Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № |
Зав. кафедрой
социально-гуманитарных дисциплин
________Литвинский А.В.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Философия»
для студентов 1 курса факультета «Экономики и права»
дневной формы обучения
для специальности: «Экономика и управление в туристской индустрии»
«Экономика и управление на предприятии в АПК»
для студентов 2 курса дневного отделения
«Экономика и управление на предприятии в АПК», сокращенная форма обучения
Барановичи 2012
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов = 8 семинарских занятий)
Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.
Философия как социокультурный феномен.
План:
1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
2. Образы философии в истории культуры.
3. Основные проблемы философии (философия как знание и понимание).
4. Понятие мировоззрения, его структура.
5. Предмет философии и его историческая динамика.
6. Структура философского знания, основные функции философии.
7. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.
Темы докладов и рефератов:
1. Миф как форма мировоззрения и один из источников философии.
2. Религиозное мировоззрение, его истоки и специфика.
3. Основные функции философии.
4. Единство и различие философии и науки.
5. Философия в системе культуры.
6. Роль философии в решении актуальных проблем человечества.
7. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.
Занятие 2. Философия Древнего Востока и Античности.
План:
- Общая характеристика древневосточной философии.
- Ортодоксальные (ньяйя, вайшешика, йога) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- Неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- Специфика и основные проблемы Китайской философии.
5. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Специфика античной философии, ее периодизация.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.
9. Философские идеи Сократа.
10. Философские идеи Платона.
11. Философские идеи Аристотеля.
Темы докладов и рефератов:
1. Специфика восточного философствования.
2. Традиционные философские учения Китая: а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм.
3. Религиозно-философская концепция буддизма.
4. Основные проблемы античной философии.
5. Философские идеи Пифагора.
6. Философские воззрения а) Левкиппа; б) Демокрита; в) Эпикура.
7. Учения: а) скептиков; б) эпикурейцев; с) стоиков; д) киников.
8. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма: а) неопифагореизм; б) неоплатонизм.
9. Диалектика Гераклита.
10. Общее и различия в философии Др. Востока и Античности Запада.
Занятие 3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Занятие 4. Зарождение и становление постклассической философии.
План:
1. Основные принципы классической философии.
2. Проблемное поле неклассической философии.
3. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а) С. Кьеркегора и б) Ф. Ницше.
4. Основные черты марксистской философии.
5. Основные исторические формы позитивистской философии: а) позитивизм; б) эмпириокритицизм.
Современная философия Запада на рубеже XX-XXI в. Религиозная, Экзистенциально-Феноменологическая и Аналитическая философия XX в.
План:
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм.
- Постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
Темы докладов и рефератов:
1. Экстенциализм: истоки и содержание.
2. Бытие человека – центральная проблема экзистенциализма.
3. Модусы человеческого существования в экзистенциализме.
4. Проблемы понимания, смысла и коммуникации в аналитической философии.
5. Критический рационализм К. Поппера.
6. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
7. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.
8. Постмодернизм как феномен культуры и философии XX века.
9. Герменевтика: вчера, сегодня, завтра.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Философия»
для студентов дневной формы обучения
специальность: «Правоведение. Хозяйственное право», «Экономика и управление на предприятии в АПК», «Экономика и управление туристской индустрией».
1. Образы философии в истории культуры.
2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
3. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
4. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
5. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
6. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
7. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
9. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
10. Исторические этапы развития средневековой философии.
11. Принципы средневекового философского мышления.
12. Гуманизм философской мысли Возрождения.
13. Социально-политические идеи Возрождения.
14. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
15. Философия и идеология в эпоху Просвещения.
16. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
17. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
18. Основные черты марксистской философии.
19. Основные принципы классической философии.
20. Проблемное поле неклассической философии.
21. Основные исторические формы позитивистской философии.
22. Религиозная философия: неотомизм.
23. Философские концепции экзистенциализма.
24. Аналитическая философия и ее периодизация.
25. Основные идеи феноменологии.
26. Философская герменевтика.
27. Структурализм и постструктурализм.
28. Философия постмодернизма.
29. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
30. Основные направления и типологические характеристики русской философии.
31. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.
32. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
33. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
34. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
35. Природа как объект философского и научного анализа.
36. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.
37. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
38. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
39. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
40. Научные и философские модели происхождения человека.
41. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности.
42. Экзистенциальные характеристики личности.
43. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
44. Проблема генезиса сознания.
45. Структура сознания. Сознание и самосознание.
46. Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
47. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
48. Понятие и основные функции науки.
49. Определение общества: основные дефиниции.
50. Общество как саморазвивающаяся система.
51. Социальная структура общества. Типы социальных структур.
52. Феномен власти в жизни общества.
53. Политическая организация общества.
54. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
55. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
56. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
57. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
58. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.
59. Религия как форма духовного освоения реальности.
60. Искусство как форма духовного освоения реальности.
61. Приоритеты философии в новом тысячелетии.
62. Мораль как регулятор социального поведения.
63. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.
64. Глобальные проблемы современности.
65. Проблема смысла жизни человека.
66. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.
Подготовил: преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Мазур С.О.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол №
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № |
Зав. кафедрой
социально-гуманитарных дисциплин
________Литвинский А.В.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Философия»
для студентов 1 курса факультета «Экономики и права»
дневной формы обучения
для специальности: «Экономика и управление в туристской индустрии»
«Экономика и управление на предприятии в АПК»
для студентов 2 курса дневного отделения
«Экономика и управление на предприятии в АПК», сокращенная форма обучения
Барановичи 2012
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов = 8 семинарских занятий)
Занятие 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.