Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)
Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.
Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как правило, для студенческого возраста, однако некоторые из них применяются и на старшеклассниках.Шкала представляет собой список общеупотребительных определений которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.
57. Как решалась проблема свободы воли в рамках различных направлений философии и психологии?
Впервые понятие воли возникло одновременно с понятием личность в эпоху Возрождения и Новое Время. Главной ценностью личности признается свобода воли. Ещё первые христиане говорили о свободе выбора человека. Свобода воли – самоопределяемость человека в своих действиях.
Решение проблемы воли состоит в признании вины и ответственности человека за свои поступки. В рамках философии эта проблема рассматривается с позиции индетерминизма и детерминизма.
Индетерминисты утверждали свободу воли и её независимость от природы и социальных условий. Воля – сущность всех явлений действительности. Наиболее яркие представители: Ницше, Шопенгауэр. Сознание и интеллект являются вторичными проявлениями воли. Абсолютизация этого положения привела к возникновению философского направления – экзистенциализма (философии существования). Приверженцы экзистенциализма: Ясперс, Камю, Сартр, Хайдигер. Человек волен поступать, как захочет – полная свобода воли. Никакая норма социума или природы не властны, не способны ограничивать волю. Если это происходит, то норма рассматривается как подавление личности.
Детерминизм утверждает, что воля несвободна, человек подчинен жесткой природной и социальной необходимости и чтобы он не делал, исход его действий полностью предопределен.
Итак, основная проблема – проблема свободы воли. Люди не вольны выбирать объективные условия своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе целей или средств их достижения.
Волевая деятельность, безусловно, обусловлена, но психологически это не принудительная обусловленность, это свобода выбора решения, которая всегда остается за человеком.
Таким образом, можно выделить три подхода, в которых дается определение воли:
I. Мотивационный подход. Предполагает побудительную функцию воли и условно обозначен мотивационным. Воля анализируется как способность к инициации действий или усилению побуждения действий. Воля рассматривается как самостоятельное психическое образование или как образование эмоциональное, мотивационное. Некоторые авторы сводят волю к состоянию мозга как механизма регуляции.
II. Подход «свободного выбора». Воля наделяется функцией выбора, мотива, цели и действия. При этом акцент делается на моменте принятия решения.
Два представления о воле в различных подходах:
a. Воля – самостоятельная сила, обладающая, во-первых, способностью к решению о действии. Волюнтаристский тип теории.
b. Воля сводится к функционированию познавательных процессов. Это интеллектуалистические теории. Суть их в том, что внутренняя борьба мотивов включает в себя мысленное обсуждение доводов «за» и «против». Сознательные выбор – свобода сознания.
Эти два похода выступают как проблема самодетерминации.
III. Регуляционный подход.Представлен в психологии как проблема саморегуляции. Воля – психический механизм, через который личность регулирует свои психические процессы, перестраивая их в соответствии с решаемой задачей.
58. Общее и отличия в понятиях воли и произвольности.
Основные положения по проблеме воли:
1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Её формирование связано с формированием и развитием трудовой деятельности.
2. Воля не является врожденной, она формируется в реальной деятельности человека.
3. Развитие воли жестко связано в развитием мышления, воображения, эмоциональной, мотивационный и смысловой сфер человека, развитием сознания и самосознания.
4. Первичное волевое действие – действие, заданное и принятое личностью к исполнению, поэтому волевая регуляция есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.
Критерии волевого поведения:
(Критерий – это признак, на основании которого производится оценка волевого действия).
1. Волевые действия
2. Выбор мотивов и целей
3. Регуляция внутренних состояний человека, его действий и психических процессов
4. Волевые качества личности.
Конкретные проявления силы воли у человека: волевые процессы, состояния, действия, качества, усилия.
Волевой процесс формируется в структуре произвольных актов и является компонентом любого психического процесса.
Волевое состояние – временное психическое состояние, способствующее преодолению личностью внешних и внутренних препятствий на пути в цели.
Волевое качество – конкретное ситуативное и инвариантное (постоянное) проявление воли личности в специальных условиях.
