Модуль 1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции.

(44 ч.)

ТЕМА 1. Предмет и метод истории политических учений.

Происхождение и развитие политических учений. Политическое учение в системе политического и научного знания. Соотношение политического учения и политической идеологии. Политическое учение, политические взгляды и политические программы. Роль масс, политических деятелей, политических идеологов и свободных философов (учёных) в развитии политических учений. Теоретико-познавательный и прагматический аспекты политических учений. Причины многообразия и эволюции политических учений. Наиболее известные типологии политических учений. Метод истории политических учений. Общая периодизация истории политических учений. Структура курса истории политических учений.

Литература:

1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией В.С. Нерсесянца. – М., 1995. – С. 1-21.

2. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. – Л., 1985.

3. Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. – Казань, 1990.

4. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая половина Х1Х века). М., 2001. С. 3-10.

Тема 2. Политическая мысль Древнего Ирана и государств Месопотамии.

Своеобразие общественно-политических связей на Древнем Востоке. Периодизация и общая характеристика политической истории Древнего Египта. Социальная структура и организация управления древнеегипетских государств. Основные нравственно-политические идеи в древнеегипетских письменных источниках. «Поучения…» как способ кодировки межпоколенной коммуникации. Основные вехи политической истории древних государств Месопотамии. Специфика политического устройства и политической культуры древних городов-государств Шумера и Аккада. Отражение их политической жизни в религиозно-мифологических памятниках. Отражение общественно-политических реалий в законах вавилонского царя Хаммурапи. Особенности становления восточной деспотии на примере Ассирийского царства. Происхождение Авесты и ее общее значение в политической истории Древнего мира. Революционный смысл этики Заратуштры. Общественно-политический идеал зороастризма. Зороастризм как предтеча христианства и ислама. Политический контекст маздакизма и манихейства.

Литература обязательная:

1. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.

2. Авеста в русских переводах (1861-1996). – Под ред. И.В. Рака. – СПб., 1997. – С. 86-91.

3. Анналы Синаххериба // Хрестоматия по истории Древнего Востока. – Т. 1. – С. 211-219.

4. Вавилонская теодицея // Там же. – С. 185-190.

5. Васильев Л.С. История Востока (в 2-х тт.). Т. 1. М., 2001. С. 11-25, 47-135. 136-146; 215-231; 258-271.

6. Законы вавилонского царя Хаммурапи //. Там же. – С. 151-178.

7. История Древнего Востока (под редакцией В.И.Кузицына). – М.: Высшая школа, 1979. – С. 30-40, 44-47, 50-52, 55-67.

8. Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара // Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1980. – В 2-ух тт., Т. 1. – С. 31-36.

9. Средняя Азия и Восточный Иран по данным Авесты // Хрестоматия по истории древнего Востока. - М., 1980. – В 2-ух т. – Т. 2. - С. 60-74.

Литература дополнительная:

1. Авеста. Миф о Йиме // http://avesta.isatr.org/avesta/index001.htm

2. Авеста. Видевдат, фрагард 13 // Восток, 1994, № 2.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Высшая школа, 1988. – С. 62-74.

4. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1988.

5. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. – М., 1982. – С. 3-33.

6. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. – М., 1959.

7. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.: Наука, 1990. – С. 7-32.

8. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.

9. Канева И.Т. Шумерский героический эпос // Вестник древней истории. – 1964, № 3-4.

10. Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи // Там же. - С. 39-42.

11. Речения Ипусера // Там же. - С. 42-52.

12. Торкильд Я. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. – М., 1995. - С. 93-110, 191-212, 219-234.

Тема 3. Политическая мысль Древней Индии. «Артхашастра» Каутильи.

Периодизация истории Древней Индии и ее основные литературные памятники. Фундаментальные философско-политические категории древнеиндийского мышления. Общественно-идеологическая и политическая полемика брахманизма и раннего буддизма. Место «Артхашастры» Каутильи среди памятников древнеиндийской политической мысли. «Артхашастра» Каутильи о внутриполитических вопросах: искусство правильной организации и сохранения царской власти. Технология избрания министров и советников. Техника наблюдения за оппозиционными настроениями. Организация совещания при царе. Применение "утонченных" и "тайных" средств политики. Общая специфика правосознания и судопроизводства в "Артхашастре" Каутильи. Меры по обеспечению государственной безопасности. Понятие преступления и способы наказания. Основные субъекты внешней политики. Три основных состояния государства. Шесть основных методов внешней политики. О выборе союзников и друзей в политике. О выборе мирной или военной политики в отношении между государствами. Искусство заключения мирного договора. Виды мира.

Литература обязательная:

1. Артхашастра, или наука политики. – М.: Наука, 1993.

2. Байков И.П. Артхашастра – памятник большой исторической ценности // Артхашастра, или наука политики. – М.: Наука, 1993. – С. 538-560.

3. Васильев Л.С. История Востока (в 2-х тт.). Т. 1. М., 2001. С. 154-180.

4. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. – М., 1968.

5. Надписи Ашоки // Хрестоматия по истории древнего Востока. – М., 1980. – Т. 2 – С. 111-122.

Литература дополнительная:

1. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. – М., 1969. – С. 16-59.

2. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблема социальной структуры и права. – М., 1984.

3. Махабхарата (пер. с санскрита С.Липкина). – М., 1969.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 33-96.

Тема 4. Специфика древнекитайской политической мысли. Конфуцианство в Древнем Китае.

Периодизация истории Древнего Китая. Главные принципы и общее своеобразие древнекитайской политической мысли. Основные школы и категории древнекитайской политической философии. Зарождение идей о «боге» (шанди), о «добродетели» (дэ), о «ритуале» (ли), о «почитании родителей» (сяо) и др. Учение о «пяти элементах». Смена общества Инь обществом Чжоу и зарождение концепции «небесного мандата» (тянь-мин) на верховную власть. Роль псевдоисторического прецедента в древнекитайских литературных памятниках. Историко-мифологическая концепция политики в «Книге исторических преданий» (Шу-цзин). Трактат Кун-цзы «Беседы и высказывания (Лунь юй)». Патерналистская теория государства. Законы «ли» и законы «фа». Смысл и значение ритуала в общественной жизни. Понятия человеколюбия и благородного мужа. Концепция Кофуция «об исправлении имён». Развитие конфуцианской доктрины в трактате Мэн-цзы.

Литература обязательная:

1. Васильев Л.С. История Востока (в 2-х тт.). Т. 1. М., 2001. гл. 11-12.

2. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. С. 39-46, 59-76.

3. Лунь юй // Древнекитайская философия. – В 2-ух тт. – М., 1972. – Т. 1. – С. 139-174.

4. Мэн-цзы // Древнекитайская философия. – В 2-ух тт. – М., 1972. – Т. 1. – С. 225-248.

5. Шу-цзин // Древнекитайская философия. – В 2-ух тт. – Т. 1. – М., 1972. – С. 100-113.

6. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. – М., 1957. – С. 19-55, 99-128.

Литература дополнительная:

1. Малявин В.С. Конфуций. – М., 1993.

2. Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и в средневековье // Китайские социальные утопии. – М., 1987. – С. 10-57.

3. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 97-137.

5. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – С.–Пб., 1992.

Тема 5. Легизм, моизм и даосизм в Древнем Китае.

Учение Шан Яна о государстве. Приоритет законов «фа», их трактовка в легизме. Соотношение законов и человеческой природы. Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Реализация легистского законодательства в империи Цинь. Шэнь Бу-хай о методе недеяния (увэй) и легистской технике управления. Умеренный легизм Хань Фэя: критика конфуцианства, теории управления Шэнь Бу-хая и «законов» Шан Яна; Хань Фэй об искусстве убеждения и дачи советов.

Критика конфуцианства в моизме. Небо как образец для подражания. Принцип универсальной любви. Мо-цзы об идеале государственного устройства и государственного управления. Выступление Мо-цзы против войн и рабства. Критика фатализма и взгляд на историю с точки зрения учения о пяти элементах. Сюнь-цзы о злой природе человека, критика традиционной системы воспитания. Новое содержание принципа «ли» у Сюнь-цзы. Полемика моистов с конфуцианцами и легистами.

