениями. Он нашел такую форму романа, до которой другие не доходили - роман-хроника, роман-летопись. Сперва он назывался «Божедомы», потом - «Соборяне». Оригинальная вещь. Это хроника не поколений, а отрезка времени. Теперь можно себе представить, что такое роман в понимании Лескова, поскольку «Соборяне» ни на что не похожи. Это его, Лескова.
Действительно, всесословный роман. В нем описаны: духовенство, дворянство, нигилисты и народ во всех его проявлениях. Эти группы очень пестрые. И первая - духовенство, «соборяне», то есть клир собора. Савелий Туберозов, Ахилла, Захария. В центре повествования - жизнь протоиерея Савелия Туберозова, связанная с различными явлениями русской действительности и быта. Лесков показывает Туберозова в рясе и без, как проповедника, Савонаролу, и самокритичного человека. Писатель раскрывает мир его идей, страстей, работы интеллекта.
Хотя Лесков назвал свой роман хроникой, писателю часто нельзя верить. Здесь не только хроника, где главный герой окружен повседневными фактами, событиями, людьми. Здесь есть и любовная линия. Но это необычная любовь - Лесков не побоялся взять такую тему, как роман попа и попадьи (попадью зовут Наталья Николаевна - так же, как жену Пушкина). Он проявляет стеснительность в раскрытии их отношений, чтобы не нарушить их красоту. Это очень важно - деликатность писателя, который не говорит о страсти. В их отношениях есть трагическая нота - это трагедия бесплодия. «Вспомни, голубь мой, может быть, где-нибудь есть твой голубенок, и если есть - пойдем и возьмем его», - предлагает Туберозову попадья. «Голубенок» - протест против дворянских представлений о незаконнорожденных детях. В этих словах привязанность, чувство матери, перед которым Туберозов должен был преклоняться. Это дает ему право говорить о красоте души русской женщины (« где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины?»).
У Лескова нет изображения детей. У него нет смелости Достоевского и Толстого, он боится изображать детей. Не потому, что отрицает семью или дети для него - вопрос второстепенный (как это было у нигилистов), но в силу особенностей своего таланта.
Идея Лескова в том, что Туберозов трагически одинок. Нет людей, которые могли бы понять его. Здесь интересна встреча с Плодомасовой, у которой своя трагедия одиночества - разделяют его только карлики. Она лучше всех понимает Туберозова. Всякий человек, обладающий интеллектом, внутренней силой мысли, стремящийся себя познать, неизбежно приходит к одиночеству. На этой страшной мысли писатель построил весь роман, весь жизненный путь героя. Туберозов знает, во что верит. И эту веру он может передать другим. Лесков показывает такую особенность - помимо убеждения словом, есть убеждение чувством - это интуиция, которая передается от одного к другому. Красноречивое молчание - это есть у Савелия. Можно сказать, что он экстрасенс. У него есть эта сила убеждения - и ты все равно делаешь, как он хочет. Хотя он прямо и не говорит о своих желаниях. Это власть человека над человеком - то, что развито на Востоке. То, о чем писал Н. Рерих. Люди, подобные ему, стоят вне литературы, вне искусства. Рериху открыто больше, чем Лескову.Туберозов должен сказать миру правду, а кто хочет :>ту правду слушать? «Старик-то у вас совсем маньяк сделался...» Туберозов страдает от легкомысленного отношения людей к России, к ее истории. Люди много смеются, повсюду ложь, непонимание фатальности, которая лежит на человеке.
Кто же окружает Туберозова? Дьякон Ахилла - это образ комический. Это большой ребенок, от него много шума и скандала. Он однолюб: полюбил детским чувством Савелия. Ахилла выступает за порядок, стоит горой за свои убеждения, а убеждений-то нет. Образы даны на контрасте: богатырь Ахилла и слабый телом Захария, Заха- рия с потомством и одинокий Савелий. Бенефактов слаб телом, но памятлив. Нищий духом, он остался хранителем поповки. Захарий - воплощение христианского всепрощения, незлобивый, неумный, глуповатый, но вымолил у Савелия «прости мя». Надо быть тонким художником, чтобы отрицательные черты объявить положительными и возвести их в «перл творения».В «Соборянах» изображается дворянский круг: градоначальник, почтмейстер, почтмейстерша - снисходительно относятся к Савелию, но в свой мир не допускают. Здесь дается целая галерея нигилистов. Препотенский - антипод Туберозова, хотя они люди одного круга и одного воспитания. У Препотенского - своя идея: он материалист, своего рода просветитель, выступает за свободу выражения чувств, человек образованный, редактор журнала, пишет. Но он сеет дух сомнения, раздора. Лесков к этому времени, пережив общественное презрение, мог вернуться к теме нигилизма. Для писателя самым трудным был расчет с прошлым. Он тоже был гоним за идеи против нигилистов, которые, как считал Лесков, разрушают Россию: «Патриотическое начало - величайший вред для России», - рассуждают нигилисты. Здесь он сводит с ними счеты, избегая при этом карикатурности; его герои - это государственные чиновники, блюстители порядка.Гроза, стихия, которая выше всяких мер предосторожности, наводит Савелия на мысль, что он должен сказать всю правду: отцы города, которые должны блюсти мир, жалки и ничтожны перед Божьим миром. Он собирает всех чиновников, чтобы прочитать им проповедь - манифест христианского социалиста. Вот он - путь подвига одиночки. И - расплата: «жизнь кончилась, началось житие». Им займется Консистория - учреждение, стоящее над церковью, следит за духовенством, чтобы не говорило лишнего, не вело пропаганды, не произносило проповеди экспромтом. Защиты от нее нет, архиерей бессилен, приход тоже. Расправу осуществляют приехавшие за Туберозовым жандармы. Савелий оказался в каморке, он не служит, ему запрещено говорить. Но думать запретить нельзя! Самое отрадное и страшное - мысль. Она вдохновляет, она же и точит человека. Надо много сказать - и нельзя. Слово никогда не может выразить всей полноты мысли человека. А если и может - то где аудитория? Люди, окружающие его, все равно ничего не понимают.
Сцена смерти Туберозова - одно из лучших изображений смерти в русской литературе. Так не удавалось ни Толстому, ни Достоевскому. Смерть Зосимы у Достоевского напоминает тайную вечерю: чтение Евангелия, разговор Алеши с Зосимой - смерть перестала существовать, наступила вторая жизнь. Достоевский изображает героя на грани земного существования и ухода из реального мира. Смерть же Туберозова дается в жизни; нет этого перехода за грань смерти, желания познать, что «там». Лесков показывает, что в Савелии была мощь, реальное осознание происходящего и несгибаемая воля к жизни даже в час смерти. Разговор Ахиллы с Туберозовым - прост, обычен, естествен, реалистичен. Толстой и Достоевский все время хотят переступить эту черту дозволенности. Великая вещь для художника знать меру - и Лесков ее знает. И здесь Достоевский и Толстой уступают Лескову.
Лесков нашел свою форму романа - хроника, но никто за ним не последовал. Так, как он писал, никто не иисал. Но он тоже не продолжил свой опыт. Лесков - не романист, это не его жанр. Потом он разочаровался во многом - в борьбе за истинную церковь (из письма Щебаль- скому: «Теперь... я не написал бы "Соборян" так, как они написаны»).
11. Повесть «Очарованный странник» Лескова. Идея странничества и судьба И.Флягина.
Флягин — герой повести-очерка Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне»), Розанов («Некуда») и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» — это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе. Флягин «моленый сын», и ему предначертано стать монахом, но другая сила – сила очарования жизни — заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок — глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки. Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» (т.е. «околдованный») заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности — Луции, герое «Метаморфоз» Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф.— конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души». По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его «очарованности», различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную»: «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) — это душевное очищение человека» (М.Л.Ресслер). Через образ Ф.— богатыря в рясе — Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.
Образ Ф.— очарованного странника — оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих «последователей» в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова («Судьба человека»), Шукшина, Бородина («Третья правда») и др.
В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Ивана Северьяновича Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты и отзывчивости.
Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами искателей счастливой доли. Поэтика произведения близка жанру древнерусской литературы – хождениям. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающее получает глубоко личное и заинтересованное суждение.
Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по русской земле. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру. Замечателен и облик чистосердечного героя: неуемная мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила, широта его души, отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявления его дикости и порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина Савакирея. От своих греховных дел герой постепенно «очищается», достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.
Есть еще одна сторона странничества Флягина – это испытание судьбы, испытание характера и испытание души – вот триединство, им преодолеваемое. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и беспутства, нигде не отрекаясь от глубинной веры. Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпение составляют его неизменные черты.
Социальное бытие героя повести: крепостной, беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, благородство, широта натуры, артистизм терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный. Лесковский герой, безусловно, интересен как яркая, неповторимая личность. Значителен персонаж повести и в том, что является воплощением типичных черт, которые автор выделил в простом человеке и которые обусловлены его социальным положением.
Сначала присутствующее где-то в подсознании, а затем вполне осознанное желание героя решить вопрос о смысле жизни обусловило появление в повести мотивов странничества и дороги как сюжетообразующих факторов.
Иван Флягин назван «очарованным странником». Именование героя может трактоваться многозначно. Герой повести – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он очарован, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем, смысл названия определяется своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяновича, способного испытать очарование жизни, красоты и любви.
Излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла. За внешней переменой мест скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины и разрешения духовных задач. Жить по совести для русского человека, православного, – значит жить по Божьим заповедям.
Герой повести верует и ищет. Его жизненный путь – это путь познания Бога и осознания себя в Боге. Мотив странничества «вписывает» Флягина в русскую национальную традицию правдописания и богопознания. Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге осознанной потребностью любить ближнего своего как самого себя.
Деятельная любовь к людям и самопожертвование – определяющие черты характера Ивана Северьяновича. Именно они связывают героя с народом. Лесков полагал, что идея деятельного добра как исполнение в повседневной жизни Божьих заповедей определяет русский национальный характер.
Лесковская концепция праведничества в общем-то несложна. Праведник прежде всего – человек верующий. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры. По мнению писателя, духовная жизнь русского народа определяется христианской верой. Выделив в характере героя идею праведничества в качестве специфической черты, определяющей содержания русского национального характера, автор фиксирует и другие свойства, присущие герою как представителю своего народа: бескомпромиссность, трудолюбие, деловитость, отсутствие рисовки, патриотизм.
Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана Северьяновича, как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: «Мне за народ очень помереть хочется…».