Сравнение воображения и творческого мышления.

Различия:

1. Творческое мышление имеет дело с конкретными задачами, определенной деятельностью. Воображение оперирует образами.

2. При творческом мышлении присутствует чёткая логика в решении задач. В процессах воображения существует высокая вариативность и неточность в решении задач.

Сходства:

1. Зависят от потребностей.

2. Обусловлены социальной средой и уровнем её организации.

3. Являются психическими процессами.

4. Решают задачи – это их функция.

Закономерности развития воображения у детей, проявления воображения в детском творчестве(Т.Рибо):

Первый период. В младшем дошкольном возрасте воображение только начинает развиваться и во многом компенсирует недостаток жизненного опыта. Происходит бурное развитие фантазии. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё часто не может отделять образы фантазии от образов реального мира. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека оно начинается с трех лет. К 4-7 годам у ребёнка развивается воссоздающее возражение, то есть он может воспроизводить реальность такой, какая она есть на самом деле. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно, от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. Начинает развиваться творчество.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

42. Мышление как предмет психологического исследования.

Мышление – это психический процесс, опосредованный словом и опытом, процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление – всегда творческий процесс. Мышление – это процесс опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Этапы мыслительной деятельности:

1. возникновение проблемной ситуации. Начать решение? Да/Нет

2. осознание условий задачи

3. формулировка гипотез

4. поиск способов решения, перебор альтернатив

5. выбор единственного решения

6. проверка

43. Возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объективных методов для исследования мышления.

Интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Надо сказать, что инстроспекционисты довольно быстро это поняли. Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами интроспекции) на мелкие порции. Таким образом, интроспекция превращалась в "дробную" ретроспекцию. Даже когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны или моменты.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

К объективным методам относят наблюдение и эксперимент.

44. Выделение видов мышления по различным основаниям.

1. генетическая классификация.

a. Наглядно-действенное. Реальное практическое преобразование ситуации в процесс конкретных действий с конкретными предметами с опорой на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности.

b. Наглядно-образное. Преобразование ситуации в плане её внутреннего образа с опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирование наглядными изображениями объектов (рисунками, схемами, планами).

c. Словесно-логическое. Отвлечённое, теоретическое мышление – создание отвлечённой картины ситуации в виде мыслей – понятий, суждений, умозаключений, которые выражаются словами с опорой на абстрактные понятия и логические действия с ними

2. по типу решаемых задач:

· теоретическое

· практическое

3. по времени протекания:

i. интуитивное

ii. аналитическое

4. по функциям:

1. творческое

2. стереотипное

45. Отличие мышления от чувственных форм познания действительности.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мыш­ления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая опе­рация, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В те­оретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинно­сти мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому еди­ничному случаю практики.

В генетическом плане применительно к ранним ступеням развития можно гово­рить о наглядно-действенном мышлении и как особой степени в его развитии, имея в виду тот период, когда мышление было вплетено в материальную прак­тическую деятельность людей и не выделилось еще в теоретическую деятель­ность. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной опера­цией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, — нагляд­но-действенное (или «сенсомоторное») мышление, точнее, это было наглядно-ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие.

Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно-образного мышления. При этом с развитием более высоких видов мышления, в частности мышления теоретиче­ского, генетически более ранние виды наглядного мышления не вытесняются, а преобразовываются, переходя к своим высшим формам. В силу не­разрывной внутренней связи всех сторон мышления между собой, личностью и ее сознанием в целом, генетически более ранние виды поднимаются на высшую ступень.

Развитие мышления человека на основе общественной практики не является односторонним развитием опосредованного логического мышления в понятиях за счет чувственного непосредственного содержания сознания; оно вместе с тем развитие и этого последнего, приводящее к новому восприятию действительности.

Сама грань между непосредственным и опосредованным относительна, под­вижна, исторична. Продукты теоретического мышления, реализуясь на практике, входят в сферу непосредственно данного. Поэтому то, что на одной стадии развития может быть предметом только опосредованного знания и теоре­тического опосредованного мышления, включается на следующей стадии в не­посредственный опыт и оказывается в поле зрения наглядного мышления.

Наглядное мышление, возникая на более ранней генетической ступени разви­тия, чем мышление абстрактно-теоретическое, не остается затем на том элемен­тарном, низком уровне, на котором оно первоначально находилось. Наглядное мышление выделяется из практического действия, в которое оно первоначально непосредственно включено, становясь относительно самостоя­тельным актом, подготовляемым предшествующим действием и подготовляющим последующее. С расширением и углублением обще­ственной практики формируется абстрактно-теоретическое мышление.

