Тесты рубежного контроля для модуля 2
1. Бытие – это …
a. объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания;
b. философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей;
c. философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
2. Материя – это …
a. философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;
b. система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;
c. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
3. Движение – это …
a. существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;
b. характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;
c. понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.
4. Понятие сознания у Р. Декарта:
a. замкнутый в себе внутренний мир;
b. идеальный мир, открытый материальному, но не сводимый к нему;
c. продукт материи.
5. Соотношение сознания и мозга:
a. материальная работа мозга обусловливает сознание;
b. сознание обусловливает материальную работу мозга;
c. сознание и мозг не взаимообусловлены.
6. Самосознание присутствует в двух основных модусах:
a. самопознание и самооценка;
b. саморегуляция и саморазвитие;
c. самопознание и саморегуляция.
7. Идеальное – это …
a. отражение действительности в формах духовной деятельности;
b. субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека;
c. оба ответа верны.
8. Главный вопрос гносеологии?
a. об истине;
b. о первоначале;
c. о смысле жизни.
9. Основные категории сферы бытия:
a. качество, количество, мера;
b. бытие, сущность, понятие;
c. всеобщее, особенное, единичное.
10. Диалектика и метафизика противопоставляются как методы по отношению к:
a. проблеме противоречия;
b. проблеме методологического единства естественнонаучного и гуманитарного знания;
c. проблеме человеческой экзистенции.
11. Движение познания от частного к общему?
a. Индукция;
b. Дедукция;
c. Редукция;
d. Трансдукция.
12. Методами эмпирического исследования являются (несколько вариантов ответа):
a. Аксиоматизация;
b. Формализация;
c. Измерение;
d. Описание;
e. Сравнение.
13. Какие из названых методов являются философскими? (несколько вариантов ответов).
a. Аксиоматический;
b. Диалектический;
c. гипотетико-дедуктивный;
d. метафизический;
e. идеографический;
f. Номотетический.
14. Онтология это -
a. учение о бытии;
b. учение о морали;
c. учение о Божественном предопределении;
d. теория познания.
15.Раздел философии, изучающий познание, называется:
аксиология;
онтология;
гносеология;
парапсихология.
16.С точки зрения диалектического материализма «материя» – это …
a. философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;
b. система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;
c. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта;
d. единый вещественный субстрат (огонь, вода, воздух и т.п.).
17.Живая природа имеет два уровня:
механический и биологический;
биологический и социальный;
электромагнитный и планетарный;
социальный и метагалактический.
18.Какие формы движения материи выделил Ф. Энгельс:
a. физическая, химическая, биологическая, социальная;
b. атомная, энергетическая, механическая;
c. механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная;
d. механическая, физическая, энергетическая, биологическая, социальная, геологическая, кибернетическая, процессы микромира.
19.Диалектический материализм считает что движение и покой
a. это коррелятивные понятия, никак не связанные между собой;
b. исключающие друг друга (альтернативные) состояния объектов;
c. все их изменения сводимы к количественным;
d. взаимосвязанные состояния, способы существования материальных объектов.
20.Одно из основных свойств времени:
a. однонаправленность и необратимость;
b. неисчерпаемость;
c. бесконечность и исчерпаемость;
d. обратимость положения объекта.
21.Пространство и время – характеристики надмирового духовного первоначала, так считают
a. субъективные идеалисты;
b. метафизические материалисты;
c. объективные идеалисты;
d. диалектические материалисты.
22.Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальных метод мышления и действия - это
a. метафизика;
b. диалектика;
c. агностика;
d. персонализм.
23.Формы мышления (логические формы):
a. понятие, суждение, умозаключение;
b. проблема, гипотеза, теория;
c. ощущение, восприятие, представление;
d. истина и заблуждение.
24.Формы чувственного познания:
a. понятие, суждение, умозаключение;
b. проблема, гипотеза, теория;
c. ощущение, восприятие, представление;
d. истина и заблуждение;
25.Суждение - это
a. форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи, отношения;
b. форма мышления, посредством которой из раннее установленного знания выводится новое знание;
c. форма знания, содержанием которой является то, что нужно познать;
d. форма мышления, отражающая общие закономерности, связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.
26.Форма мышления, отражающая общие закономерности, связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях - это
a. понятие;
b. суждение;
c. умозаключение;
d. рассудок.
4.2. Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю:
Подмодуль 1 «Бытие».
1. Что изучает онтология?
2. Что такое бытие?
3. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?
4. Как Парменид доказывает, что бытие есть, а небытия нет?
5. Что такое сущностное определение материи?
6. В чем различие философского и естественнонаучного определения материи?
7. Какова структурная организация материи?
8. Какие бывают типы материальных систем?
9. Что такое движение?
10. Какие признаки лежат в основе выделения пяти основных форм движения материи?
11. Что такое время?
12. Что такое пространство?
13. В чем специфика субстанциональная и реляционная концепции времени и пространства?
14. Каковы основные характеристики пространства и времени?
Подмодуль 2 «Сознание».
1. Что такое сознание?
2. Какие основные функции сознания?
3. Каковы элементы структуры сознания?
4. Какие существуют традиции в рассмотрении природы сознания в истории философии?
5. Что такое идеальное?
6. Как соотносится идеальное, субъективная реальность и сознание в концепции Д.И. Дубровского?
7. Как связано идеальное и деятельность в концепции Э.В. Ильенкова?
8. Как соотносится идеал и идеальное в концепции М.А. Лифшица?
9. Какие существуют концепции бессознательного?
10. Как связано сознание и бессознательное?
11. Какие существуют уровни и формы сознания?
