Тема 2. Общество как саморазвивающаяся система

1. Общества, его происхождение, структура и источники развития. Понятие «общество» и специфика общественного бытия.

2. Общество и личность. Гражданское общество и правовое государство.

3. Идеалистические концепции исторического развития. Материалистическое понимание истории.

Литература.

1. Новая философская энциклопедия. М., 2000.

2. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Главы 8, 9, 14.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М., 1992.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1997.

7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //См. в книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

9. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркса К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.6-9.

10. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000.

11. Баграбян Г.А. Общество и государство. М., 2000.

12. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

Темы вариативных заданий:

Задание. Доклад по работе Т. Парсонса «Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения».

v Парсонс Т. «Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения» //THESIS. 1993. Т.1. № 2. С. 85 – 123.

Задание. Доклад «Историческая концепция К.Ясперса» по работе Ясперса «Истоки истории и ее цель».

v Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Задание. Сделать доклад и составить глоссарий основных понятий материалистического понимания истории по работе Маркса и Энгельса «Фейербах.

v Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии». М., Политиздат, 1966.

Задание. Долг и ответственность в современной экономической политике. Доклад по книге В. Ойкена «Основные принципы экономической политики» и дискуссия по докладу.

v Ойкен В. Основные принципы экономической политики, М., 1995.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое общество?

2. В чем сущность идеалистического понимания общества?

3. Как определяет сущность общество материализм?

4. В чем сущность натуралистического понимания общества?

5. Какая сфера общественного бытия выступает в качестве фундаментальной, базисной?

6. Что является основой взаимодействия природы и общества?

7. Какие формы взаимодействия общества и личности можно выделить в истории?

8. Какова роль гражданского общества в демократическом обществе?

9. В чем сущность объективно-идеалистического понимания истории?

10. В чем заключается субъективный идеализм в понимании истории? Сформулируйте сущность материалистического понимания истории.

Тема 3. Культура и цивилизация

Понятие и сущность культуры. Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры. Экономическая культура общества.

Понятие "цивилизация", цивилизация и культура. Цивилизационный подход в культурно-исторических исследованиях.

Сравнительный цивилизационный анализ Востока, Запада и России.

Литература.

1. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Гл. 1Х.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3. Данилев­ский Н.Я.. Россия и Европа. М., 1991.

4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: изд-во Ростовск. ун-та, 1979.

5. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //См. в книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

6. Межуев В.М. Культура и история. М., 1979.

7. Новая философская энциклопедия. М., 2000.

8. Культурология / Под редакцией Г.В. Драча, Р/Д., 2003.

9. «Массовая культура» - иллюзии и действительность. М., «Искусство», 1975.

10. Ионин Л.И.Социология культуры. М. , 1996.

11. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. Ростов н/Д., 1993.

12. Формации или цивилизации? Материалы «круглого стола». //Вопросы философии. № 10, 1989.

13. Русская идея. /Сост. М.А. Маслин. М.,»Республика», 1992.

14. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

15. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //См. в книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

16. Амелина Б.Понятие «цивилизация» вчера и сегодня. «Общественные науки и совре­менность», 1992, № 2.

17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? «Полис», 1994, № 1.

18. Культура и цивилизация (лекции по философии). Саранск, 1997.

19. Пономарев В.Д., Попов В.Д., Чичканов В. П. Экономическая культура (сущность, направления развития). М., 1987.

Темы вариативных заданий:

Задание. Доклад «Архетипическое в культуре» по работе К.Юнга «Человек и его символы».

v Юнг К.Человек и его символы. М„ 1997.

Задание. Доклад «М.К.Петров об основных типах культуры» по работе М.К.Петрова «Язык, знак, культура».

v Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Задание. Доклад и дискуссия по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?».

v Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? «Полис», 1994, № 1.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем специфика философского подхода к исследованию культуры?

2. Каковы наиболее значимые концепции культуры?

3. Как взаимодействуют материальный и духовный моменты культуры?

4. Какие формы духовной культуры вы знаете?

5. Можно ли говорить о прогрессе в культуре?

6. Когда появляется термин «цивилизация» и что он означает?

7. Какие основные подходы к изучению цивилизации можно выделить?

8. В чем специфика философского подхода к проблеме развития и взаимодействия цивилизаций?

9. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

10. В чем цивилизационная специфика Российской цивилизации?

Тема 4. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

1. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

2. Глобализация как тенденция развития современного мира.

3. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и классификация.

4. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества.

Литература.

1. Федотова В.Г. Что может и чего не может наука? //Философские науки. 1989. № 12

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

3. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

5. Дынкин А.А. Новый этап НТР. М., 1991.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. НэсбитД., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? М., 1992.

8. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

9. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

10. Новая постиндустиальная волна на Западе. М., 1999.

11. Бестужев-Лада Н.В. Свожу счеты с жизнью. Записки футуролога о прошедшем и приходящем. М.: Алгоритм, 2004.

Темы вариативных заданий:

Задание. Доклад и содоклад по книге Элвина Тоффлера «Третья волна».

v Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Задание. Доклад и содоклад по книге А. Кинга и Б.Шнейдера «Первая глобальная революция Римского клуба». М., 1991.

v Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция Римского клуба. М., 1991.

Задание. Современное человечество как субъект и объект познания.

v Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М., 1975.

Задание. Духовная ситуация начала ХХ1 века.

v Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что характеризует науки как особый вид деятельности?

2. Что такое техника и какую роль она играет в человеческой практике?

3. Как соотносятся понятия научно-технический прогресс и научно-техническая революция?

4. Каковы последствия научно-технической революции?

5. Что такое глобализация и каковы ее объективные предпосылки?

6. Что такое человечество как субъект истории?

7. Каковы потребности, производственные возможности и ресурсы современного человечества?

8. Каковы характерные черты ситуации в мире в начале ХХ1 века?

9. Что угрожает современному человечеству и в чем состоит глобальный кризис нашего времени?

10. Каковы предпосылки выхода из глобального кризиса?

11. Возможно ли и в какой мере предвидение будущего исторического развития человечества?

Система контроля.

Наши рекомендации