Тесты рубежного контроля для модуля 2

1. Бытие – это …

a. объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания;

b. философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей;

c. философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

2. Материя – это …

a. философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

b. система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

c. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

3. Движение – это …

a. существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;

b. характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

c. понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.

4. Понятие сознания у Р. Декарта:

a. замкнутый в себе внутренний мир;

b. идеальный мир, открытый материальному, но не сводимый к нему;

c. продукт материи.

5. Соотношение сознания и мозга:

a. материальная работа мозга обусловливает сознание;

b. сознание обусловливает материальную работу мозга;

c. сознание и мозг не взаимообусловлены.

6. Самосознание присутствует в двух основных модусах:

a. самопознание и самооценка;

b. саморегуляция и саморазвитие;

c. самопознание и саморегуляция.

7. Идеальное – это …

a. отражение действительности в формах духовной деятельности;

b. субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека;

c. оба ответа верны.

8. Главный вопрос гносеологии?

a. об истине;

b. о первоначале;

c. о смысле жизни.

9. Основные категории сферы бытия:

a. качество, количество, мера;

b. бытие, сущность, понятие;

c. всеобщее, особенное, единичное.

10. Диалектика и метафизика противопоставляются как методы по отношению к:

a. проблеме противоречия;

b. проблеме методологического единства естественнонаучного и гуманитарного знания;

c. проблеме человеческой экзистенции.

11. Движение познания от частного к общему?

a. Индукция;

b. Дедукция;

c. Редукция;

d. Трансдукция.

12. Методами эмпирического исследования являются (несколько вариантов ответа):

a. Аксиоматизация;

b. Формализация;

c. Измерение;

d. Описание;

e. Сравнение.

13. Какие из названых методов являются философскими? (несколько вариантов ответов).

a. Аксиоматический;

b. Диалектический;

c. гипотетико-дедуктивный;

d. метафизический;

e. идеографический;

f. Номотетический.

14. Онтология это -

a. учение о бытии;

b. учение о морали;

c. учение о Божественном предопределении;

d. теория познания.

15.Раздел философии, изучающий познание, называется:

аксиология;

онтология;

гносеология;

парапсихология.

16.С точки зрения диалектического материализма «материя» – это …

a. философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

b. система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

c. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта;

d. единый вещественный субстрат (огонь, вода, воздух и т.п.).

17.Живая природа имеет два уровня:

механический и биологический;

биологический и социальный;

электромагнитный и планетарный;

социальный и метагалактический.

18.Какие формы движения материи выделил Ф. Энгельс:

a. физическая, химическая, биологическая, социальная;

b. атомная, энергетическая, механическая;

c. механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная;

d. механическая, физическая, энергетическая, биологическая, социальная, геологическая, кибернетическая, процессы микромира.

19.Диалектический материализм считает что движение и покой

a. это коррелятивные понятия, никак не связанные между собой;

b. исключающие друг друга (альтернативные) состояния объектов;

c. все их изменения сводимы к количественным;

d. взаимосвязанные состояния, способы существования материальных объектов.

20.Одно из основных свойств времени:

a. однонаправленность и необратимость;

b. неисчерпаемость;

c. бесконечность и исчерпаемость;

d. обратимость положения объекта.

21.Пространство и время – характеристики надмирового духовного первоначала, так считают

a. субъективные идеалисты;

b. метафизические материалисты;

c. объективные идеалисты;

d. диалектические материалисты.

22.Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальных метод мышления и действия - это

a. метафизика;

b. диалектика;

c. агностика;

d. персонализм.

23.Формы мышления (логические формы):

a. понятие, суждение, умозаключение;

b. проблема, гипотеза, теория;

c. ощущение, восприятие, представление;

d. истина и заблуждение.

24.Формы чувственного познания:

a. понятие, суждение, умозаключение;

b. проблема, гипотеза, теория;

c. ощущение, восприятие, представление;

d. истина и заблуждение;

25.Суждение - это

a. форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи, отношения;

b. форма мышления, посредством которой из раннее установленного знания выводится новое знание;

c. форма знания, содержанием которой является то, что нужно познать;

d. форма мышления, отражающая общие закономерности, связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

26.Форма мышления, отражающая общие закономерности, связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях - это

a. понятие;

b. суждение;

c. умозаключение;

d. рассудок.

4.2. Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю:

Подмодуль 1 «Бытие».

1. Что изучает онтология?

2. Что такое бытие?

3. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?

4. Как Парменид доказывает, что бытие есть, а небытия нет?

5. Что такое сущностное определение материи?

6. В чем различие философского и естественнонаучного определения материи?

7. Какова структурная организация материи?

8. Какие бывают типы материальных систем?

9. Что такое движение?

10. Какие признаки лежат в основе выделения пяти основных форм движения материи?

11. Что такое время?

12. Что такое пространство?

13. В чем специфика субстанциональная и реляционная концепции времени и пространства?

14. Каковы основные характеристики пространства и времени?

Подмодуль 2 «Сознание».

1. Что такое сознание?

2. Какие основные функции сознания?

3. Каковы элементы структуры сознания?

4. Какие существуют традиции в рассмотрении природы сознания в истории философии?

5. Что такое идеальное?

6. Как соотносится идеальное, субъективная реальность и сознание в концепции Д.И. Дубровского?

7. Как связано идеальное и деятельность в концепции Э.В. Ильенкова?

8. Как соотносится идеал и идеальное в концепции М.А. Лифшица?

9. Какие существуют концепции бессознательного?

10. Как связано сознание и бессознательное?