Таким образом, в процессе развития выделяются различные генетические ступени развития мышления. На самых ранних ступенях возникает сначала наглядно-действенное ситуативное мышление, непосредственно связанное с дей­ствием, как бы вплетенное в него. Затем с расширением и обобщением обще­ственной практики сформировались другие виды мыслительной деятельности. Переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях.

Переход мышления от наглядно-ситуативных ко все более обобщенным, от­влеченным и объективным формам на всем протяжении своего развития совер­шался в неразрывном единстве с развитием речи, которое тоже переходило от полисемантических, ситуативных, многозначных выражений ко все более обоб­щенным терминам, соединяющимся определенной системой языковых отноше­ний.

Мышление проходит 2 стадии (по Л.С. Выготскому):

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм представляет собой:

нечувствительность к противоречиям;

синкретизм (стремление связывать все со всем);

переход от частного к частному минуя общее;

отсутствие представлений о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский выделяет следующие фазы формирования понятий:

1. формирование неупорядоченного множества признаков. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм). Дети используют элементы объективного сходства, но не могут выделять общие группы признаков.

2. дооперациональное мышление в комплексах – псевдопонятия (7-8 лет). Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

3. образование настоящих понятий – умение ребёнка выделить, абстрагировать элементы, а затем интегрировать в целостное понятие вне зависимости от предметов. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно. Затем, в юношеском возрасте использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Индивидуальные качества мышления:

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность– установление логического порядка в решении вопроса.

Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкостьмысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливостьума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” (Айзек).

Критичность ума— умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

Стратегии мышления:

- случайный перебор (метод проб и ошибок)

- конвергентное мышление или рациональный перебор (оценивающий подход)

- дивергентное

К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склон­ность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

46. Исследования процесса решения задач, основных операций мышления (С.Л.Рубинштейн).

Основные операции мыслительного процесса:

1. Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявле­ние составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычле­няем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

2. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анали­зом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплыв­чатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены ос­новные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал прак­тический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических це­лях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, ана­лиз и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыс­лительного процесса.

3. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия.

4. Классификация – распределение предметов и явлений по группам, в зависимости от признаков содства и различия.

5. Систематизация – выявление логических связей между категориями.

6. Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-ни­будь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отноше­нии существенного, и отвлечение от остальных.

7. Обобщение, или генерализация – объединение предметов и явлений на основе общих свойств и признаков, создание «схемы». В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждени­ем в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разуме­ется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.

8. Конкретизация.

Методы мышления:

Формализированные:

1. индукция – переход от частного к общему

2. дедукция – переход от общего к частному. Лежит в основе формальной логики.

Неформализированные:

1. трансдукция – переход от частного к частному, аналогия

2. редукция – упрощение

3. абдукция – «неправильная» дедукция, основанная на умозрительных заключениях, подверженная влиянию прошлого опыта. Это гипотетические выводы на основе привычныхмеханихмов.

Формы мышления:

1. понятие – это единица мышления, некоторая мысль, некоторый существенный признак объекта. Понятие – это одна из форм логического мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Понятия бывают:

А. конкретные – предметы или явления мыслятся как нечто самостоятельно существующее.

Б. абстрактные – мыслится свойство предмета или отношения между предметами

- конъюнктивные (соединительные «и»)

- дизъюнктивные (разделительные «или»)

- соотносительные («если»)

Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот.

Содержания понятия – совокупность наиболее существенных признаков предмета.

Объем – совокупность самих предметов, мыслимых в понятиях.

2. суждение – это связь понятий, в которой отражаются связи между понятиями в виде утверждения или отрицания. Суждение – это основной акт совершения мыслительного процесса. Виды:

А. – общее («все»)

– частное («некоторые»)

– единичное

Б. - конъюнктивные (соединительные «и»)

- дизъюнктивные (разделительные «или»)

- условные («если, то»)

3. умозаключение – это связь суждений. Умозаключение – это акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчинённых единой цели. Силлогизм – то вид умозаключения в формальной логике, при котором из 2 простых логических посылок выводится третья сложная. Пример: первая посылка – «Драгоценные металлы не ржавеют». Вторая посылка – «Золото – драгоценный металл». Вывод – золото не ржавеет.

47. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев), способы активизации и развития творческого мышления.

Дж. Гилфор делит мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление может быть репродуктивным и творческим. Дивергентное мышление – это креативность.

Креативность – это вид творческого мышления. Она может иметь разную степень развития: творческие учебные способности, собственно креативность, одаренность, талант, гениальность.

Креативное мышление включает в себя:

§ Ремесленный аспект: беглость, разработанность, компиляция.

