Начальник обеспечивающей кафедры
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
для студентов 1 курса института подготовки
муниципальных и государственных служащих
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Факультет: юридический
Категория обучаемых: студенты
Курс: 1-й (очная форма обучения)
Рязань, 2013
Ф56
Автор-составитель:И.А. Гагин,кандидат исторических наук, доцент.
Философия:Планы семинарских занятий / авт.-сост. И.А. Гагин. – Рязань : Академия ФСИН России, 2011. – 32 с. Планы семинарских занятий составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001.65 – Правоохранительная, утвержденного приказом Минобрнауки от 17 января 2011 г. № 67. Обсуждены и одобрена на заседании кафедры философии и истории октября 2011 г., протокол № , |
Начальник обеспечивающей кафедры
Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание
ГАГИН Игорь Анатольевич
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,5. Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК Ю.р30 © Гагин И.А., 2011 © Академия ФСИН России, 2011 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Они должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.).
Основной формой контроля знаний студентов являются экзамен при завершении курса «Философии». Экзамен проводится по вопросам, утвержденным учебным отделом заведения.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых.
В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др. Разъяснение философских терминов находится в словарях: Философский словарь. М., 2000; Философский энциклопедический словарь. М., 2008; Современная западная философия: Словарь. М., 2005. Краткий философский словарь:под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Проспект : ТК Велби, 2009, 2005.Новая философская энциклопедия. Т. I – IV. М., 2000–2001.
Подготовка студентов к семинарскому занятию фиксироваться в рабочей тетради, изучаться не менее трех источников по выбору общим объемом 30-40 страниц. Вопросы для подготовки к каждому занятию даются в развернутом виде, то есть каждый вопрос имеет несколько подвопросов, что должно помочь более детально, полно и продуманно подготовиться к ответу на весь поставленный вопрос. На каждом семинарском занятии прослушиваются несколько предложенных вопросов в виде докладов (сообщений). Докладчики на предшествующем занятии выбираются по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением
Необходимую консультацию во время самоподготовки студенты могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316).
Тематический план
(1 курс, бакалавриат, внебюджет)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Аудиторных часов | лекций | практические | Самостоятельная подготовка | |
1. | Философия, ее предмет и роль в обществе | ||||||
2. | История философии как составная часть философии: | ||||||
2.1 | Философия Древнего Мира | ||||||
2.2 | Философские искания мыслителей средневековья | ||||||
2.3 | Философия эпохи Возрождения и Нового времени. | ||||||
2.4 | Западноевропейская философия в XIX – XX вв. | ||||||
2.5 | Русская философия | ||||||
3. | Проблема бытия и сознания в философии | ||||||
4. | Диалектика познания в философии | ||||||
5. | Проблема человека в философии | ||||||
6. | Общество: основные сферы жизни | ||||||
Форма контроля (экзамен) | |||||||
Всего часов по дисциплине: | |||||||
РАЗДЕЛ 1
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
План
1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии
2. «Основной вопрос философии»: вопрос об отношении мышления к бытию как мировоззренческая проблема
3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества
4. Роль философии в современной жизни человека и общества.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным?
2. В чем состоит предназначение и смысл философии?
3. Каковы основные понятия философии?
4. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?
Литература [1; 2; 3; 6; 10, 12; 16; 34; 35; 36; 40; 45-65].
РАЗДЕЛ 2.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ
2.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
Семинар 1. Досократовская философия Древней Греции
План
1. Раннегреческая натурфилософия. Первые философские школы.
2. Проблема бытия в учении элеатов: зарождение рационализма и сущность апорий Зенона.
3. Линия Демокрита: древнегреческий атомизм
4. Софисты и софистика.
Темы докладов
· Логос Гераклита.
· Пифагор и пифагорейцы.
· Проблема бесконечности в философии элеатов.
· Эмпедокл.
· Демокрит о душе.
· Протагор: «человек есть мера всех вещей».
· Софисты и софистика: философский анализ.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы?
2. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?
Литература [1-12; 15-17; 24; 28; 37; 42; 44-65].
