Учение о доминанте А. Ухтомского.
Моторная теория внимания: внимание – это проявление моторных установок, которые лежат в основе каждого волевого акта. Механизм внимания – это сигналы мышечных усилий, характеризующих любое напряжение.
А.А. Ухтомский создаёт учение о доминанте. Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно, каждая деятельность создаёт очаги оптимального возбуждения. Доминанта – это очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга. Всё, что находится в очаге – фокус внимания, а вокруг – периферия сознания. На физиологическом уровне принцип доминанты – основной принцип работы нервной системы. Доминанты господствуют над другими процессами и тормозят их. Более того, доминанты имеют свойство усиливаться под влиянием внешних раздражителей. Не имеющих к ней отношения.
Свойства доминанты:
1. Инертность. Очаг остаётся на некоторое время. Очаг устойчив, а время стойкости индивидуально.
2. Доминанта притягивает к себе приходящие раздражения, которые могут быть и не связаны с самой доминантой.
3. Доминанта оттеняет возбуждение от других очагов.
4. Доминанты связаны с возникающими идеями, образами и т.д.
5. Доминанте предшествует образование условного рефлекса, связей и ассоциаций.
6. Доминанта – механизм внимания.
7. Доминанта выполняет функцию абстрагирования. Она вычленяет только важный материал и отбрасывает лишнее. Внимание выполняет функцию фильтрации.
8. Доминанта проявляется в психосоматике – движениях тела.
9. С.Л. Рубинштейн: «Внешние причины действуют через внутренние условия». Ж. Пиаже: «Чтобы стимул вызвал реакцию, организм должен быть готов ассимилировать этот стимул». Доминанта создаёт физиологическую основу для ассимиляции стимула.
Существуют и субдоминанты – маленькие очаги, сопровождающие доминанту. Субдоминанты могут становиться доминантами при определенных условиях.
29. Вклад различных психологических теорий в современное понимание внимания.
Первые исследования проводились в ассоциативной психологии Вундтом. Произвольное сосредоточение на восприятии – апперцепция. Разрабатывал идею фокуса сознания, выхватывающего определенную часть сознания, оставляя все другое на периферии. Фокус сознания можно менять произвольно.
Джемс первым разделил внимание на произвольное и непроизвольное. Задачи у этих двух типов внимания разные.
По мнению гештальтистов внимания как такового не существует, есть лишь направленность восприятия.
Двигательная теория внимания (Рибо, Ланге). Произвольное внимание – искусственное, есть только у человека. Непроизвольное – естественное, есть у животных. Внимание – не духовное идеальное явление, оно связано с мышечной активностью. Произвольное внимание – это воспроизведение необходимого для сосредоточения состояния мышц, присущее только человеку. Те, кто не может управлять своими мускулами, не могут управлять вниманием. Произвольное внимание – активное внимание, оно связано с усилиями организма и основано на воспоминании о том, как совершается пассивное внимание.
Культурно-историческая концепция (Выготский).Подчеркивается социальная природа произвольного внимания. Произвольное внимание имеет социальную природу. Линия развития естественного внимания связана с созреванием организма, а искусственного – с социальными взаимосвязями.
Лурия подчеркивал зависимость внимания от поставленной перед человеком задачи.
Леонтьев выделил онтогенетические закономерности развития внимания. Параллелограмм отношение непосредственного и опосредованного внимания.
Павлов – очаги возбуждения в коре.
Ухтомский – учение о доминанте.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Внимание – это идеальное совершенно автоматизированное действие контроля. Это развитие внешней предметной деятельности контроля. Каждое из свойств внимания проходит свои стадии развития Развитие внимания влияет на развитие и других мыслительных функций.
Когнитивные теории внимания, Бродбент. Внимание – фильтр, используемый для экономии ресурсов сознания на переработку информации. Фильтр не идеален – часть информации все же проникает на периферию (составляют бессознательное).Сознание обрабатывает ограниченное количество информации, а внимания при этом играет роль фильтра, отсеивающего ненужные сигналы. Однако на периферию сознания проходит и некоторая ненужная информация, так возникают субдоминанты.
