Экзистенциальный анализ Бинсвангера
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – одно из направлений современного психоанализа, теория и практика которого основаны на использовании идей, почерпнутых из классического психоанализа З. Фрейда и экзистенциальной философии М. Хайдеггера. Основателями экзистенциального анализа считаются швейцарские психиатры и психоаналитики Людвиг Бинсвангер (1881–1966) и Медард Босс (1904–1990).
Так, в противоположность основателю классического психоанализа Л. Бинсвангер полагал, что психология должна корениться в антропологии. С этих позиций он пересмотрел учение Фрейда о человеке, попытавшись дополнить его фундаментальной онтологией М. Хайдеггера. В результате психоаналитическая антропология Л. Бинсвангера стала экзистенциальным анализом. В теории во внимание принимался общий структурный порядок человеческого бытия, в клинической практике – онтологическая структура наблюдаемых случаев болезни.
В 30-х годах Л. Бинсвангер одним из первых начал использовать экзистенциальный подход в исследовании теоретических и клинических проблем. Обратившись к работам М. Хайдеггера, он включил в арсенал своих построений такие категории, как «бытие в мире», «озабоченность», «забота» и др. При этом он по-своему интерпретировал хайдеггеровское учение о человеческом бытии, считая, что осмысление подлинной природы человека с необходимостью связано с выявлением смысла и значения основных форм человеческого существования и их взаимодействия между собой.
В 50-х годах в разработку экзистенциального анализа активно включился М. Босс. Под руководством М. Хайдеггера он попытался поправить Л. Бинсвангера, давшего неортодоксальную интерпретацию хайдеггеровских идей. Обнаружившиеся расхождения между Л. Бинсвангером и М. Боссом заключались в следующем. Первый модифицировал хайдеггеровскую концепцию бытия в мире, интерпретируя ее в духе экзистенциально-психоаналитических представлений Ж.-П. Сартра; второй последовательно придерживался идей М. Хайдеггера, выступая против сартровского и бинсвангеровского понимания человека.
Несмотря на различия между Л. Бинсвангером и М. Боссом в трактовке хайдеггеровского учения о бытии человека в мире, оба исследователя сходились в одном. Они критически переосмыслили некоторые постулаты классического психоанализа. В частности, Л. Бинсвангер и М. Босс выступили против рассмотрения бессознательного в качестве основной характеристики человека. С их точки зрения, подобная трактовка бессознательного несовместима с экзистенциальной идеей человеческого бытия.
Это не означало, что Л. Бинсвангер и М. Босс не придавали значения бессознательному в процессе клинической терапии. Напротив, оба уделяли значительное внимание переводу бессознательного в сознание и рассматривали эту процедуру как необходимую предпосылку успешного лечения пациентов. Тем самым они разделяли сходные идеи З. Фрейда. Но они не приняли фрейдовского теоретического понимания бессознательного, которое, на их взгляд, имело общий характер и утрачивало связь с уникальностью человека.
Используя, каждый по-своему, хайдеггеровские идеи, Л. Бинсвангер и М. Босс обращались не только к бессознательному, но и к сознанию. Они исходили из того, что невротический способ бытия в мире может быть предопределен сознательными образами и фантазиями. Различного рода фобии и иллюзии могут быть поняты в терминах экзистенциального беспокойства. В связи с этим задача экзистенциального анализа заключается в исправлении ошибок, допущенных классическим психоанализом.
В экзистенциальном анализе Л. Бинсвангера и М. Босса сохранились фрейдовские понятия о детской сексуальности, механизмах вытеснения, переносе. Стремление совместить хайдеггеровскую философию с психоаналитической теорией способствовало постижению бытия человека в мире, в том числе и в его патологической форме. Однако экзистенциальная критика психоаналитического учения З. Фрейда о человеке далеко не всегда была последовательной. Не случайно некоторые исследователи, например Дж. Айзенберг, отмечали, что разногласие между З. Фрейдом и представителями экзистенциального анализа лежало значительно глубже, чем философские расхождения по поводу необходимых теоретических оснований психологии и психиатрии.
Логотерапия Франкла
Переосмысление психоаналитического учения З. Фрейда о человеке с точки зрения использования идей экзистенциализма – явление довольно частое в современной психологической, психиатрической и психоаналитической мысли. Типичным примером в этом отношении может служить логотерапия венского психолога и психиатра В. Франкла (1905–1997). Цель и задача этого учения определяется как теоретическое исследование смыслозначимых характеристик человека и как оказание практической (терапевтической) помощи ему в поисках смысла жизни.
