Проблема возникновения философии. Философское мышление и мифосознание.
Проблема возникновения философии. Философское мышление и мифосознание.
Сам термин «философия» появился благодаря древнегреческому философу Пифагору (5 в. до н.э.) и означает любовь к мудрости. В самом термине подчеркивается отличие философии от самой мудрости: Философия – это не готовое знание, нечто раз и навсегда данное, что можно выучить, затвердить и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, что-то находящееся посередине между мудростью и невежеством, знанием и незнанием.
Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э. Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания («Философия – царица наук», «Философия – мать науки»), их размежевание началось позже.
философское мышление – оно представимо на различных уровнях, представляя собой теоретическое ядро мировоззрения.
Мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное синкретическое мировоззрение, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Миф характерен не только для ранних этапов эволюции человечества, но присутствует и в мышлении современного человека (социальные и политические мифы). Напомним, что философия как рациональное сознание появилась как реакция на кризис мифа. Основные черты мифологического мировоззрения:
1. Отсутствие рефлексии, Нет обоснования, все принимается на веру.
2. Авторитарность, т.е. наличие заданной авторитетом точки зрения на происходящее.
3. Антропоморфизм перенос свойств человека на весь окружающий мир, представление о родственной связи сил и явлений природы и человеческих коллективов) и одушевление природы. Природа, человек и боги нераздельны, существуют в одном пространстве и обладают сходными физическими свойствами.
4. Эмоционально-образная форма, т.е. мышление образное, а не понятийное.
5. Утилитарная направленность, т.е. тесная связь мировоззренческих проблем с практическими задачами (урожай, удача в битве, защита от голода и болезней и т.д.).
Основная тематика мифов:
1. Космическая тема (космогонические мифы): происхождение и строение Вселенной, важнейшие явления природы (затмения, наводнения, падения метеоритов).
2. Тема человека: происхождение человека, стадии его жизни, проблема жизни и смерти.
3. Тема культуры: проблема культурных достижений (добывание огня, изобретение ремесел, обряды и т.д.).
В силу названных черт мифосознание является основным для традиционного общества (т.е. такого, в котором образ жизни людей складывается и передается из поколения в поколение, не изменяясь, миф выполняет функцию культурного предания, истории народа. Как только темпы жизни изменяются (развитие цивилизации), миф перестает работать и появляются другие формы сознания (религия, философия).
Проблема возникновения философии. Философское мышление и мифосознание.
Сам термин «философия» появился благодаря древнегреческому философу Пифагору (5 в. до н.э.) и означает любовь к мудрости. В самом термине подчеркивается отличие философии от самой мудрости: Философия – это не готовое знание, нечто раз и навсегда данное, что можно выучить, затвердить и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, что-то находящееся посередине между мудростью и невежеством, знанием и незнанием.
Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э. Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания («Философия – царица наук», «Философия – мать науки»), их размежевание началось позже.
философское мышление – оно представимо на различных уровнях, представляя собой теоретическое ядро мировоззрения.
Мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное синкретическое мировоззрение, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Миф характерен не только для ранних этапов эволюции человечества, но присутствует и в мышлении современного человека (социальные и политические мифы). Напомним, что философия как рациональное сознание появилась как реакция на кризис мифа. Основные черты мифологического мировоззрения:
1. Отсутствие рефлексии, Нет обоснования, все принимается на веру.
2. Авторитарность, т.е. наличие заданной авторитетом точки зрения на происходящее.
3. Антропоморфизм перенос свойств человека на весь окружающий мир, представление о родственной связи сил и явлений природы и человеческих коллективов) и одушевление природы. Природа, человек и боги нераздельны, существуют в одном пространстве и обладают сходными физическими свойствами.
4. Эмоционально-образная форма, т.е. мышление образное, а не понятийное.
5. Утилитарная направленность, т.е. тесная связь мировоззренческих проблем с практическими задачами (урожай, удача в битве, защита от голода и болезней и т.д.).
Основная тематика мифов:
1. Космическая тема (космогонические мифы): происхождение и строение Вселенной, важнейшие явления природы (затмения, наводнения, падения метеоритов).
2. Тема человека: происхождение человека, стадии его жизни, проблема жизни и смерти.
3. Тема культуры: проблема культурных достижений (добывание огня, изобретение ремесел, обряды и т.д.).
В силу названных черт мифосознание является основным для традиционного общества (т.е. такого, в котором образ жизни людей складывается и передается из поколения в поколение, не изменяясь, миф выполняет функцию культурного предания, истории народа. Как только темпы жизни изменяются (развитие цивилизации), миф перестает работать и появляются другие формы сознания (религия, философия).