Бредберт показал, что есть разница между осознанным и неосознанным восприятием. Важную роль в восприятии играет структурирование потока информации. Неосознанно человек сканирует 120 элементов в секунду, сознание же работает по принципу Мюллера, те есть воспринимает 5-9 элементов одновременно. Структурирование позволяет воспринимать осознанно гораздо больше, чем 5-9 элементов.
Бредбент также выдвигает теорию об эффекте «вечеринки с коктейлем»: при существовании двух раздражителей происходит борьба произвольного и непроизвольного внимания. Незначимый стимул оказывается более интересен, чем значимый, и внимание переключается на него.
Современное представление о внимании:
1. Непроизвольное внимание:
- вынужденное – внимание, которым сложно управлять. Связано со стимулами повышенной интенсивности.
- невольное – внимание к объектам, связанным с удовлетворением естественных потребностей
- привычное – внимание, связанное с основной сферой деятельности и интересов человека
2. Произвольное внимание:
- волевое – возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания.
- выжидательное – связано с сознательным ожиданием появления объекта
- спонтанное, послепроизвольное – трансформированное волевое внимание: сначала человек заставлял себя что-то делать, но затем это становится ему интересно и дополнительных усилий больше не требуется.
30. Свойства внимания, методы их исследования и развития.
Объём внимания – то число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Бессознательно человеческая психика сканирует до 120 элементов в секунду. Одновременный объём внимания у человека составляет 5-9 элементов (правило Мюллера).
Устойчивость внимания – длительность, в течение которой выделенные вниманием процессы могут иметь доминирующий характер.
Колебания внимания – тот циклический характер процесса, при котором определённые содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его.
Распределение внимания – это навык, ушедший из-под контроля сознания.
Переключаемость внимания – это основанная на ориентировочном рефлексе способность переносить фокус внимания на другой объект.
Концентрация внимания – это направленность сознания на определённый объект при одновременном отвлечении от других.
Флуктуации внимания – восприятие оного и того же предмета по-разному. В среднем, флуктуации происходит раз в 4 секунды.
Произвольное внимание связано с волевыми усилиями, действиями, целенаправленным удерживанием внимания на объекте. Объект измерения в этом случае – мера произвольности.
Методические подходы к исследованию произвольного внимания:
1. Корректурная проба (тест Бурдона). Максимально моделирует распределение внимания. Измеряется устойчивость внимания.
2. Числовые квадраты – исследуется переключаемость, устойчивость и концентрация внимания.
3. Переплетенные линии (лабиринт) – исследуется зрительная концентрация внимания.
4. Счетные методики. Работа с цифрами на сложение и вычитание, произвольность мыслительных операций.
31. Основные виды внимания
По объекту:
o сенсорно-перцептивное
o интеллектуальное
o двигательное
o внимание на эмоциональную сферу.
По направленности:
o внешнее (предметы и явления окружающего мира)
o внутреннее (собственная психическая деятельность)
Н.Ф. Добрынин выделяет 3 вида внимания по степени усилия и наличия цели:
1. непроизвольное. Нет цели, нет усилия. Факторы, которые привлекают непроизвольное внимание: интенсивность раздражителя, контрастность, новизна, связь с потребностями.
a. Первичное. Физиологическим механизмом первичного внимания является ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?»).
b. Вторичное. Основано на апперцепции, влиянии опыта человека и его состояния.
2. произвольное. Есть цель, есть усилия.
3. послепроизвольное. Есть цель, усилий уже нет. Человек уже вовлечён в деятельность и внимание не требует усилий. Возникает интерес.
32. Сравнительный анализ различных теорий памяти и их вклада в современное понимание закономерностей памяти.
Мнемическая теория (Р.Семон). Мнема – это субстанция, способная сохранять определённые воздействия на организм, следы прошлого опыта. Этот след, результат сохранения – энграмма. Процесс запечатления следа – энграфирование. Возбуждение этого следа – экфорирование. Виды мнем: наследственная, индивидуальная, социальная и т.д. Семон впервые перевел тему памяти из области божественного в область науки, а также разработал систему терминов.