Семинар 2. Классический период древнегреческой философии
Ролевая игра
Цель игры: необходимо выяснить сущностные различия между сформировавшимися классическими позициями в философии: ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА и ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет Демокрита, второй – Платона. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку.
План
1. Сократ и сократические школы.
2. Платон: учение об идеях
3. Аристотель - систематизатор древнегреческой философии.
Темы докладов
1. Сущность диалектического метода Сократа.
2. Киники их учение.
3. Платон о душе.
4. Платон о государстве.
5. Аристотелевская логика.
6. Сравнительный анализ философских взглядов Платона и Аристотеля.
Вопросы для закрепления материала
1. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании?
2. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе?
3. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»?
4. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона?
5. Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма?
6. Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии?
Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].
Семинар 3. Позднеантичный идеал мудреца
План
1. Основные идеи скептицизма.
2. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев
3. Стоицизм на страже нравственности.
Темы докладов
1. Пиррон – основоположник скептицизма.
2. Эпикур – философ-моралист эпохи эллинизма.
3. Зенон из Китиона – основатель стоицизма.
Деловая игра
Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов античной философии. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «реинкарнация», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала.
Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].
План
1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки.
2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский).
4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам)
Темы докладов
· Сущность патристики.
· Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.
· Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.
· Материализм в арабской средневековой философии.
· Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.
· Мир исламского мистицизма.
Вопросы для закрепления материала
1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии?
2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?
3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского?
4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии
Ролевая игра
Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.
Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].
План
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Место Бога в философских концепциях философов Возрождения
3. Философское и космологическое учение Николая Кузанского.
4. Джордано Бруно и его философская концепция.
Темы докладов
· Николай Коперник.
· Философские взгляды Якова Бёме.
· Мишель де Монтень: философия «Эссе».
· Пико дела Мирандола.
· Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».
· Галилео Галилей: «А всё-таки она вертится».
Вопросы для закрепления материала
1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения?
2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения?
3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли?
4. Покажите.
Литература [1-12; 7; 15-19; 24; 25; 32; 34; 36; 37; 44-65].
Семинар 2.
Эмпиризм и рационализм в философии познания XVII-XVIII вв.
Немецкая транцедентально-критическая философия XIX в.
План
1. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк)
2. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)
3. Идеалистический и материалистический рационализм эпохи Просвещения.
4. Немецкий идеализм (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, И. Гегель).
Темы докладов и рефератов
· Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.
· Философские взгляды Джона Локка.
· Томас Гоббс и его учение.
· Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.
· Людвиг Фейербах о сущности христианства
· Природа субъективного идеализма.
· Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Вопросы для закрепления материала
1. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы?
2. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение?
3. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение?
4. В чем суть гносеологизации философии Иммануилом Кантом?
5. Каковы базовые положения этики Иммануила Канта?
6. В чем суть субъективно-идеалистической системы Йогана Фихте?
7. Какие проблемы решались в рамках объективного идеализма Фридриха Шеллинга?
Литература [1-8; 10-12; 15-19; 21; 24-26; 32; 33; 36-38; 44- 65].
План
1. Феноменология Эдмунда Гусерля
2. Позитивизм в XIX веке. Огюст Конт
3. Неопозитивизм и его разновидности в западной философии
4. Современный постпозитивизм.
Тема докладов и рефератов
· Феномен человека Тейяра де Шардена.
· Критерий очевидности в теории познания Эдмунда Гусерля
· Сущность закона «трех стадий» в философии Огюста Конта
· Герберт Спенсер и английский позитивизм.
· Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века.
Литература [1; 3-8; 11-13; 15; 16; 18; 19; 20; 22; 23; 26; 36; 37; 39; 42; 43; 44-65].
Семинар 2.
Западный антисциентизм и его основные направления
План
1. Философия марксизма: основные источники и критерии.
2. «Философия жизни» и его три разновидности
3. Философия экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм
4. Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм
Темы рефератов
· Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.
· Фридрих Ницше: «воля к жизни – воля к власти».
· Сущность религиозного экзистенциализма.
