ТЕМА 1. Предмет и структура философии, круг ее проблем и роль в обществе
1. Философия и мировоззрение: их взаимосвязь и различие. Сущность мировоззрения..
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
3. Смысл и предназначение философии. Сущность специфики философского познания и его методология.
4. Структура и функции философии.
5. Роль и значение философии в истории и современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
- Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
- Буянов В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. – М., 1987.
- Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии. – 1991. – № 12.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. – М., 1972.
- Лекторский В.А. Что нужно людям от философии? (а также статьи дискуссии) // Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.
- Ляховецкий Л.А. Существует ли концепция происхождения философии? // Вопросы философии. – 1994. – № 4.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
- Мильдон В.И. «Сказка – ложь» (Вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. – 2001. – № 5.
- Рашковский М.М. Соловьев В.С. О судьбах и смысле философии // Вопросы философии. – 1988. – № 8.
ТЕМА 2. Философия Древнего Востока
1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Древнего Востока (Индия, Китай).
2. Специфика древнеиндийской философии: Веды, Бхагавадгита. Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога, веданта. Альтернативные философские системы: чарвака, джайнизм, буддизм.
3. Древнекитайская философия. Конфуцианство, даосизм, легизм.
ЛИТЕРАТУРА
- Антология мировой философии. Древний Восток. – М., Мн., 2000.
- Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). - М., 1992.
- Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1994.
- Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980.
- История китайской философии. – М., 1989.
- Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.
- Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, 2. – М., 1998.
- Упанишады. – М., 1992.
- Хомелев Г.В. Культура как источник жизненного смысла. – СПб., 1997.
- Чанышев А.Н. История Древней философии. – М., 2001.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
ТЕМА 3. Античная философия
1. Основные этапы и особенности античной философии.
2. Древнегреческая натурфилософия: милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы.
3. Классический этап в развитии античной философской мысли. Учения софистов и Сократа. Философские воззрения Платона и Аристотеля.
4. Философия поздней античности (эллинизм): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
ЛИТЕРАТУРА
- Антология мировой философии. Античность. – М., Мн., 2001.
- Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х т. Т.1. – М., 1976.
- Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.
- Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
- Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-6. – М., 1968-1980.
- Платон. Диалоги. – М., 1986.
- Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
ТЕМА 4. Философия Средневековья
1. Общая характеристика средневековой философии. Философия как служанка богословия.
2. Патристика: теоцентризм, креационизм, теодицея.
3. Учение Аврелия Августина: мир и человек, сомнение и вера, истина и знание.
4. Теологическая схоластика. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм.
5. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
ЛИТЕРАТУРА
- Августин Аврелий. О граде божьем. – Мн., М., 2000.
- Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.
- Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.
- Иванов В.Г. История этики Средних веков. - Л., 1984.
- Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.
- Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
- Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
- Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. – М., 1994.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения
1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения.
2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Д.Алигьери, Ф.Петрарка, М.Монтень и др.)
3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)
4. Социально-политические учения Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).
5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л.да Винчи, Микельанджело, У.Шекспир и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.
2. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. – М., 1983.
- Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.– М.,1989
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
- Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. – М., 1979.
- Л. да Винчи. Избранные произведения. – М., Мн., 2000.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1983.
- Монтень М. Опыты. В 2-х кн. – М., 1979.
9. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 1993.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. – М., 1981.
ТЕМА 6. Философия Нового времени
1. Общие черты философии Нового времени.
2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.
3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р.Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.
4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).
ЛИТЕРАТУРА
- Бэкон Ф. Новый Органон //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1978.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) – М., 1987.
- Гоббс Т. Левиафан //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1991.
- Декарт Р. Рассуждение о методе //Сочинения. В 2-х т. Т.1 – М., 1989.
- Лейбниц Г.В. Монадология //Сочинения. В 4-х т. Т.1. – М., 1982.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Сочинения. В 3-х т. Т.1, 2. – М., 1985.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1995.
- Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М., 1974.
- Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
- Спиноза Б. Этика //Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. – М., 1957.
- Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
- Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М., 1976.
ТЕМА 7. Немецкая классическая философия
1. Специфика немецкая классической философии.
2. “Критическое” учение И.Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И.Канта.
3. Философская концепция Г.Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г.Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология. – М., СПб., 1992.
- Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. – М.,1977.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
- Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994..
- Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». – М., 1984.
- Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990.
- Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М., 1976.
- Фейербах Л. Сущность христианства //Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2 – М., 1955.