Химии и химических технологий
47. Технологии и наука.
48. Технологии и общество.
49. Технонаука и социальные последствия техники.
50. Проблемы гармонизации техносферы и биосферы.
51. Социально-экологические проблемы нефтегазового комплекса.
52. Этические проблемы нефтегазового комплекса.
53. Эволюция представлений о природе. Идея нового диалога с природой.
54. Химик-природа и химик-человек.
55. Принцип красоты в науке.
56. Биоэстетика и эстетика промышленных технологий.
57. Социальная экология и ее принципы.
58. Экологическая этика.
59. Экологический дизайн.
60. Нанотехнологии: мировоззренческие, методологические и социальные проблемы.
61. Конвергентные технологии. Проблема сближения гуманитарных наук и технологий.
62. Актуальные проблемы химии, имеющие мировоззренческое значение. Природа межатомных и межмолекулярных связей, природа катализа и пр..
63. Химия живого: гипотезы и перспективы.
64. Биохимические технологии: проблемы и перспективы.
65. Биология и химия: проблема редукции.
66. Естественнонаучные аспекты исследования мозга и сознания.
67. Биохимические маркеры состояний организма и психики. Психология и химия: проблема редукции.
68. Медицина и химия: естественное и искусственное.
69. Концепции космического происхождения вещества. Астрохимия.
Примерные вопросы к экзамену
1. Философия науки: предмет и основные понятия.
2. Наука как система знаний, социальный институт, сфера культуры. Внешние и внутренние факторы изучения науки.
3. Наука как социальный институт. Наука и власть.
4. Функции точных, естественных, социогуманитарных, технических наук.
5. Структура научного исследования: теоретический, эмпирический, метатеоретический уровни.
6. Теоретический уровень научного исследования. Соотношение теории и факта.
7. Эмпирический уровень научного исследования. Понятие научного факта. Особенности инструментальной работы.
8. Основания науки: идеалы и нормы, картина мира, философские основания науки.
9. Методы научного исследования. Формализация. Идеализация. Абстрагирование.
10. Дедукция и индукция как общенаучные методы. Метод аналогии.
11. Химия как наука и как технология. Химия как феномен культуры.
12. Идеализации в химии.
13. Три рациональные революции в культуре (Античность, Новое время, рубеж XIX-XX вв.)
14. Особенности знания и техники в древних цивилизациях. Химические технологии в Древнем Египте.
15. Натурфилософия античности. Первая рациональная революция в культуре. Идеалы античной науки. «Технэ».
16. Познавательные традиции в средневековье.
17. Технические ремесла, алхимия, ятрохимия как предшественники химии.
18. Роль Парацельса, Р.Бойля, А.Лавуазье, Дантона в становлении химии.
19. Зарождение научной методологии в Новое время (Р.Дэкарт, Ф.Бэкон). Новая роль техники. Зарождение идей техногенной цивилизации.
20. Зарождение классического естествознания в Новое время. Следствия научной революции Нового времени (И.Ньютон).
21. Установки и принципы классического естествознания.
22. Установки и принципы неклассического естествознания.
23. Становление дисциплинарно-организованной науки в XIXв. Научные открытия и теории в химии.
24. Постнеклассическая наука. Исследование сложных, динамических, эволюционирующих систем. Синергетика. Методологическое значение реакции Белоусова-Жаботинского.
25. Понимание природы в древних цивилизациях, в Средние века, в Новое время, в техногенной цивилизации.
26. Технологии и общество. Нанотехнологии. Конвергентные технологии. Понятие технонауки.
27. Понятие техносферы. Проблема гармонизации техносферы и биосферы.
28. Социальная оценка техники. Принцип предупреждения. Принцип участия.
29. Этика науки. Экологическая этика. Биоэтика. Трансдисциплинарная парадигма.
30. Философские представления о материи. Материя как субстрат, как движущая сила, как пространство. Понятие атома в античности. Натурфилософское учение о стихиях. Феноменологическое определение материи.
31. Естественнонаучные представления о материи. Вещество, энергия, информация. Обычная (барионная) материя, темное вещество, темная энергия. Структурные уровни материальной организации.
32. Реальное (объективное), модельное и психическое (субъективное) пространство и время.
33. Субстанциальный и реляционный подход к пониманию пространства и времени.
34. Статическая и динамическая концепции времени. Понятие жизненного цикла.
35. Современные представления о Вселенной и космической эволюции. Стандартная модель Большого Взрыва. Антропный принцип.
36. Современные представления о солнце. Влияние солнечных и космических излучений на земную жизнь.
37. Концепция глобального эволюционизма.
Домашнее задание: «Человек и прибор»
Дайте ответы на следующие вопросы.
1. С какими приборами вам приходится работать?
2. В чем специфика работы с приборами в вашей специальности?
3. Каковы проблемы процедуры измерения и как они решаются?
4. Укажите типы эксперимента в вашей области знаний.
5. Как проходит подготовка эксперимента?
6. Что такое интерпретация? Как решается проблема интерпретации в экспериментальной работе?
7. Если сможете, приведите примеры непредсказуемых случаев в экспериментальной работе.
8. Какую роль играет математическое моделирование на эмпирическом уровне научного исследования?
9. Как решается проблема работы с усредненными величинами?
10. Каково соотношение роли человека и прибора в принятии решения?
11. Кому можно больше доверять человеку-прибору (с его органами чувств) или техническому устройству?
12. Как решается проблема соотнесенности идеального (модельного) эксперимента с реальными процессами?
13. Что понимают под решающим экспериментом?
14. Каковы, на ваш взгляд, серьезные проблемы эмпирического уровня научного исследования?
Тема Вашей магистерской диссертации. Какие методы исследования предполагается использовать в ходе реализации поставленных задач?