· Сущность герменевтики.
· «Диалектика природы» Ф. Энгельса: философский анализ.
Вопросы для закрепления материала
1. Сущность классовой теории К. Маркса
2. Почему марксизм имел такую большую популярность в Европе?
3. Каковы основные тенденции в развитии западной религиозной философии XX века?
4. Чем определяется основной круг проблем в экзистенциализме?
5. Что такое философская герменевтика и каковы ее основные идеи?
6. В чем сущность психоаналитического подхода в понимании человеческого сознания?
Ролевая игра
Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в современной западной философии сциентического и антисциентического направления. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет лидера психоанализа Зигмунда Фрейда или одного из представителей направления психоанализа в западной философии, второй лидера постпозитивизма Карла Поппера или кого-то из его единомышленников. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.
Литература [1-8; 10-13; 15; 16-19; 20-24; 26; 32; 33; 36; 37; 39; 43-65].
Русская философия
План
1. Формирование русской философии до конца XVIII в.
2. Славянофилы, западники, евразийцы о месте России в мировом сообществе
3. Интеллектуализм и антиинтеллектуалихм в русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Шестов, Флоренский, Трубецкой).
4. Особенности формирования и развития русского материализма (Бакунин, Чернышевский, Писарев, Достоевский, Плеханов, Ленин)
Тема докладов и рефератов
· М.В. Ломоносов и его вклад в развитие русской философии.
· Философский анализ книги А.В. Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии».
· Русское масонство.
· Владимир Соловьев о смысле любви.
· Русский марксизм.
· Русский марксизм.
· Русская идея.
· Учение о трех свободах Н.А. Бердяева.
· Русский экзистенциализм.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем раскрывается практически-нравственная ориентация русской философии?
2. Раскройте сущность идеи «Москва – третий Рим и четвертому не бывать»
3. Раскройте сущность философии интуитивизма.
Литература [1; 4; 5; 10-12; 16; 17; 24; 30; 34; 39; 42; 44-65].
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Семинар 1. Категория бытия.
План
1. Понятие бытия. Философский смысл проблемы бытия
2. Понятие материи в философии
3. Движение как основная форма существования материи
4. Осмысление проблемы пространства и времени в философии.
Темы докладов и рефератов
· О причине времени
· Материальное единство Мира
· Генезис представлений о пространстве и времени
· Теория относительности Эйнштейна с точки зрения философии
· Время человеческого бытия
· Философская проблема времени
Вопросы для закрепления материала
1. Что такое онтология?
2. Когда возникает проблема бытия в философии?
3. Назовите три аспекта существования проблемы бытия
4. Дайте определение материи
5. Назовите основные формы движения материи
6. Назовите основные типы движения материи
7. Что такое время?
Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].
Семинар 2. Проблема сознания в философии.
Сознание как социальный феномен
План
1. Концепции сознания в философии
2. Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме. Сущность отражения
3. Общественная природа сознания. Сознание и язык
4. Природа самосознания.
Темы рефератов
· Космическая концепция происхождения и функционирования сознания.
· Загадка религиозного сознания.
· Проблема сознания в философии.
· Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).
· Подсознание и его возможности.
· Самосознание в структуре сознания.
· Сознание и язык.
Вопросы для закрепления материала
1. На каких постулатах основывается религиозно-философская концепция сознания?
2. Покажите на примере и объясните сущность отражения.
3. Почему отражение является генетической предпосылкой сознания?
4. Каковы социальные предпосылки возникновения сознания?
5. В чем заключается сущность рефлексии?
6. Феномен сознания с точки зрения диалектического материализма.
Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65]
4. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
План
1. Исторические формы диалектики. Категории и законы диалектики
2. Познание как предмет философского анализа. Чувственное и рациональное познание.
3. Теория истины в философии и ее критерии
4. Научное познание и его специфические признаки.
Темы докладов и рефератов
· Противоречия как движущая сила развития научного познания
· Принцип системности
· Эволюция учения о причинности
· Явление и сущность
· Необходимость и случайность
· Конструктивная роль случая.