§ Творческий аспект – оригинальность. Оригинальность может быть как для себя, так и для других. Оригинальность для других, виды:

i. Крейзитивность (девиантная оригинальность) + произвол

ii. Эстетическое чувство (чувство гармонии)

iii. Чувствительность к недостаткам, интеллектуальная инициативна

iv. Осмысленная оригинальность: переопределение (интерпретация) и проницательность (глубина проникновения)

Механизм творческого мышления – использование косвенных, побочных продуктов, в том числе из прошлого опыта.

Я.А. Пономарёв при исследовании творческого мышления использовал метод подсказки: перед человеком ставилась задача, которую нельзя решить традиционными методами. Он заходил в тупик, и в этот момент ему давалась очень косвенная подсказка, с помощью которой можно было найти новое, творческое решение.

В связи с этим были выделены этапы творческого решения задачи:

1. сознательный процесс решения задачи, который не приводит к результату.

2. период инкубации

3. «озарение», основанное на использовании прошлого неосознаваемого опыта или побочных объектов.

Механизмы творческого мышления активно исследовались в гештальт-психологии.

48. Значение речи в жизни человека.

Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово.

Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи.

Свойства речи:

1. содержательность

2. выразительность

3. связность

4. ситуативность

Функции речи:

1. общение, воздействие на другого человека

2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет

3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения.

Теории речи:

1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский)

2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию.

3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи.

4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие:

· семантика (содержание). Сюда входят:

¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком.

¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни.

· материальный носитель

¾ звук

¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга

¾ графический носитель

Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).

49. Отличие речи человека от языка животных.

Генетические корни мышления и речи:

Существует доречевое мышление («ручное мышление» обезьян). Это наглядно-действенное мышление высших животных.

Также существует и доинтеллектуальная речь. В прочем, это не речь в её традиционном понимании. Это язык животных и эмоциональные сигналы маленьких детей. Эти формы лишены какой-либо абстрактности.

Язык животных представляет собой сложные системы сигнализации. Отличие языка животных от языка человека – в отсутствии у него семантической функции, т.е. элементы языка не обозначают внешние предметы сами по себе, а всегда связаны с конкретной биологической ситуацией. Другое отличие – генетическая фиксированность, язык представляет собой закрытую систему, все элементы языка – ключевые стимулы. Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов. Ритуалы у животных – это сложный набор инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов.Особенно сложные формы общения наблюдаются у животных, живущих в сообществах. Характерная черта многих сообществ – иерархия его членов. В некоторых сообществах наблюдается чёткое распределение функций между особями. Однако общественное поведения животных отличается от общественной жизни человека своей подчиненностью исключительно биологическим целям, законам и механизмам.

Человеческая речь возникает в обществе, в системе трудовых отношений, которые не существуют у животных. Человеческий язык как система сигналов не привязан к конкретным ситуациям. У человека речь имеет смысловую, эмоционально-выразительную основу.

50. Как происходит формирование высказывания и понимание высказывания?

Формирование высказывания:

1. возникновение мотива, замысла.

2. формирование программы речевого высказывания

3. внешние проявления. Смыл, который человек хочет передать другому человека, трансформируется в общепринятое, некое относящееся к языку значение.

Мысль формируется в процессе высказывания. Это происходит из-за того, что внутренняя речь всегда очень свёрнута, схематичная и бегла. Для лучшего осознания мысли рекомендуют её вербализовать или записать.

Восприятие речи происходит в обратном порядке. Из услышанного или прочитанного слова, понятия, человек извлекает смысл и усваивает его. Так происходит понимание.

51. Специфические особенности каждого из видов речи.

Виды речи:

o звуковая

o речь жестов

> устная

1. диалогическая – изначальная, первичная форма речи, «реактивная речь»

2. монологическая – контекстная речь, более поздняя форма речи

> письменная

§ внешняя

§ внутренняя

У детей выделяется особый вид речи – эгоцентрическая речь ребёнка.

Ж.Пиаже: эгоцентрическая речь – это следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи.

Л.С. Выготский: эгоцентрическая речь – следствие недостаточной индивидуализации изначально социальной речи. Возникает эгоцентрическая речь примерно в 3 года, она представляет собой промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе.Действия, операции, которые учится выполнять ребёнок, переносятся из внешнего план в план громкой речи.

Основная характеристика детского мышления – эгоцентризм. Это необратимость мышления, его конкретность, неспособность оценить ситуацию с отличной от собственной позиции. Эгоцентризм преодолевается через процесс социализации.

Сензитивный период для развития речи 1,5-3 года.

В развитии речи в онтогенезе выделяют 3 стадии:

1. фонетический период. Ребёнок воспринимает звуковой облик, но не понимает его. С рождения до 2 лет.