Логотерапия имеет дело с выявлением экзистенциального кризиса развития человека. В этом смысле она является аналитическим процессом, схожим как с экзистенциальным анализом, так и с психоанализом. Однако, ориентируясь на раскрытие смысла человеческого существования, это учение не ограничивается процедурами перевода бессознательных мотивов деятельности человека в его сознание.
По выражению В. Франкла, логотерапия расходится с психоанализом в том, что она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и желаний. Так, В. Франкл стремился модернизировать психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке, превнося в него экзистенциальные представления о человеческой реальности.
Если экзистенциальный анализ больше характеризует антропологическое направление, в котором развивается теория, то логотерапия описывает собственно терапевтическую теорию и метод" (р. 27). Франкл утверждал, что "логотерапия развивается из духовного, в то время как экзистенциальный анализ движется к духовному" (р. 30). Позднее он писал, что "логотерапия... нацелена на осознание бессознательных духовных факторов личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать свою ответственность.
Нарративные терапии
Нарративная терапия –это динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.
Нарративная терапия предполагает максимально уважительный подход к людям, нуждающимся в помощи. Люди рассматриваются как компетентные и наделенные необходимыми способностями эксперты по вопросам решения своих проблем и реализации своих намерений в жизни. Терапевт не обладает каким-либо специальным набором знаний об устройстве психики человека или о целях, к которым нужно стремится в терапии, он лишь помогает развивать предпочтительные способы жизни, выраженные в форме истории о себе.
Таким образом, в центре нарративного подхода лежит представление о том, что основная форма человеческого опыта существует в виде историй, которые оказывают прямое влияние на проживаемую жизнь. Обычно у человека существуют доминирующие, наиболее влиятельные истории о себе и о своей жизни. Если эти истории являются проблемными, неприемлемыми или лишенными смысла, то человек начинает искать помощи у специалистов. Однако жизнь любого человека состоит из множества историй, многие из которых не получают достаточного развития и уровня значимости. Нарративный терапевт помогает развивать и делать более насыщенными и содержательными те истории, в которых заинтересован клиент.
Поскольку истории создаются и существуют не в вакууме, а в сообществах и группах людей (а также социальных институтах – например, школе) нарративные терапевты часто реализуют в своей практике т.н. работу с сообществами. При таком подходе в терапию с согласия клиента приглашаются другие люди, способные оказывать значимое влияние на истории о клиенте (это могут быть родственники, учитель из школы, врач из больницы, другие специалисты или люди, столкнувшиеся со сходными проблемами). Терапевт отвечает за структурирование терапевтической встречи и способы рассказывания о себе и реагирования на рассказы разных участников встречи.
Другим важным аспектом работы нарративного терапевта является использование и создание различных записей и документов – писем, дневников, сертификатов, свидетельств и т.д. Работа с письменными свидетельствами позволяет уплотнять и развивать предпочитаемые истории, поскольку влияние документов на жизнь человека очень велико (например, характеристика или выписка из истории болезни могут кардинально изменить жизнь человека). С помощью писем возможно также реализовывать работу с другими людьми, если они не могут присутствовать на сеансах.
Еще одной отличительной особенностью нарративного подхода является ориентация на то, что может быть известно или открыто, а не на то, что должно быть или что следует знать. Таким образом, приветствуются истории удовлетворяющие клиента, а не социальные институты или сообщества, наделенные властью. Нарративные терапевты часто работают в школах, тюрьмах или больницах, помогая людям сохранять свои ценности, развивать значимые истории и предотвращать “клеймение”.
Важной отличительной чертой нарративной терапии является отказ от представления об идентичности как о фиксированном наборе личностных черт и предрасположенностей характера. Идентичность скорее рассматривается как текст, порождаемый общественными институтами и системой отношений человека. Нарративные терапевты считают, что диагностическое описание человека (например, “депрессивный больной”, “пограничный клиент”) является патологизирующим и создает проблемный текст, негативную, безысходную и безнадежную историю о человеке. Исходя из этого, нарративный подход предлагает разделение проблемы и человека. Знаменитый девиз нарративной терапии звучит так: “Люди – это не проблемы. Проблемы – это проблемы”. Нарративные терапевты практикуют такое разделение (экстернализация проблемы) и в мировосприятии и в языке, потому что одно влияет на другое, и наоборот.
Психодрама
Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.[1] Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем — выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.
После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.