Особенности древнеиндийской философии.
Мировая философия возникает в Древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках ведической лит-ры. Веды – первые известные человечеству книги, создателями которых считаются древние арии – кочевые племена, пришедшие на территорию современной Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться с местным населением, арии основали кастовый строй. Ведические книги традиционно разделяются на четыре Веды: Ригведу(Веда гимнов), Самаведу(Веда напевов), Яджурведу(Веда жертвенных формул) и Атхарваведу(Веда заклинаний). Четыре части вед: самхиты (гимны в честь богов), брахманы (ритуальные предписания), араньяки (наставления лесным отшельникам) и упанишады (тайное знание, философия; в дословном переводе – «сидеть около (ног учителя)»).Основные этапы развития: 1.Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. 2.Эпический период (600 г. до н. э. – 200 г. н. э.) начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии. 3.период сутр (от 200 г. н. э.). Возникла необходимость придумать обобщённую схему философии. Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры. 4.Схоластический период также начинается со второго века нашей эры. Философия достигает пика своего развития и одновременно предела. Философские идеи Упанишад.Насчитывается 108 упанишад, созданных примерно 18 авторами разных эпох. Ф. Упанишад возникает на основе рационализации мифологических образов и представлений. Упанишады являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. Упанишады утверждают, что бог один, так все боги – это только лишь проявления высшего, бессмертного, бестелесного Брахмана. То, из чего все существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти, – это и есть Брахман. Брахман являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности. Брахман - бесконечный - он не исключает конечное, он представляет собой основу всего конечного. Упанишады приходят к понятию первичной реальности, которая обнаруживает себя во всем многообразии существования, обращаясь не только к внешнему миру, но и к внутреннему миру человека.Упанишады доказывают, что из всех конечных объектов индивидуальное «Я» обладает высшей реальностью. Весь мир – это процесс стремления конечного стать бесконечным, и эта тенденция обнаруживается в индивидуальном «Я». Бытие индивида – это постоянное становление, стремление к тому, чего нет. Конфликт между конечным и бесконечным, который присущ всему мировому процессу, достигает вершины в человеческом сознании. Постоянное становление, «колесо жизни», череда рождений и смертей, переселения душ после смерти тела в другие тела отражает понятие «сансара». Сансара осущ-тся не стихийно: существует карма – закон, по которому осущ-тся сансара: душа человека, преисполненная низменных страстей, после смерти тела становится душой животного; возвышенная душа может стать душой человека более высокой касты.Наивысшей целью человека является не новое рождение, а мокша – избавление души от круга перерождений, растворение Атмана в Брахмане, сверхличностное бессмертие. Достигается мокша только после смерти тела и только представителями высшей касты (жрецами). Школы индийской философии. Общие идеи ортодоксальных школ. Классическая философия Индии насчитывает 9 основных школ: 6 ортодоксальных школ (признающих ведическую философию) и 3 неортодоксальные школы (спорящие с Ведами). Ортодоксальные школы (астика): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Неортодоксальные школы (настика): буддизм, джайнизм, червака-локаята. Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу. Истина одна, но путей к ней м.б. много. Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества. Все ортодоксальные философы считают высшей формой бессмертия безличностное существование,достигаемое через слияние души с универсумом, так как личность – конечная форма, и пребывание в ней связано со страданием. Буддийская философия. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (583–483 гг. до н. э.), он же – Шакья Муни. Общепризнанной основой его учения считаются четыре «благородные истины»: – жизнь есть страдание (дукха);– причина страданий – желания (тршна): жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;– чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);– чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды. Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване. Нирвана– это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается при жизни, нирвана есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия. Нирвана – это и психическое состояние и, одновременно, высшая реальность. В ней происходит снятие противоположности объективного и субъективного, духа и материи. Достижение нирваны – длительный труд, предполагающий последовательное прохождение по всем ступеням так называемого «восмеричного пути», предусматривающего: правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение.