Развитие философской антропологии
Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.
Биологическое направление философской антропологии
Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения.
Функциональное направление философской антропологии
большинство представителей философской антропологии после Шелера рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд.
30. Проблема человека в истории философии. Специфика философского понимания человека.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явле- ние природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духов- но-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только фи- лософия, как религия.
Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.
31. Происхождение, эволюция, противоречивость бытия ,возможности развития человека.
Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?»
История понятия бытия
Древнегреческая философия о "бытии"
§ Понятия бытие и небытие в своем происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Все, что мыслимо, есть бытие.
§ Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность
Атрибуты бытия
§ Время
§ Пространство
§ Энергия
§ Информация
§ Вещество
32. Деятельность как атрибутивная характеристика человека.
Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо своипотребности
. Деятельностью можно назватьлюбую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность можно разделить на этапы
§ процесс вовлечения в деятельность,
§ процесс целеполагания,
§ процесс проектирования действий,
§ процесс осуществления действий,
§ процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Виды деятельности
§ внутренняя деятельность
§ творческая деятельность
§ совместная деятельность
§ труд (трудовая деятельность)
§ предметная деятельность
§ учение (учебная деятельность)
§ сетевая деятельность
§ игровая деятельность
§ научная деятельность
33. Сознание, его специфика, структура, уровни, типы, происхождение, функции.
Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся:речь,представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Функции сознания человека
Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:
§ Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
§ Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
§ Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
§ Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание – процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т.д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
§ Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
§ Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.