Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю первоосновой всемирной истории.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Культура духовная –сфера человеческой деятельности, охватывающая различные сферы духовной жизни человека и общества.

Культура материальная – Сфера человеческой деятельности и результаты этой деятельности; совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культурная норма – правило, точное предписание, образец в области какой либо деятельности или создания каких либо предметов, вещей.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Народонаселение –непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущая на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран и т.п.).

Натурализм –методологический принцип в философии, пытающийся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, ростом народонаселения, биологическими особенностями людей и т.п.).

Наука –сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Общественное бытие – отношения людей к природе и друг к другу, объективно сладывающиеся в процессе производства и воспроизводства ими из непосредстственной материальной жизни.

Общественно-экономическая формация –исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития всемирной истории.

Отчуждение– понятие, характеризующее процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности (как практической, так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто, независимое от людей и господствующее над ними.

Социализация– процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте; универсальный фактор становления и развития личности как субъекта общества и культуры.

Техника -совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Фатализм – философская концепция, согласно которой всемирная история предопределена высшей волей, роком, судьбой.

Футурология - в широком смысле - общая концепция будущего Земли, человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

Экология– наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Эстетика – наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического освоения человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического освоении действительности.

Этика –учение о морали, о нравственности как одной из форм общественногосознания, ее сущности, законах ее развития и роли в общественной жизни.

Семинарские занятия.

Тема 1. Проблема человека и смысл человеческого бытия.

1. Основные научные и философские концепции генезиса человека и общества.

2. Проблема сущности, существования и смысла человеческого бытия.

3. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.

4. Нравственные и правовые ценности. Эстетическая сторона жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Литература.

1. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Феномен человека: Антология. М., 1993.

Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс,1999. Главы V, VΙ, VII.

4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека //Вопросы философии. 1997. № 9.

Франк С.Л. Смысл жизни. //Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1990.

6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //В книге Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

8. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

9. Философия и ценностные формы сознания (Критический анализ буржуазных концепций природы философии). М.: Наука, 1978.

10. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.

11. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

12. Карпов М.М. Смысл жизни. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1994.

Темы вариативных заданий:

Задание. Доклад по главе «Анализ понятия начала истории» книги Б.Ф.Поршнева «О начале человеческой истории».

v Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории» (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.

Задание. Доклад и содоклад по книге Тейяра де Шардена «Феномен человека».

v Тейяр де Шарден. Феномен человека. М, 1987.

Задание. Доклад по статье Э.В. Ильенкова «Что же такое личность?»

v Ильенков Э.В. Что же такое личность? //В книге Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Задание. Доклад и содоклад на тему «Биологическое и социальное в становлении личности: спор между Д.И. Дубровским и Э.В.Ильенковым».

v Дубровский Д.И. Мозг и психика // Вопросы философии № 8, 1968.

v Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопросы философии № 11, 1968.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему для многих философов человек выступает как «тайна»?

2. Каковы основные концепции антропосоциогенеза?

3. Какие основные черты выделяет в сущности человека античность, средневековье, Возрождение, новое время, немецкая классическая философия?

4. Почему Маркс рассматривал человеческую историю как «процесс порождения человека человеческим трудом»?

5. Как соотносится биологическое и социальное в человеке?

6. В чем видит смысл жизни человека религия?

7. Что такое человек, личность, индивид, индивидуальность?

8. Как происходит формирование личности?

9. Когда возникает личность в истории?

10. Каковы основные исторические типы личности? В чем противоречивость свободы личности?

11. В чем сущность кризиса личности на рубеже 20 и 21 веков и каковы пути его преодоления?

12. Как называется раздел философии специально рассматривающий ценностный аспект человеческой жизни?

13. В чем сходство и различие нравственных и правовых норм?

14. В чем специфика искусства и какую роль оно играет в жизни человека и общества?

15. В чем общечеловеческий смысл религиозных ценностей?

16. Как соотносятся религиозные ценности и свобода совести?

Наши рекомендации