2. Ассоциативная теория. Возникла в 19 веке, получила распространение в Англии и Германии. Ассоциация рассматривается как универсальный объяснительный принцип всех явлений. Если определённые образы возникли в сознании одновременно и непосредственно, между ними возникает условная связь, и появление в последствии одного из элементов неминуемо ведёт и появление остальных. Память – сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.
См. вопрос 57.
3. Гештальт-теория. Возникла в конце 19 века. Исходное понятие и главный принцип памяти – гештальт, целостная организация элементов. Подчёркивается значение структурирования материала, организации его в системы и закономерности. Запоминание осуществляется на основе гештальт-установки.
4. Бихевиоризм. Основатели: Дж. Уотсон, Б. Скиннер.
6. Психоаналитическая теория памяти. Выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, потребностей, мотивов в запоминании и забывании материала. Помимо забывания существует и вытеснение сверхзначимого материала. Юнг разделяет забытую информацию на собственно забытую, вытесненную, подпороговую.
7. Смысловая теория памяти (Бине, бюлер). Работа соответствующих процессов памяти зависит от наличия и отсутствия смысловых связей и структур.
8. Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев). Каждый психический процесс представляет из себя деятельность. Память также выступает как деятельность в полной её структуре.
Основные характеристики процессов памяти.
*быстрота запоминания
*прочность и длительность запоминания
*объём запоминания
*точность запоминания
33. Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие законов памяти Г. Эббингаузом.
Ассоциативная теория памяти возникла в 19 веке. Получила распространение в Англии и Германии. Автры: Г. Эббингаус и Г. Мюллер.
Память – это сложная система крастковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Ассоциации носят случайный характер. Однако в таком случае теряется любая произвольность запоминания и воспроизведения.
Эббингаус рассматривал ассоциацию в качестве объяснительного принципа всех явлений. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними возникает ассоциативная связь, а появление одного из элементов необходимо несет за собой появление остальных. Запоминание Эббингаус рассматривал как связывание нового материала с уже имеющимся.
Попытки экспериментального исследования памяти, предпринимавшиеся различными исследователями в течение большей части 19 века, неизменно терпели поражение из-за различий индивидуального опыта испытуемых. Разный опыт обуславливал различные возникающие ассоциации при запоминании слов и отрывков текста, а, значит, неконтролируемым образом предопределял лучшее или худшее запоминание материала. Исходным материалом для своих исследований для Эббингауза послужили бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Таким образомЭббингаус добился возможности измерения «чистой памяти». Он составил список из 2300 бессмысленных слогов и стал на самом себе изучать процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволяющие установить особенности и закономерности памяти. Таким образом, Эббингауз впервые смог провести точные измерения скорости запоминания и забывания заучиваемого материала, выведи некоторые важнейшие закономерности памяти, например, «кривую забывания». Результат своих исследований Эббингаус опубликовал в своей работе «О памяти» в 1885 году.
Кривая забывания. Согласно этой кривой, половина заучиваемого материала забывается в первые 30 минут после прекращения процесса заучивания. Затем процесс забывания замедляется и около 30% материала удерживается в памяти на протяжении многих суток.
Закон края.Эббингаусу принадлежит открытие некоторых особенностей процессов запоминания и забывания, в частности им было установлено экспериментально лучшее запоминание первых и последних слогов подлежащего запоминанию ряда. Не менее важным открытием стал тот факт, что осмысленный материал запоминается примерно в 9 раз лучше бессмысленного.
Среди других заслуг Эббингауса стоит отметить разработанный им тест на заполнение пробела в предложении пропущенным словом. До сих пор этот тест является одним из основных при диагностике уровня интеллектуального развития.
34. Физиологические, биохимические основы и механизмы памяти.
Процесс запечатления образа в памяти – консолидация. Её физиологической основой является ревербация, то есть, многократное пробегание нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Таким образом, появляются так называемые ревербационные круги, импульс по которым может циркулировать в течении длинных промежутков времени.
Представление формируется на основе условного рефлекса, ассоциативной связи между уже имеющимися в памяти и новыми образами. Это является физиологической основой памяти.