· Принцип историзма в философии
· Принцип целостности.
· Сущность восприятия и его роль в процессе познания.
· Сущность представлений и воображения.
· Роль эмоций в познании.
· Стремление к абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.
· Роль относительной истины в процессе познания.
· Практика как основной критерий истины.
· Роль практики в деятельности человека и познание.
· Интуиция и ее роль в деятельности юриста.
· Гипотеза как форма научного познания.
· Роль «включенного» и « невулюченного» наблюдения в научном познании
Вопросы для закрепления материала
1. Что такое «диалектика» в изначальном содержании этого понятия?
2. В чём сущность и непреходящая ценность диалектической полемики и диалектического спора?
3. Почему и как диалектика превращается в учение о развитии?
4. Что такое «универсальные связи бытия»? Назовите категориальные связи, определяющие эту универсальность
5. Что такое связи детерминации?
6. Назовите виды причинно-следственных связей
7. В чем заключается принцип историзма?
8. В чем заключается принцип целостности?
9. Назовите основные гегелевские постулаты диалектического отрицания.
10. Что такое «скачок»?
11. Какое место в философии занимает проблема познания?
12. Назовите субъект и объект познания
13. Дайте характеристику представлению как одной из форм чувственного познания
14. Назовите основные формы рационального познания
15. Что такое объективная истина?
16. Как определяется критерий истины?
17. Научное познание и его специфические признаки.
18. Соответствуют ли друг другу категории «чувственное» и «эмпирическое»?
19. Что такое включенное наблюдение?
Кейс-анализ
Цель игры: закрепить у студентов знания диалектического метода исследования. Тема дискуссии: «За и против смертной казни».
С этой целью группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Одна часть, используя диалектическую аргументацию и метод диалектического диалога, выстраивает аргументы за отмену смертной казни, другая – за ее сохранение. Диалог должен быть конструктивным. Его скатывание в обыкновенный спор означает проигрыш обеих команд. Выигрывает та команда, которая сможет найти более вескую аргументацию, поколебав позиции оппонентов.
Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].
Деловая игра
Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания (решения) деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов по темам 3.1, 3.2 и 4. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «действительность», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала
Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].
РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Семинар 1. Человек в обществе
План
1. Философские концепции бытия человека.
2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.
3. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта. Свобода и ответственность личности.
4. Материалистические и идеалистические концепции о смысле жизни человека.
Темы докладов и рефератов
· Русская философия о смысле жизни человека
· Позитивистская версия человека
· Современная западная философия о смысле жизни человека
· «Быть» или «иметь»: З. Фрейд о смысле жизни
· Жизнь после жизни: духовный опыт о бессмертии человека
· Бессмертие: иллюзия или реальность
· Проблема человека в немецкой классической философии
· Гармония и дисгармония личности
· Личность и власть
· Теория личности в западноевропейской философии
· Теория личности в русской философии
· Роль личности в истории
· Быть личностью: кантовская теория личности в вопросе взаимоотношения сотрудников с заключенными в местах исполнения наказаний.
Вопросы для повторения материала
1. Какие биологические особенности человека помогли в развитии человеческой социальности?
2. В чем сущность социал-дарвинизма?
3. Как вы относитесь к мальтузианству?
4. Назовите аргументы психоанализа в решении проблемы.
5. Есть ли смысл в жизни с позиции материалистических концепций?
6. Назовите отношение религиозной философии к вопросу о смысле жизни?
7. В чем вы находите отличие индивида от индивидуальности?
8. Что такое «категорический императив»?
9. Что может удержать личность от деградации с точки зрения этики Иммануила Канта?
10. Назовите социальные роли личности
11. Почему свобода личности связана с её ответственностью перед обществом?
12. В чем заключается парадоксальная система личности и три её компонента?
Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].
РАЗДЕЛ 6. ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
План
1. Экономическая сфера жизни общества: способ производства и его роль в жизнедеятельности общества.
2. Духовная сфера жизни общества. Сущность духовного производства.
3. Социальная сфера жизнедеятельности общества.