Не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. В.А. Иванников подробно рассматривает различные признаки, которые прямо или косвенно относятся к волевому действию. Он, например, выделяет свойство сознательности и целенаправленности действия, которое является необходимым, но не достаточным признаком волевого действия. Есть целенаправленные действия, которые не обязательно являются волевыми, например, передвижение из одного пункта в другой. Такое действие действительно не сопряжено с волевым усилием, но при этом является целенаправленным. Еще одним свойством, которое может быть присуще волевому действию, является направленность на создание идеальных целей, в ситуации, в которой отсутствуют актуальные потребности, а также актуализация усилий при наличии препятствия на пути достижения жизненной цели.
Итак, общими признаками волевого действия являются:
1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия;
2) необходимость его совершения;
3) наличие дефицита побуждения/торможения. Следует уточнить, что недостаток побуждения может возникать в разных по характеру ситуациях. Недостаток побуждения наблюдается в ситуации действия без актуальной потребности, либо при слабом социальном мотиве, либо в ситуации борьбы (конкуренции) мотивов.
Волевое и произвольное действие. Соотношение понятий воля и произвольность понимается в психологии по-разному. Одни исследователи считают, что воля - более общее явление, а произвольность - лишь некоторый ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества. Другие исследователи, наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Встречается и такая точка зрения, согласно которой волевая и произвольная регуляция - два абсолютно разных и независимых процесса.
Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Одним из признаков произвольного действия является отсутствие пускового сигнала для возникновения или изменения хода деятельности. Этот признак связан с отсутствием вынужденности поведения, что и указывает на его намеренность. Произвольное действие нельзя считать недетерминированным, оно обусловлено актуальной потребностью человека. Другим признаком произвольного действия является приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла. Условные рефлексы у животных, привычное действие, наделенное новым смыслом у человека, указывают на существенность этого признака произвольного действия. Третьим признаком произвольного действия является его осознанность.
По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей.Волевая регуляция - последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия. Иначе говоря, волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной (интринсивной) мотивации, которой является самодетерминация.
59. Основной психологический механизм волевой регуляции.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий на пути к поставленной цели.
Воля – особая форма активности человека, через которую осуществляется регулирование человеком своего поведения; предусматривает организацию цепи различных действий в соотношении с поставленными целями.
Как и все психические явления, воля – это одна из форм отражения. Отражение объектом в волевом процессе – цель поведения и её соотношение с выполняемым каждый данный момент поведенческим этапом на пути к достижению цели.
Важнейшие особенности волевой деятельности:
1. Волевые действия – действия подчинённые. Действие – основная единица анализа деятельности и понимается, как процесс, направленный на реализацию цели. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должны привести действия.
Все процессы в психологии делятся на 2 группы:
1) непроизвольные процессы – инстинктивные действия, импульсивные – т.е. действия по прямому побуждению под влиянием аффекта, страсти и т.д.;
2) преднамеренные произвольные – действия целеподчинения;
3) волевые действия являются высшей формой произвольного поведения, а именно произвольное поведение в условиях преодоления препятствий.
2. Воля есть там, где целеподчинённое действие происходит в условиях выбора между двумя или многими возможными действиями. Волевое действие – действие, осуществляемое по выбору. Выбор – признак волевого действия.
3. В ситуации выбора всегда присутствует осознание свободы осуществления действий – могу поступить так, а могу иначе, т.е. налицо переживание свободы выбора решения. Это чувство свободы выбора связано с переживанием ответственности за свои действия (проблема свободы воли).
4. Волевое действие связано с принятием решения. Волевой акт – действие в условиях выбора, основанное на принятии решения.
5. Волевое поведение характеризуется преодолением препятствий.
6. Волевые явления не всегда бывают действиями.
Существует 3 рода волевых явлений:
1) фацера – действование;
2) нон-фацера – недействование, очень тяжёлое воздержание от действия;
3) вати – терпение, удержание известного спокойствия.
7. Проявление воли представляет собой активность, которая связана с участием сознания.
8. Волевое действие всегда осуществляет человек как личность. Личностная индивидуальная особенность в определённой мере обуславливает специфику в деятельности человека.