11. Какие существуют уровни и формы сознания?

12. В чем специфика самосознания?

Подмодуль 3 «Познание».

1. Что такое субъект и объект познания?

2. В чем отличие разума и рассудка?

3. Какие существуют виды знания?

4. В чем отличие чувственного и рационального познание?

5. Почему истина понимается как процесс?

6. Каковы основные характеристики истины?

7. Какие существуют критерии истинности?

8. Как соотносятся вера и знание?

Подмодуль 4 «Диалектика».

1. Что такое диалектика?

2. Какова структура диалектики?

3. Основные категории диалектики.

4. Раскройте содержание законов диалектики.

5. Что такое закон?

6. Что такое закономерность?

7. Что такое прогресс и регресс?

8. Что такое эволюция и революция?

9. Как понимается скачок в диалектике?

10. В чем суть двойного отрицания?

11. Что такое внутренние и внешние противоречия?

12. Каковы основные принципы диалектики?

Подмодуль «Методология».

1. Как понимается методология?

2. Что такое метод?

3. Каковы основные признаки метода?

4. В чем сходство и различие естественнонаучной, социально-гуманитарной и философской ориентации методологических подходов?

5. Что составляет объективную и субъективную стороны метода?

6. Что такое «методологическая культура», «методологический негативизм» и «методологическая эйфория»?

7. По каким основаниям возможна классификация методов?

8. Каким образом мы отличаем эмпирический уровень научного исследования от теоретического?

9. Как соотносятся эмпирический и теоретический с чувственным и рациональным?

10. Какие виды наблюдения бывают?

11. Основные функции и недостатки наблюдения?

12. В чем состоят особенности эксперимента?

13. Какие бывают виды эксперимента?

14. К какому уровню научного исследования относится мысленный эксперимент?

15. Каково значение формализации в научном познании?

16. Какова функция абстрагирования?

17. В чем состоит ограниченность абстракции?

18. Какие бывают виды индукции?

19. В чем отличие моделирования от искусственного воспроизведения и эксперимента?

Заключительное семинарское занятие модуля реализует Промежуточный рейтинг-контроль, проводится в форме тестирования (примеры тестов даны в п. 4.1.).

4.4. Индивидуальные собеседования для пропустивших занятия студентов. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому подмодулю.

Подмодуль 1 «Бытие».

1. Какова роль понятия бытия в философии?

2. Философское понятие материи.

3. Что такое атрибуты Универсума?

3. Расскажите о движении, пространстве и времени.

4.4.2. Подмодуль 2 «Сознание».

1. Определение сознания.

2. Структура и функции сознания.

3. Проблема идеального в отечественной философии.

Подмодуль 3 «Познание».

1. Уровни познания.

2. Структура познавательного процесса.

3. Понятие истины и ее критерии.

4. Как соотносятся знание и вера?

Подмодуль 4 «Диалектика».

1. Структура диалектики.

2. Законы диалектики.

3. Принципы диалектики.

Подмодуль 5 «Методология».

1. Метод и методология.

2. Классификации методов.

3. Специфика методов эмпирического и теоретического уровней научного исследования.

4.5. Метод вычисления индивидуального рейтинга:

Максимальный рейтинг в предложенном раскладе будет складываться из следующих видов работ:

  Вид работ Рейтинговый балл всего
Обязательная часть Посещение лекций 0,5*(5+1срс)
Посещение семинаров 0,5*(5+1срс)
Участие в вопросно-ответной процедуре 1*5
Промежуточный рейтинг-контроль До 2
Всего     До 13
Вариативная часть Составление глоссария До 3  
Подготовка доклада (реферата), письменной учебной рецензии на философское произведение До 4  
Ответы докладчика на вопросы До 1  
Анализ отрывка философского текста До 2  
Рецензирование, оппонирование докладчику До 2  
Индивидуальные отработки (не требуются при полном посещении) 1*5
Всего    
Всего     23 балла при одноразовой реализации каждого из видов работ

Вопросы модуля, выносимые в зачет (экзамен).

1. Бытие как философская категория. Учение о бытии в истории философии. Основные формы бытия.

2. Философское и естественнонаучное представление о материи. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

3. Представления о движении в истории философии. Формы движения материи.

4. Представления о пространстве и времени в истории философии. Основные характеристики пространства и времени.

5. Бытие природы. Человек и природа.

6. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

7. Происхождение и сущность сознания. Структура и функции сознания.

8. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

9. Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального познания.

10. Учения об истине в истории философии. Истина как процесс. Критерий истины.

11. Наука. Проблема периодизации истории науки.

12. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

13. Специфика научного знания. Критерии научности.

14. Научный метод и методология. Классификация методов.

СРС

  Тема Формы контроля Количество часов
Бытие природы. Человек и природа. Реферат
Научное познание. Коллоквиум

Занятие 1.Бытие природы. Человек и природа.

1. Природа как материальная основа жизни человека и общества.

2. Исторические формы отношения человека к природе.

3. Структура природы, ее системные элементы и уровни.

4. Отличие законов природы от законов общества.

5. Феномен ноосферы.

6. Экологический кризис, его последствия и перспективы преодоления.

Литература

1. Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005. Л. 49.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. М.: ИПЛ, 1990. Ч. II. Гл. II, гл. 8.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. М.: Логос, 2002. Гл. 2, 5.

4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов вузов. М., 1998. Ч. II, гл. V, разд. 1, 3, 4, 5.

5. Общество и природа. (Проблемы взаимодействия общества и природы). М.: Изд-во МГУ 1981.

Темы вариативных заданий

Наши рекомендации