Темы докладов и рефератов
· Производство как общественный процесс.
· Общественное производство как предмет философского исследования.
· Формы общественного сознания
· Демографические проблемы современности.
· Нация как социальная общность.
Вопросы для повторения материала
1. Назовите основные элементы экономической сферы жизни общества.
2. Что такое способ производства?
3. Назовите элементы производительных сил способа производства. Какие из них являются основными?
4. В чем заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений?
2. Что является совокупным продуктом духовного производства?
6. Что такое социальная общность?
7. Какие подструктуры социальной общности относятся к биологическим и почему?
8. Какие подструктуры социальной общности относятся к чисто социальным и почему?
Литература [1; 3; 6; 9; 10-12; 14; 16; 19; 32; 35; 39; 40; 44-65].
Примерная тематика эссе
1. Смертная казнь: философский аспект проблемы
2. Философия существования делинквентной культуры
3. Наказание и казнь: философские взгляды Мишеля Фуке
4. Женская преступность в свете философского анализа
5. Детская преступность в свете философского анализа
6. О сопротивлении злу силой: к полемике И.А. Ильина с Л.Н. Толстым и Н.А. Бердяевым
7. Метафизика зла. Философские концепции о причине и следствии преступного поведения
8. Сократ о нравственности
9. Время человеческого бытия
10. Познай себя: философия о причинах, побуждающих к аморальности
11. Возможно ли исправление наказанием: философский аспект
12. Проблема личности в философии Иммануила Канта: совместимы ли категории «преступник и личность»
Примерная тематика рефератов
1. Философские школы индуизма.
2. Упанишады: философский анализ.
3. Конфуций как философ, человек и учитель.
4. Философия даосов.
5. Принципы древнекитайской диалектики.
6. Первые философские школы Древней Греции о сущем.
7. Проблема бесконечности в философии элеатов.
8. «Все течет»: стихийная диалектика Гераклита.
9. Онтология Демокрита.
10. Блеск и нищета софистики.
11. Диалектический метод Сократа.
12. Сократические школы.
13. Мир идей Платона.
14. Аристотель о политике и государстве.
15. Чему учили скептики.
16. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев.
17. Легко ли быть стоиком: философия стоицизма.
18. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.
19. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.
20. Мир исламского мистицизма.
21. Николай Кузанский о единстве максимума и минимума.
22. «Опыты» Мишеля де Монтеля о смысле бытия.
23. Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.
24. Философские взгляды Джона Локка.
25. Томас Гоббс и его учение.
26. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.
27. Философские взгляды Мишеля Фуке.
28. Г. Гегель как человек и философ.
29. Философия природы Ф. Шеллинга.
30. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.
31. Феномен человека Тейяра де Шардена.
32. Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.
33. Фридрих Ницше: воля к власти – воля к жизни.
34. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века.
35. Русская идея в осмыслении Н.А. Бердяева.
36. Философия русского космизма.
37. Генезис представлений о пространстве и времени: философский анализ.
38. Диалектико-материалистическая концепция о происхождении сознания.
39. Самосознание в структуре сознания.
40. Загадка религиозного сознания.
41. Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).
42. Роль практики в деятельности человека и познание.
43. Научная рациональность как предмет исследования.
44. Интуиция и ее роль в деятельности психолога и воспитателя.
45. Гипотеза как форма научного познания.
46. Противоречия как движущая сила развития научного познания.
47. Принцип системности.
48. Эволюция учения о причинности.
49. Принцип историзма в философии.
50. Гармония и дисгармония личности.
51. Мальтус и мальтузианство в биологизаторском детерменизме.
52. Социобиологизаторская концепция Зигмунда Фрейда и её последователи.
53. Общественное производство как предмет философского исследования.
54. Сущность духовного производства.
55. Мораль как форма общественного сознания.
56. Демографические проблемы современности.
57. Нация как социальная общность.
58. Российская интеллигенция: философский анализ.
59. Концепция цивилизации Тойнби.
60. Современность как понятие исторического познания.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Понятие философского знания. Соотношение философии и науки.
