ТЕМА 1. Предмет и структура философии, круг ее проблем и роль в обществе

1. Философия и мировоззрение: их взаимосвязь и различие. Сущность мировоззрения..

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

3. Смысл и предназначение философии. Сущность специфики философского познания и его методология.

4. Структура и функции философии.

5. Роль и значение философии в истории и современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
  2. Буянов В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. – М., 1987.
  3. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии. – 1991. – № 12.
  4. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. – М., 1972.
  5. Лекторский В.А. Что нужно людям от философии? (а также статьи дискуссии) // Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.
  6. Ляховецкий Л.А. Существует ли концепция происхождения философии? // Вопросы философии. – 1994. – № 4.
  7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998.
  8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
  9. Мильдон В.И. «Сказка – ложь» (Вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. – 2001. – № 5.
  10. Рашковский М.М. Соловьев В.С. О судьбах и смысле философии // Вопросы философии. – 1988. – № 8.

ТЕМА 2. Философия Древнего Востока

1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Древнего Востока (Индия, Китай).

2. Специфика древнеиндийской философии: Веды, Бхагавадгита. Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога, веданта. Альтернативные философские системы: чарвака, джайнизм, буддизм.

3. Древнекитайская философия. Конфуцианство, даосизм, легизм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой философии. Древний Восток. – М., Мн., 2000.
  2. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). - М., 1992.
  3. Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1994.
  4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980.
  5. История китайской философии. – М., 1989.
  6. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.
  7. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, 2. – М., 1998.
  8. Упанишады. – М., 1992.
  9. Хомелев Г.В. Культура как источник жизненного смысла. – СПб., 1997.
  10. Чанышев А.Н. История Древней философии. – М., 2001.
  11. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

ТЕМА 3. Античная философия

1. Основные этапы и особенности античной философии.

2. Древнегреческая натурфилософия: милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы.

3. Классический этап в развитии античной философской мысли. Учения софистов и Сократа. Философские воззрения Платона и Аристотеля.

4. Философия поздней античности (эллинизм): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой философии. Античность. – М., Мн., 2001.
  2. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х т. Т.1. – М., 1976.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.
  4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.
  6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
  7. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-6. – М., 1968-1980.
  9. Платон. Диалоги. – М., 1986.
  10. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.
  11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

ТЕМА 4. Философия Средневековья

1. Общая характеристика средневековой философии. Философия как служанка богословия.

2. Патристика: теоцентризм, креационизм, теодицея.

3. Учение Аврелия Августина: мир и человек, сомнение и вера, истина и знание.

4. Теологическая схоластика. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм.

5. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Августин Аврелий. О граде божьем. – Мн., М., 2000.
  2. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.
  3. Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.
  4. Иванов В.Г. История этики Средних веков. - Л., 1984.
  5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.
  6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
  7. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
  8. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. – М., 1994.
  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения

1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения.

2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Д.Алигьери, Ф.Петрарка, М.Мон­тень и др.)

3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)

4. Социально-политические учения Возрождения (Н.Макиа­велли, Т.Мор, Т.Кампанелла).

5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л.да Винчи, Микельанджело, У.Шекспир и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.

2. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. – М., 1983.

  1. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.– М.,1989
  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  3. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. – М., 1979.
  4. Л. да Винчи. Избранные произведения. – М., Мн., 2000.
  5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1983.
  6. Монтень М. Опыты. В 2-х кн. – М., 1979.

9. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 1993.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. – М., 1981.

ТЕМА 6. Философия Нового времени

1. Общие черты философии Нового времени.

2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.

3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р.Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.

4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бэкон Ф. Новый Органон //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1978.
  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) – М., 1987.
  3. Гоббс Т. Левиафан //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1991.
  4. Декарт Р. Рассуждение о методе //Сочинения. В 2-х т. Т.1 – М., 1989.
  5. Лейбниц Г.В. Монадология //Сочине­ния. В 4-х т. Т.1. – М., 1982.
  6. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Сочинения. В 3-х т. Т.1, 2. – М., 1985.
  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1995.
  8. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М., 1974.
  9. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
  10. Спиноза Б. Этика //Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. – М., 1957.
  11. Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
  12. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М., 1976.

ТЕМА 7. Немецкая классическая философия

1. Специфика немецкая классической философии.

2. “Критическое” учение И.Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И.Канта.

3. Философская концепция Г.Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

  1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология. – М., СПб., 1992.
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. – М.,1977.
  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
  4. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994..
  5. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». – М., 1984.
  6. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990.
  7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М., 1976.
  8. Фейербах Л. Сущность христианства //Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2 – М., 1955.

Наши рекомендации