Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол №

Зав. кафедрой

социально-гуманитарных дисциплин

________Литвинский А.В.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Философия»

для студентов 1 курса факультета «Экономики и права»

дневной формы обучения

для специальности: «Экономика и управление в туристской индустрии»

«Экономика и управление на предприятии в АПК»

для студентов 2 курса дневного отделения

«Экономика и управление на предприятии в АПК», сокращенная форма обучения

Барановичи 2012

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов = 8 семинарских занятий)

Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.

Философия как социокультурный феномен.

План:

1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

2. Образы философии в истории культуры.

3. Основные проблемы философии (философия как знание и понимание).

4. Понятие мировоззрения, его структура.

5. Предмет философии и его историческая динамика.

6. Структура философского знания, основные функции философии.

7. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

Темы докладов и рефератов:

1. Миф как форма мировоззрения и один из источников философии.

2. Религиозное мировоззрение, его истоки и специфика.

3. Основные функции философии.

4. Единство и различие философии и науки.

5. Философия в системе культуры.

6. Роль философии в решении актуальных проблем человечества.

7. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Занятие 2. Философия Древнего Востока и Античности.

План:

  1. Общая характеристика древневосточной философии.
  2. Ортодоксальные (ньяйя, вайшешика, йога) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
  3. Неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
  4. Специфика и основные проблемы Китайской философии.

5. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

  1. Специфика античной философии, ее периодизация.
  2. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
  3. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.

9. Философские идеи Сократа.

10. Философские идеи Платона.

11. Философские идеи Аристотеля.

Темы докладов и рефератов:

1. Специфика восточного философствования.

2. Традиционные философские учения Китая: а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм.

3. Религиозно-философская концепция буддизма.

4. Основные проблемы античной философии.

5. Философские идеи Пифагора.

6. Философские воззрения а) Левкиппа; б) Демокрита; в) Эпикура.

7. Учения: а) скептиков; б) эпикурейцев; с) стоиков; д) киников.

8. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма: а) неопифагореизм; б) неоплатонизм.

9. Диалектика Гераклита.

10. Общее и различия в философии Др. Востока и Античности Запада.

Занятие 3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

Занятие 4. Зарождение и становление постклассической философии.

План:

1. Основные принципы классической философии.

2. Проблемное поле неклассической философии.

3. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а) С. Кьеркегора и б) Ф. Ницше.

4. Основные черты марксистской философии.

5. Основные исторические формы позитивистской философии: а) позитивизм; б) эмпириокритицизм.

Современная философия Запада на рубеже XX-XXI в. Религиозная, Экзистенциально-Феноменологическая и Аналитическая философия XX в.

План:

  1. Религиозная философия: неотомизм.
  2. Философские концепции экзистенциализма.
  3. Аналитическая философия.
  4. Основные идеи феноменологии.
  5. Философская герменевтика.
  6. Структурализм.
  7. Постструктурализм.
  8. Философия постмодернизма.

Темы докладов и рефератов:

1. Экстенциализм: истоки и содержание.

2. Бытие человека – центральная проблема экзистенциализма.

3. Модусы человеческого существования в экзистенциализме.

4. Проблемы понимания, смысла и коммуникации в аналитической философии.

5. Критический рационализм К. Поппера.

6. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.

8. Постмодернизм как феномен культуры и философии XX века.

9. Герменевтика: вчера, сегодня, завтра.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Философия»

для студентов дневной формы обучения

специальность: «Правоведение. Хозяйственное право», «Экономика и управление на предприятии в АПК», «Экономика и управление туристской индустрией».

1. Образы философии в истории культуры.

2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

3. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

4. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

5. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

6. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

7. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.

8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

9. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.

10. Исторические этапы развития средневековой философии.

11. Принципы средневекового философского мышления.

12. Гуманизм философской мысли Возрождения.

13. Социально-политические идеи Возрождения.

14. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

15. Философия и идеология в эпоху Просвещения.

16. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

17. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

18. Основные черты марксистской философии.

19. Основные принципы классической философии.

20. Проблемное поле неклассической философии.

21. Основные исторические формы позитивистской философии.

22. Религиозная философия: неотомизм.

23. Философские концепции экзистенциализма.

24. Аналитическая философия и ее периодизация.

25. Основные идеи феноменологии.

26. Философская герменевтика.

27. Структурализм и постструктурализм.

28. Философия постмодернизма.

29. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

30. Основные направления и типологические характеристики русской философии.

31. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.

32. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.

33. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

34. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

35. Природа как объект философского и научного анализа.

36. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.

37. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».

38. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

39. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.

40. Научные и философские модели происхождения человека.

41. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности.

42. Экзистенциальные характеристики личности.

43. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.

44. Проблема генезиса сознания.

45. Структура сознания. Сознание и самосознание.

46. Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.

47. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

48. Понятие и основные функции науки.

49. Определение общества: основные дефиниции.

50. Общество как саморазвивающаяся система.

51. Социальная структура общества. Типы социальных структур.

52. Феномен власти в жизни общества.

53. Политическая организация общества.

54. Государство как важнейший компонент политической организации общества.

55. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

56. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

57. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

58. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.

59. Религия как форма духовного освоения реальности.

60. Искусство как форма духовного освоения реальности.

61. Приоритеты философии в новом тысячелетии.

62. Мораль как регулятор социального поведения.

63. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.

64. Глобальные проблемы современности.

65. Проблема смысла жизни человека.

66. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.

Подготовил: преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Мазур С.О.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Протокол №

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол №

Зав. кафедрой

социально-гуманитарных дисциплин

________Литвинский А.В.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Философия»

для студентов 1 курса факультета «Экономики и права»

дневной формы обучения

для специальности: «Экономика и управление в туристской индустрии»

«Экономика и управление на предприятии в АПК»

для студентов 2 курса дневного отделения

«Экономика и управление на предприятии в АПК», сокращенная форма обучения

Барановичи 2012

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов = 8 семинарских занятий)

Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.

Наши рекомендации