Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю первоосновой всемирной истории.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.
Культура духовная –сфера человеческой деятельности, охватывающая различные сферы духовной жизни человека и общества.
Культура материальная – Сфера человеческой деятельности и результаты этой деятельности; совокупность материальных благ, созданных людьми.
Культурная норма – правило, точное предписание, образец в области какой либо деятельности или создания каких либо предметов, вещей.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.
Народонаселение –непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущая на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран и т.п.).
Натурализм –методологический принцип в философии, пытающийся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, ростом народонаселения, биологическими особенностями людей и т.п.).
Наука –сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Общественное бытие – отношения людей к природе и друг к другу, объективно сладывающиеся в процессе производства и воспроизводства ими из непосредстственной материальной жизни.
Общественно-экономическая формация –исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития всемирной истории.
Отчуждение– понятие, характеризующее процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности (как практической, так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто, независимое от людей и господствующее над ними.
Социализация– процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте; универсальный фактор становления и развития личности как субъекта общества и культуры.
Техника -совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
Фатализм – философская концепция, согласно которой всемирная история предопределена высшей волей, роком, судьбой.
Футурология - в широком смысле - общая концепция будущего Земли, человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.
Экология– наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Эстетика – наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического освоения человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического освоении действительности.
Этика –учение о морали, о нравственности как одной из форм общественногосознания, ее сущности, законах ее развития и роли в общественной жизни.
Семинарские занятия.
Тема 1. Проблема человека и смысл человеческого бытия.
1. Основные научные и философские концепции генезиса человека и общества.
2. Проблема сущности, существования и смысла человеческого бытия.
3. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.
4. Нравственные и правовые ценности. Эстетическая сторона жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Литература.
1. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Феномен человека: Антология. М., 1993.
Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс,1999. Главы V, VΙ, VII.
4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека //Вопросы философии. 1997. № 9.
Франк С.Л. Смысл жизни. //Вопросы философии. - 1990. - № 6.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1990.
6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //В книге Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
8. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
9. Философия и ценностные формы сознания (Критический анализ буржуазных концепций природы философии). М.: Наука, 1978.
10. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.
11. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
12. Карпов М.М. Смысл жизни. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1994.
Темы вариативных заданий:
Задание. Доклад по главе «Анализ понятия начала истории» книги Б.Ф.Поршнева «О начале человеческой истории».
v Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории» (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.
Задание. Доклад и содоклад по книге Тейяра де Шардена «Феномен человека».
v Тейяр де Шарден. Феномен человека. М, 1987.
Задание. Доклад по статье Э.В. Ильенкова «Что же такое личность?»
v Ильенков Э.В. Что же такое личность? //В книге Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Задание. Доклад и содоклад на тему «Биологическое и социальное в становлении личности: спор между Д.И. Дубровским и Э.В.Ильенковым».
v Дубровский Д.И. Мозг и психика // Вопросы философии № 8, 1968.
v Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопросы философии № 11, 1968.
Вопросы для самоконтроля.
1. Почему для многих философов человек выступает как «тайна»?
2. Каковы основные концепции антропосоциогенеза?
3. Какие основные черты выделяет в сущности человека античность, средневековье, Возрождение, новое время, немецкая классическая философия?
4. Почему Маркс рассматривал человеческую историю как «процесс порождения человека человеческим трудом»?
5. Как соотносится биологическое и социальное в человеке?
6. В чем видит смысл жизни человека религия?
7. Что такое человек, личность, индивид, индивидуальность?
8. Как происходит формирование личности?
9. Когда возникает личность в истории?
10. Каковы основные исторические типы личности? В чем противоречивость свободы личности?
11. В чем сущность кризиса личности на рубеже 20 и 21 веков и каковы пути его преодоления?
12. Как называется раздел философии специально рассматривающий ценностный аспект человеческой жизни?
13. В чем сходство и различие нравственных и правовых норм?
14. В чем специфика искусства и какую роль оно играет в жизни человека и общества?
15. В чем общечеловеческий смысл религиозных ценностей?
16. Как соотносятся религиозные ценности и свобода совести?