Биохимической основой памяти является модификация молекул РНК под воздействием на клетки раздражителей. Число возможных изменений молекул РНК под влиянием различных воздействий измеряется огромным числом — 1015-1020, и, таким образом, РНК оказывается в состоянии сохранять огромное число различных кодов.
Данные о возможном участии РНК как в хранении, так и в передаче информации, были впервые получены американским исследователем Мак Коннеллом. Этот исследователь вырабатывал у плоских червей навык избегать света. Такое обучение требовало значительного числа проб. После этого планария разрезалась на две части, каждая из которых постепенно регенерировала, превращаясь в целое животное. Когда регенерировавшие особи снова начинали обучаться той же процедуре, оказывалось, что обучение как обих новых планарий требует втрое меньшего количества тренировочных проб. В другом опыте Мак Коннел сначала вырабатывал соответствующий навык у группы планарий, а потом скармливал экстракт из тел обученных планарий необученным планариям. По данным, которые приводит исследователь, в результате этого опыта необученные планарии начинали значительно быстрее вырабатывать тот специфический навык, который ранее вырабатывался у обученныхпланарий и, по-видимому, передавался им гуморальным путем посредством специфически измененной РНК, хранящей следы выработанной модификации поведения.
Основной мозговой структурой, отвечающей за сохранение долговременных следов в памяти являетсягиппокамп.
35. Выделение видов и типов памяти по различным основаниям.
I. По характеру психической активности:
·двигательная (моторная) – память на движения и их системы
·эмоциональная – память на чувства
·образная – память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы
·словесно-логическая – память на мысли
II. По характеру цели деятельности:
· произвольная
· непроизвольная
III. По продолжительности закрепления и хранения материала:
· кратковременная
· долговременная
· оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.
IV. По характеру поступающей информации:
· слуховая
· зрительная
· моторная
36. Сравнительные особенности произвольного и непроизвольного запоминания.
Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного требует волевых усилий. Произвольное (опосредованное) запоминание не заложено генетически, но развивается в процессе онтогенеза.
Развитие памяти в онтогенезе – не постепенный процесс. В своём развитии память проходит несколько стадий и форм. Нельзя сказать, что память ребёнка хуже, чем память взрослого. Наоборот, у детей гораздо лучше развита эйдетическая память. Однако существенное отличие памяти ребёнка и взрослого состоит в том, что запоминание у ребёнка носит по большей части непроизвольный характер, его трудно организовать, сделать избирательным.
Процесс развития произвольной памяти тесно связан с развитием опосредованного внимания и овладением речью. Развитие произвольной и непроизвольной памяти так же подчинено закономерности, выявленной А.Н. Леонтьевым («параллелограмм развития»). Ребёнок дошкольного возраста для запоминания не использует вспомогательные средства: если ребенку для запоминания слова предложить какой-то вспомогательный объект и проассоциировать его со словом, это не улучшит запоминания.
Школьный возраст является возрастом, когда ребёнок учится создавать логические связи между предметами, развивается опосредованное запоминание. Старшие школьники уже без труда устанавливают вспомогательные связи и могут создавать любые ассоциации между словом и предлагаемыми объектами. Также отличительная черта состоит в том, что они уже не нуждаются во внешних опорах для запоминания, и используют внутренние логические понятийные связи. Старшие школьники укладывают получаемую информацию в определенную структуру, кодируют её в определенные смысловые группы. Механическая непосредственная память преобразуется в словесно-логическую опосредованную.
Итак, память в своём развитии претерпевает коренные изменения: если на ранних этапах она является как бы продолжением восприятия, то с возрастом она всё более приобретает связь с процессами мышления.
Блонский в развитии памяти в онтогенезе выделяет несколько стадий:
· двигательная
· эмоциональная
· образная
· словесно-логическая
· память на мысли
37. Возможности развития памяти. Приемы совершенствования памяти.
