Психологическая характеристика темперамента

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности:

1) сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный),

2) холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный),

3) флегматик (сильный, уравновешенный, инертный),

4) меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

ХАРАКТЕР: ПОНЯТИЕ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ (ГАРМОНИЧНЫЙ, АКЦЕНТУАЦИИ, ПСИХОПАТИИ), МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Харакатер трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Гармоничныйхарактер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров: 1) адаптивность; 2) самоактуализация. Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характери­зующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их измене­нию, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей параметр адаптивности, считается приветливость, включающая сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности.

Дисгармоничный хар проявляется в неуважении к другим людям, навязывании мнения о себе, навязчивость…

Акцентуации(19)

Психопатия - патологическая гипертрофия отдельных черт характера, приводящая к практически необратимой социальной дезадаптации и угрозе распада личности (продолжительность).

Методы изучения(4)

Наши рекомендации