Борьба Чжуан-цзы против традиционной морали, за следование природе. «Отказ от знания» у Шэнь Дао. Чжуан-цзы и Лао-цзы о «дао» и «дэ». Диалектический метод рассуждений в «Дао дэ цзин». Концепция недеяния и контрпросветительский идеал даосов. Гуманизм, идеология непротивления и пацифизм даосистской политической морали.

Литература обязательная:

1. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия. – В 2-ух тт. – М., 1972. – Т. 1. – С. 114-138.

2. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. С. 46-59, 76-100, 142-184.

3. Мо-цзы // Древнекитайская философия. - В 2-ух тт. - – Т. 2. – М., 1972. – С. 178-198.

4. Хань Фэй-цзы // Древнекитайская философия. - В 2-ух тт. - – Т. 2. – М., 1972. С. 258-282.

5. Шань цзюнь шу // Древнекитайская философия. - В 2-ух тт. - – Т. 2. – М., 1972. – С. 210-224.

6. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. – М., 1957. – С. 129-172, 192-233, 237-293, 388-419.

Литература дополнительная:

1. Дао-дэ цзин. Пер., вступит ст., коммент. В.В. Малявина. М., 2003.

2. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.

3. Китайские социальные утопии. – М., 1987.

4. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). – М., 1993. – С. 134-240.

5. Переломов Л.С. Введение. История текста и проблема аутентичности Шан Цзюнь Шу // Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). – М., 1993. –С. 59-133.

6. Торчинов Е.А. Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья (II – VI вв.) // Китайские социальные утопии. – М., 1987. – С. 104-124.

Тема 6. Общественно-политические идеи в доплатоновской

древнегреческой философии.

Специфика древнегреческого мировоззрения в целом и раннего его периода в частности. Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и Гесиода. От мифа к логосу: рационализация архаических нравственно-политических представлений в учениях Солона, пифагорейцев и Гераклита. Особенности древнегреческой политической мысли. Значение реформ Солона для установления демократического порядка в древних Афинах. Проект государственного устройства Гипподама Милетского. Гераклит: учение о законах и аристократический идеал управления обществом. Общественно-политические взгляды Демокрита. Софисты: относительность общественных установлений, проблема рабства и свободы. Сократ: политический аспект его жизни и учения.

Литература обязательная:

1. Антология мировой философии. Т.1., Ч.1., М.: Мысль, 1969. – С. 262-266, 275-290, 315-321, 337-346.

2. Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. – М., 1997. – С. 18-35.

3. История Древней Греции. (под ред. В.И. Кузищина). 3-е изд. М., 2001. С. 170-197.

4. История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 1988. – С. 5-10, 42-60.

5. Материалисты Древней Греции. – М.: Госполитиздат, 1955. – С. 209-236.

Литература дополнительная:

1. Исаев И.А. Метафизика власти и закона. – М., 1998. – С. 7-48.

2. История политических и правовых учений. Древний мир. – М.: Наука, 1985. – С. 5-28.

3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 185-316.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С. 68-75, 220-239.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 104-113, 197-216, 222-228.

Тема 7. «Государство» Платона: анализ форм государственного правления и теория идеального государства.

Жизнь и философский идеализм Платона. Теоретико-познавательные особенности его политической концепции. Платоновская характеристика форм государственного правления. Диалектика смены форм государственного правления. Понятия «тимократического», «олигархического», «демократического» и «тиранического» человека. Характеристика Платоном афинской демократии. Тирания и свобода. Роль «справедливости» и «блага» как направляющих идей общественной жизни. Общие принципы построения идеального государства Платона. Общество как разумная тотальность. Роль естественного неравенства людей и разделения труда. Вопрос о собственности, богатстве и бедности в идеальном государстве. Начала души и сословия идеального государства. Основные добродетели платоновского государства. Место и образ жизни сословия стражей. Государственная регламентация повседневных отношений. Общая система воспитания граждан идеального государства. Государственный контроль над обучением и воспитанием. Роль искусства в воспитании стражей. Главенствующая роль философии и философов в идеальном государстве.

Литература обязательная:

1. Платон. Государство. Книги 2-9.

2. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – С. 120-158.

Литература дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 238-256.

2. Асмус В.Ф. Платон и его эпоха. – М., 1974.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. – С. 137-149.

4. Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977.

5. Нерсесянц В.С. Платон. – М., 1989.

6. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск, 1997. – С. 116-137.

7. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая половина Х1Х века). М., 2001. С. 27-46.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 327-337, 353-362.

Тема 8. Проблемы политики в платоновских диалогах «Политик» и «Законы».

Специфика «политического попечения» в сравнении с другими искусствами и в соотношении с возможными типами государственного строя. Платон о правильных и неправильных формах правления в диалоге «Политик». Отношение «истинно знающих правителей» к законам. Царское правление как «ткачество».

Исторические этапы развития человечества и необходимость нового законодательства. Совокупная добродетель и справедливость как позитивный принцип истинного законодательства. Божественный театр человеческих кукол как философско-мифологическая основа общественной морали и нового законодательства. Суть воспитания. Добродетели правильного воспитания. Мусическое (хороводное) воспитание как условие истинного законодательства. Абсолютистский режим государственной и частной жизни. Тотальность репрессивного законодательства. Две «материнские» формы правления. Критика К.Р. Поппером «историцистской теории общества» Платона.

Литература обязательная:

1. Платон. Политик // Платон. Законы. М.: Мысль, 1994. С. 3-70.

2. Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4-ёх т. – Т. 4. Книги 1 - 4.

Литература дополнительная:

1. Исаев И.А. Метафизика власти и закона. – М., 1998. – С. 49-100.

2. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-ух т. – Т. 1. Чары Платона. – М., 1992.

Тема 9. Аристотелевская теория государства: предварительная

критика и отправные понятия.

Место «Политики» в аристотелевской системе наук. Этика и политика. Индуктивно-эмпирический метод Аристотеля в отличие от дедуктивно-спекулятивного метода Платона. Критика Аристотелем платоновской концепции идеального государства: принципа единства (общности) и репрессивного законодательства. Анализ государственных проектов Фалея Халкедонского и Гипподама Милетского. Критика Аристотелем лакедемонского, критского и карфагенского типов государственного устройства. Понятие государства и гражданина. Человек как «политическое животное». Политическое право и государственный закон. Свободный и раб. Рабство по природе и по закону.

Литература обязательная:

1. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения в 4-ех т. – Т.4. – М.: Мысль, 1983. – С. 376-462.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-ех т. – Т. 4.. – М.: Мысль, 1983. – С.167-171, 287-293.

Литература дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 259-272, 374-392.

2. История политических и правовых учений. Древний мир. – М.: Наука, 1985. – С. 250-262.

3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 435-444.

4. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М.: Наука, 1979. – С. 190-211.

5. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая половина Х1Х века). М., 2001. С. 46-60.

Тема 10. Аристотелевская теория форм государственного

правления.

Аристотель о проблеме объекта и субъекта верховной государственной власти. Равное право на власть как проблема политической философии. Понятие государственного строя. Причины множественности форм государственного правления. Правильные и неправильные формы государства. Главные виды государственного правления, их сравнительная характеристика. Виды демократических и олигархических государств. Формы аристократии, политии, тирании. Три основных элемента власти (законодательная, исполнительная и судебная), их разнообразие. Связанные с элементами власти различия в формах государственного правления.

Литература обязательная:

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-ех т. – Т. 4. – С. 462-525.

Литература дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. – С. 374-400.

2. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979. – С. 198-207.

Тема 11. Аристотель об условиях устойчивости политических

порядков.

Общие причины, поводы, методы и формы государственных переворотов. Характеристика государственных переворотов в связи со спецификой демократии, олигархии, политии и аристократии. Средства самосохранения демократических и олигархических государств. Понятие «среднего гражданина». Условия устойчивости демократии. Причины разрушения и методы сохранения монархического строя. Отношение счастливой жизни к счастливому государству. Предварительные требования к наилучшему государству. Качество граждан идеального государства. Необходимость государственной организации воспитания и обучения граждан. Понятие досуга и воспитание его добродетелей. Порядок воспитания добродетелей свободного гражданина.

Литература обязательная:

1. Аристотель. Политика.// Аристотель. Сочинения в 4-ех т. – Т. 4.- М., 1983. – С. 506-513, 526-565, 588-644.

Литература дополнительная:

1. Чанышев А.Н. Аристотель. – М., 1987.

Наши рекомендации