2. Предмет философии. Роль философии в жизни человека и общества.
3. Предназначение, смысл и функции философии.
4. Понятия онтологии, гносеологии и методологии в философии. Их соотношение и место.
5. Понятие аксиологии, ее значение и смысл.
6. Проблема соотношения бытия и мышления: основной вопрос философии и его мировоззренческое значение.
7. Структура и особенности древневосточной философии.
8. Древнегреческие философские школы о сущем. Учение о первоначале.
9. Проблема бытия в античной философии. Зенон Элейский, Демокрит.
10. Материализм в античной философии. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
11. Идеализм в античной философии. Пифагор, Платон, Аристотель.
12. Софистика. Антропологизация философии. Протагор и Горгий.
13. Философия Сократа. Майевтика, анализ и понятие. «Сократические диалоги» Платона («Апология Сократа», «Лахет», «Менон»).
14. Этические школы античности. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм.
15. Платон, учение об эйдосах и душе.
16. Онтологические идеи Аристотеля. Трактат «Метафизика».
17. Учение Филона Александрийского как первооснова раннехристианской философии.
18. Основные принципы средневековой философии.
19. Проблема «универсалий». Реализм, номинализм и концептуализм.
20. Основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
21. Учение Николая Кузанского: «единое есть все».
22. Френсис Бэкон и разработка индуктивного метода познания. Учение об идолах.
23. Эмпирический метод познания в философии Нового времени (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм).
24. Рационалистический метод познания в философии Нового времени. Рене Декарт.
25. Метафизика и этика Бенедикта Спинозы. Учение о единой субстанции.
26. Монадология Готфрида Лейбница и ее научное значение.
27. Социально-философские идеи Франсуа Вольтера, Шарля Луи Монтескье и Жан-Жака Руссо.
28. Сущность трансцедентально-критической философии Иммануила Канта.
29. Субъективно-идеалистическая система Йогана Фихте.
30. Объективный идеализм Фридриха Шеллинга.
31. Учение Георга Гегеля об Абсолютной идее. Природа, человек и государство в философской системе Гегеля. Диалектика Гегеля.
32. Антропологический материализм и атеизм Людвига Фейербаха. Идея «религии любви».
33. Диалектический материализм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
34. Иррационализм Артура Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».
35. Философия Фридриха Ницше. Идея «переоценки ценностей» и учение о «сверхчеловеке».
36. Позитивизм: общая характеристика, основные этапы эволюции, проблематика и представители.
37. «Философия жизни». Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель и проблемы методологии наук о духе. «Творческая эволюция» Анри Бергсона и «Закат Европы» Освальда Шпенглера.
38. Феноменология Эдмунда Гуссерля.
39. Классический прагматизм. Чарлз Пирс, Уильям Джеймс и Джон Дьюи. Прагматическая концепция истины.
40. Экзистенциализм: основные школы и проблематика. Существование и сущность.
41. Проблема бытия человека в современном обществе. Герберт Маркузе. «Одномерный человек».
42. Структурализм и постструктурализм: общая характеристика. Клод Леви-Стросс, Мишель Фуко, Жак Лакан.
43. Две тенденции в становлении и развитии русской философии. Западничество и славянофильство. Поиски евразийцев.
44. «Философия Всеединства» В.С. Соловьева. Русская религиозная философия.
45. Русский материализм (М.Бакунин, Н. Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ульянов (Ленин)).
46. Интеллектуализм и антиителлектуализм в русской философии.
47. Категория бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия.
48. Развитие представлений о материи в философии.
49. Смысл диалектики. Диалектика и догматизм.
50. Количество, качество, мера. Взаимный переход количественных и качественных изменений.
51. Борьба противоположностей как закономерный момент развития.
61. Сущность диалектического отрицания. Закон отрицания отрицания.
62. Диалектика причинно-следственных связей.
63. Познание как предмет философского анализа. Чувственное и рациональное познание.
64. Понятие истины, заблуждения и лжи в философии.
65. Понятие общества. Общество как система.
66. Социальная сфера жизни общества.
67. Духовная с