Мнемо́ника (греч — искусство запоминания) (мнемоте́хника) — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
В самом общем приближении мнемоника основана на замене абстрактных фактов на некие понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Не секрет, что слова, значения которых мы не знаем, запоминать очень сложно. Эти слова «пустые», за ними ничего не стоит. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Так человеку бывает сложно запоминать цифры. Но стоит лишь вместо цифр использовать образы, как процесс запоминания существенно упрощается. Например есть методики, которые дают свой образ для каждой цифры. Единица — кол, деревяшка в ошметках коры, шершавая на ощупь. Двойка — лебедь, белоснежный и толстый и так далее длявсе цифр. Есть методики, где образы даются на двузначные цифры. После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма. Например, для запоминания числа 21 нужно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.
Для запоминания длинного списка предметов, их следует мысленно размещать на хорошо знакомой дороге — скажем из дома на работу или в школу. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы. Например для запоминания слова skirt — англ. юбка — можно представить себе скирду (это русское слово похоже на английское skirt) сена в юбке и удивленного крестьянина рядом.
Так, например, чтобы запомнить числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…), можно заучить следующее двустишие, в котором число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:
«Это я знаю и помню прекрасно: Пи многие знаки мне лишни, напрасны».
38. Значение воображения в жизни человека.
Воображение– это отражение реальности в новых неожиданных связях и сочетаниях, преобразование и создание новых образов. Воображение существует только у человека. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прошлом опыте человека. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.
Функции воображения:
1. представить действительность в образах и с их помощью решать задачи.
2. регулировать эмоциональные состояния. Это механизмы защиты, например, сублимация.
3. участвовать в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
4. формировать внутренний план действия.
5. планировать и программировать деятельность.
Законы воображения (Л.С. Выготский)
1. Закон двойного выражения чувств:всякое чувство имеет не только внешнее телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.
2. Закон общего эмоционального знака. Впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности, между ними не существует на лицо.
3. Закон эмоциональной реальности воображения. Независимо от того, реальная ли причина фантазии, связанная с ней эмоция всегда реальна. Т.Рибо: все формы творческого воображения включают в себя в аффективные моменты.
4. Закон новизны. Построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее предмету. Однако, будучи воплощено во вне, принявши материальное воплощение, это кристаллизованное воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
39. Разные точки зрения на природу и закономерности воображения.
Ассоциативная теория воображения: воображение есть комбинации образов из прошлого опыта. Однако тогда отвергается любое творчество. Представители – Рибо.
Интуитивистская теория. Воображение, как и сознание, существует изначально, а значит, не нуждается в объяснении.
Представители гештальт-психологии основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. Представители: М. Вертгеймер, К. Коффка.
Психоаналитическая теория. За основу творческих процессов принимается ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, производящие сильное впечатление. З.Фрейд.
Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Такое отражение отрицательно влияет на человека, так как оно не привносит ничего нового, а только деформирует уже существующее.
Методы исследования воображения:
· Методика Торренса. Даётся ряд фигур необходимо дорисовать их до цельного образа. Число комбинаций учитывается – это показатель беглости. Использование новых образов – показатель гибкости.
· Методика ТАТ (тематический апперцептивный тест). Даются схематические изображения людей, сюжетные картинки. От человека требуется интерпретировать их, трактовать, составить по ним связный рассказ или описать ситуации.
· Тесты Роршака.
40. Основные виды воображения.
Виды воображения:
1. активное – человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя мысленный образ.
2. пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли человека.
3. продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком.
4. репродуктивное – ставится задача воспроизведения реальности в том виде, какова она есть. Также присутсвует элемент фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память.
Дополнительные виды воображения (косвенно связаны с процессом воображения):
*сновидения
*галлюцинации
*грёзы
*мечты
Идеомоторный акт – это отчётливое представление о каком-то движении, которое вызывает у человека это движение, как правило, не контрлируемое.
Способы создания образов воображения:
- агглютинация – совмещение несовместимого, складывание несоединимых в повседневной жизни вещей.
- гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его признаков.
- схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.
- типизация – выделение существенного и повторяющегося, воплощение его в конкретном образе.
- акцентирование – выделение отдельной части/детали.
41. Связь воображения с творческими способностями личности.
Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.