12. В чем специфика самосознания?
Подмодуль 3 «Познание».
1. Что такое субъект и объект познания?
2. В чем отличие разума и рассудка?
3. Какие существуют виды знания?
4. В чем отличие чувственного и рационального познание?
5. Почему истина понимается как процесс?
6. Каковы основные характеристики истины?
7. Какие существуют критерии истинности?
8. Как соотносятся вера и знание?
Подмодуль 4 «Диалектика».
1. Что такое диалектика?
2. Какова структура диалектики?
3. Основные категории диалектики.
4. Раскройте содержание законов диалектики.
5. Что такое закон?
6. Что такое закономерность?
7. Что такое прогресс и регресс?
8. Что такое эволюция и революция?
9. Как понимается скачок в диалектике?
10. В чем суть двойного отрицания?
11. Что такое внутренние и внешние противоречия?
12. Каковы основные принципы диалектики?
Подмодуль «Методология».
1. Как понимается методология?
2. Что такое метод?
3. Каковы основные признаки метода?
4. В чем сходство и различие естественнонаучной, социально-гуманитарной и философской ориентации методологических подходов?
5. Что составляет объективную и субъективную стороны метода?
6. Что такое «методологическая культура», «методологический негативизм» и «методологическая эйфория»?
7. По каким основаниям возможна классификация методов?
8. Каким образом мы отличаем эмпирический уровень научного исследования от теоретического?
9. Как соотносятся эмпирический и теоретический с чувственным и рациональным?
10. Какие виды наблюдения бывают?
11. Основные функции и недостатки наблюдения?
12. В чем состоят особенности эксперимента?
13. Какие бывают виды эксперимента?
14. К какому уровню научного исследования относится мысленный эксперимент?
15. Каково значение формализации в научном познании?
16. Какова функция абстрагирования?
17. В чем состоит ограниченность абстракции?
18. Какие бывают виды индукции?
19. В чем отличие моделирования от искусственного воспроизведения и эксперимента?
Заключительное семинарское занятие модуля реализует Промежуточный рейтинг-контроль, проводится в форме тестирования (примеры тестов даны в п. 4.1.).
4.4. Индивидуальные собеседования для пропустивших занятия студентов. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому подмодулю.
Подмодуль 1 «Бытие».
1. Какова роль понятия бытия в философии?
2. Философское понятие материи.
3. Что такое атрибуты Универсума?
3. Расскажите о движении, пространстве и времени.
4.4.2. Подмодуль 2 «Сознание».
1. Определение сознания.
2. Структура и функции сознания.
3. Проблема идеального в отечественной философии.
Подмодуль 3 «Познание».
1. Уровни познания.
2. Структура познавательного процесса.
3. Понятие истины и ее критерии.
4. Как соотносятся знание и вера?
Подмодуль 4 «Диалектика».
1. Структура диалектики.
2. Законы диалектики.
3. Принципы диалектики.
Подмодуль 5 «Методология».
1. Метод и методология.
2. Классификации методов.
3. Специфика методов эмпирического и теоретического уровней научного исследования.
4.5. Метод вычисления индивидуального рейтинга:
Максимальный рейтинг в предложенном раскладе будет складываться из следующих видов работ:
Вид работ | Рейтинговый балл | всего | |
Обязательная часть | Посещение лекций | 0,5*(5+1срс) | |
Посещение семинаров | 0,5*(5+1срс) | ||
Участие в вопросно-ответной процедуре | 1*5 | ||
Промежуточный рейтинг-контроль | До 2 | ||
Всего | До 13 | ||
Вариативная часть | Составление глоссария | До 3 | |
Подготовка доклада (реферата), письменной учебной рецензии на философское произведение | До 4 | ||
Ответы докладчика на вопросы | До 1 | ||
Анализ отрывка философского текста | До 2 | ||
Рецензирование, оппонирование докладчику | До 2 | ||
Индивидуальные отработки (не требуются при полном посещении) | 1*5 | ||
Всего | |||
Всего | 23 балла при одноразовой реализации каждого из видов работ |
Вопросы модуля, выносимые в зачет (экзамен).
1. Бытие как философская категория. Учение о бытии в истории философии. Основные формы бытия.
2. Философское и естественнонаучное представление о материи. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
3. Представления о движении в истории философии. Формы движения материи.
4. Представления о пространстве и времени в истории философии. Основные характеристики пространства и времени.
5. Бытие природы. Человек и природа.
6. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
7. Происхождение и сущность сознания. Структура и функции сознания.
8. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
9. Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального познания.
10. Учения об истине в истории философии. Истина как процесс. Критерий истины.
11. Наука. Проблема периодизации истории науки.
12. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
13. Специфика научного знания. Критерии научности.
14. Научный метод и методология. Классификация методов.
СРС
Тема | Формы контроля | Количество часов | |
Бытие природы. Человек и природа. | Реферат | ||
Научное познание. | Коллоквиум |
Занятие 1.Бытие природы. Человек и природа.
1. Природа как материальная основа жизни человека и общества.
2. Исторические формы отношения человека к природе.
3. Структура природы, ее системные элементы и уровни.
4. Отличие законов природы от законов общества.
5. Феномен ноосферы.
6. Экологический кризис, его последствия и перспективы преодоления.
Литература
1. Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005. Л. 49.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. М.: ИПЛ, 1990. Ч. II. Гл. II, гл. 8.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. М.: Логос, 2002. Гл. 2, 5.
4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов вузов. М., 1998. Ч. II, гл. V, разд. 1, 3, 4, 5.
5. Общество и природа. (Проблемы взаимодействия общества и природы). М.: Изд-во МГУ 1981.
Темы вариативных заданий