2. грамматический (2-3 года). Слова усваиваются, а грамматическая структура и организация – нет.

3. семантический (до 12 лет). Примерно с двух лет ребёнок начинает понимать, что у каждой вещи есть своё название. Постепенно начинает усваиваться понятийная отнесённость и осознание содержания понятий.

52. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.

Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, — создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. Он сформулировал три принципа выражения эмоций:

1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); - положительные эмоции

2) принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); - отрицательные эмоции

3) принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).

1872 год, Дарвин опубликовывает книгу «Выражение эмоций у человека и животных»: эволюционный принцип применим и к психолого-поведенческому развитию животного, что между поведением человека и животного пропасти нет. Его наблюдения легли в основу эволюционной теории эмоций.

Эмоции появились в процессе эволюции как существенно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, - рудименты (остаточные элементы) реальных приспособительных реакций организма.В животном мире появление эмоций так же связано с удовлетворением потребностей, но эти потребности ограничены узким кругом инстинктов. Выразительные движения животных носят приспособительный характер.

Он пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не очень хорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда, возмущения и т.д. Будучи честным исследователем, он признается в этой неудаче, отмечая у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональных явлений, не имеющих аналогов в животном мире. В то же время он отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных, что связывается им с ролью эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищника. Помогает ли человеку потение его ладоней?! А как объяснить биологическую значимость румянца смущения или стыда?

53. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.

Психологических теорий эмоций очень много.

Клапаред, 1928 год: «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь существуют наибольшие расхождения между учёными».

Основные проблемы психологических теорий эмоций:

1. В последнее время интерес к этой проблеме угас, потому что накопилось большое количество неудач в попытках отыскать достаточно надёжные и тонкие средства для объективного их изучения. В связи с этим сузился круг исследуемых проблем и, естественно, концепции перестали отвечать стремлению масштабно понимать эту проблему.

2. Отсутствует преемственность между теориями, созданными в различные исторические эпохи.

3. Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. Тот материал, которым обладает психология эмоций, не содержит в себе отчётливую различимую основу, некоторую единую группировку и упорядочность. Под одними и теми же названиями обсуждаются разные основания.

4. Психология эмоций изучается в разных аспектах, но теории представляют собой отдельные фрагменты, не обозначенные взаимосвязями и взаимозависимостями.

Основные проблемы, рассматриваемые в теориях:

1. Условия возникновения эмоций. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придаётся этому вопросу.

2. Эмоции и процессы познания – отражение представления о том, какое положение эмоция занимает в системе психического. Существует разноголосье взглядов: одни сводят эмоции к познанию, другие – эмоции с точки зрения их влияния на процесс познания. Существуют убедительные данные, которые свидетельствуют, что эмоция является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

3. Эмоции и процессы мотивации. Насколько эмоции имеют побуждающий характер и мотивируют поведение? Другие концепции рассматривают эмоции с точки зрения специфических функций, а именно активации, мобилизации и закрепления.

4. Функции эмоций. Задачу функционального значения эмоций составил Клапаред.

5. Классификация эмоций. В существующих теориях представлено большое количество классификаций эмоций, при этом возможность простых классификаций в психологии эмоций отсутствует.

6. Динамика эмоций. Важный, но не проработанный вопрос.

7. Физиологические механизмы эмоций.

Развитие учения об эмоциях:

I. Эволюционная теория Ч.Дарвина (см. вопрос 3).

II. Ассоциативная теория В.Вундта.

Он считал, что эмоции – это внутренние изменения, которые характеризуются непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Он предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трёхмерном пространстве, координаты оси которых образуются парами возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка.

Он считал, что эмоции представляют собой комбинацию трёх простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. Созерцание красных и голубых цветов характеризуется двумя различными состояниями:

1) удовольствие-возбуждение

2) удовольствие-успокоение

Это положение о динамике эмоционального состояния, как переходе в рамках одного измерения, получила развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Соломона. Соломон показал, что за приятным эмоциональным состоянием следует эмоциональная расплата в виде опустошения и подавленности, а за неприятным – наоборот.

Каждая эмоция после нескольких мгновений своего возникновения пробуждает эмоцию противоположную.

Существует три группы теорий.

· Первая группа – детерминистские теории: что порождает то или иное своеобразное эмоциональное явление? Представители: Дж.Ланге, Кеннон, Лазарус.

· Группа функциональных теорий: что делают или выражают эмоциональные явления? В их центре механизм воздействия эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процент социального воздействия. Представители: Крюгер, Липер, Линдслей.

· Группа первичных (базовых) эмоций:из каких первоэлементов состоит эмоциональная сфера? Представители: Плучик, Экман, Мак-Дауголла и Изард.

Наши рекомендации