Любовь и дружба в юношеском возрасте.

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных

отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под

влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения

круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более

поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими

приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие

нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда

были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то

её идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и

проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских

привязанностей. На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди

ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко,

причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит прежде всего о

повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев.

Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и

собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно

превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только

оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её.

Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное

для определения и изучения. Юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми <победами> и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, первым делом родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

15.Характеристика психологических новообразований юношеского возраста.

«Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста .

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Наши рекомендации