Этико-социальная направленность древнекитайской философии. (Даосизм и конфуцианство).
В 6 в. до н. э. для китайской Ф. характерно единство противоположностей: ян-инь, день-ночь. На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши дзин» и книга перемен «И дзи», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме. В книге перемен Вселенная предстает как меняющаяся реальность, процесс перемен начинается в Тань Цзы (великий предел, крайняя конечность, полюс). Из Тань Цзы порождаются две силы–ян и инь, из которых рождается усин. Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции:551-479 г.д.н.э. Основа-соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. Даосизм: 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао-первопричина. Он разработал и позитивную часть, в которой важную роль отдаёт методу. Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции.
-плодоносные опыты–они приносят практическую пользу
-светоносные опыты–проявляют фундаментальные знания
Основные черты философии Древнего Китая.
1. Обращение внимания на этот мир, на порядок в нем, благоустройство земной жизни («Не умея служить людям, как же можно служить духам?» (Конфуций)). Задача человека – не преодоление мира, а поддержание в нем порядка в его настоящем функционировании.
2. Отсутствие абстрактных, умозрительных рассуждений, мистических упражнений, индивидуальное спасение не рассматривается. Отрыв также от логики и естествознания.
3. Тесная связь с мифологией И-цзин (Книгой перемен). Философия начинается как комментарии к И-цзин.
4. Этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.
5. Ретроспективность: трансляция традиций, сыновнее почтение («Я не создаю, а передаю» (Конфуций).
6. Рассмотрение мира как единого организма (Великое Небо). Мир – равновесие двух начал: инь (женское пассивное темное начало, управляющее землей) и ян (мужское активное светлое начало, управляющее небом).
7. Употребление символического знака, иероглифа, гексаграммы.
Основные школы.
Конфуцианство было основано Конфуцием (Кун-цзы – «учитель Кун») (551 – 479). После его смерти из отдельных поучений его учениками был составлен Лунь-юй («Беседы и поучения»). Конфуций был обожествлен, вплоть до начала 20 в. конфуцианство оставалось в Китае государственной религией. Даже современные китайские марксисты остаются конфуцианцами.
Главная черта конфуцианства – антропоцентризм: религиозной цели человек может достичь собственными силами. Основная проблема – устройство человека в этом мире. Идеал человека, по Конфуцию, включает:
1) жэнь – человеколюбие;
2) сяо – сыновняя почтительность (государство – большая семья, император – отец подданных);
3) ли – этикетные нормы;
4) и – чувство долга. Эти нормы затем были канонизированы как образец для чиновников.
Для конфуцианства характерно подавление индивидуального в рамках коллектива. Если человек выпадает из норм общества, он теряет лицо – гражданская смерть.
Основателем даосизма был Лао-цзы («старый ребенок»). Неизвестно, является ли он реальным историческим лицом, но считается старшим современником Конфуция. Основа учения изложена в трактате Дао де цзин («Канон о пути и добродетели»). Основные понятия и идеи даосизма:
1. Дао – «путь» - высший принцип, творец и сущность всех вещей, он невыразим. Иероглиф дао означает «голова + идти» - «путь мудреца». Смысл дао – добровольное следование всеобщему закону.
2. Дэ – добродетель.
3. У-вэй – недеяние, подчинение всеобщему космическому закону, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным существующим порядком.
Основной практический интерес даосов занимали вопросы долголетия и бессмертия, что и привлекало к ним внимание императоров. В рамках даосизма также практиковалась геомантия (фэн-шуй) – гадание в связи с земледельческой практикой. В рамках даосской алхимии был случайно изобретен порох, развивалась медицина, астрология, изобретен компас. Поэтому даосизм прочно вошел в китайскую практику, наряду с конфуцианством, в среде даосов появилось монашество.
7.Проблема первоначала в древнегреческой натурфилософии (от Фалеса до Демокрита).
Основной Вопрос Философии выступал в форме вопроса о первопричине вещей. С точки зрения Фалеса (основатель) материальная первооснова вещей - вода. Из воды всё возникает. 1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии ни к мифам. 2) Основание материально и оно одно. Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух. Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни. Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются. Неопределенное материальное является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность. Пифагорейская школа: (подход со стороны количества). Пифагор - основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы). Ошибка Пифагора состояла в попытке пренадставить идеальные математические объекты как мысли бога. В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека - ученый. Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга. Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей. Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем. Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий.
0Атомисты: (..., Демокрит, Эпикур). В основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы - неделимые частицы. Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство - великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится. Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению. Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов.