Основные концепции субъекта (полный)
Субъект и объект познания.
Субъект и объект познания есть раздвоение единого мира в познавательном процессе. Это означает, что понятия «субъект» и «объект» существуют нераздельно. Субъектом познания считается постигающая мир мыслящая, творческая личность, группа ученых и т.д. Поскольку познание возможно лишь на основе уже имеющихся знаний, субъектом его может считаться и общество в целом. В конечном счете, главным познающим субъектом - источником познания природы и общества, а также «производителем» мудрости - считается все человечество. Отсюда следует, что субъектом познания может называться любой источник активного исследования окружающего мира -творящий и созидающий человек или социальная группа. Познающий субъект не является неким пассивным созерцателем мира вещей, предметов и явлений природы, «совокупным сознанием», автоматически отражающим общественные процессы,
- он всегда активный познающий деятель, постоянно ищущий объект для своего воздействия в целях его постижения. Со времен И. Канта под субъектом познания понимают активное сознание, или творящий дух.
Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук -биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект представляют люди и результаты их деятельности, субъект - тоже люди. Поэтому понятия «субъект» и «объект» в принципе соотносятся. Субъект - активно действующее в познании творческое начало. Объект - то, что противостоит субъекту и на что, собственно, направлена его познавательная деятельность. Это фрагменты действительности, которые оказались в центре внимания исследователя. Проще говоря, объектами познания являются те факты, которые исследует познающий: человек, его здоровье и болезни или вторичные продукты человеческой жизнедеятельности - философии, медицины, искусства, религии и т.д. Подчеркнем, что объектом познания является лишь та часть объективной реальности, которая включена в исследовательскую деятельность субъекта. В сфере познавательной деятельности субъект и объект в принципе не могут существовать друг без друга. Познание - это целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта во имя получения знания. Нет сомнения в том, что знание по своей природе - это человеческий феномен. Оно всегда принадлежит субъективному миру индивида. Но в нем в идеальной форме содержится объективный мир. Правда, субъект может быть и объектом для самого себя, то есть он может сознавать свою собственную способность к познанию.
Субъект и объект противостоят друг другу как познание (постижение) и познаваемое (постигаемое). Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и как бы переносит его на свою собственную орбиту, при этом определенные моменты объекта отображаются в субъекте. Следовательно, сама познавательная деятельность и ее результаты содержат в себе и субъективное (то, что зависит от субъекта), и объективное (то, что определяется самим объектом и никак не зависит от субъекта). Фрагменты бытия, оказавшись в центре внимания познающей мысли субъекта, составляют ее объект и становятся в некотором смысле «собственностью» субъекта, вступая с ним в некие субъективно-объективные отношения. Объекты всегда противостоят субъекту как существующие в природе предметы, вещи и явления, а также внутренние и внешние взаимосвязи, которые складываются между ними. Объектом познания является и общество, общественные процессы, свойства и отношения. Нередко им становится и сам человек, находящийся в состоянии рефлексии (самосознание). Следует отметить, что в качестве объекта познания выступает не вся реальность мира, а только та его часть, с которой осознанно и заинтересованно взаимодействует субъект познания. При этом ни в коем случае нельзя отождествлять объект познания с его предметом, который является только некой частью объекта.
Предмет познания - это зафиксированные в жизненном опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенно заданной целью в конкретных условиях бытия и обстоятельствах жизни. Предмет познания указывает на нетривиальный характер формирования самого объекта. Последний должен быть сознательно и целенаправленно выявлен из множества фрагментов объективного бытия и представлен в форме конкретной познавательной задачи. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, включенного в научное или какое-либо другое исследование. Так, например, объектом познания в анатомии и физиологии являются все живые организмы, в то время как предмет первой составляет их строение, а второй - их функционирование. Следовательно, объект познания входит в науку через конкретный предмет исследования. Короче говоря, предмет познания - это определенное видение проблемы исследования и понимание объекта познания. Таким образом, под предметом познания понимают абсолютно все, о чем можно мыслить или высказывать суждения.
Субъект познания имеет социальную природу. В широком смысле слова субъект есть само общество. Последнее рассматривается как своего рода «общественный человек», усвоивший достижения материальной и духовной культуры. Субъектом познания может быть коллектив ученых, социальная группа и т.п. Как универсальный познающий субъект общество объединяет субъекты всех уровней и видов, поколений и интересов. Но при этом оно осуществляет познание мира через индивидов - ученых, художников, мыслителей. Таким образом, субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект -это не какая-то абстрактная личность (коллектив или общество), а конкретный исторический фактор, познавательная деятельность которого обусловлена определенными условиями развития науки, философии, общим уровнем культуры людей. То, что должно быть познано, является для субъекта, стремящегося понять объект, то есть для активного сознания, неисчерпаемым. Это обстоятельство и направляет познавательный процесс, в который включается вся субъективно-творческая деятельность человечества, но прежде всего - чувственная и рациональная ступени его научного познания. С этой точки зрения, всякое познание есть постижение субъектом всех видов и форм отношений между ним и объектом.
Определяя ведущее значение общества, нельзя недооценивать и роль отдельной творческой личности. Общество познает мир и себя в нем только через конкретных людей. В этом контексте субъект познания - сложнейшая система, компонентами которой являются отдельные личности, занятые в различных сферах духовного и материального творчества.
Субъект как единство чувственного и рационального воздействия на объект есть не что иное, как творческое начало, которое порождает естественный познавательный процесс в мире вещей, предметов и явлений. В субъектно-объектных отношениях обнаруживаются внутренние связи и зависимости между предметами и явлениями мира, что получает выражение в виде законов и закономерностей. Субъектно-объектные отношения возникают на чувственном и на рациональном уровнях познания. Процесс поиска истины на теоретическом уровне не является строго рациональным. Конечно, перед научным открытием важно рациональное воображение: создание образов и формулирование понятий.
Схематично структуру научного познания можно представить следующим образом: эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент → модельный эксперимент → научная фиксация результатов эмпирических исследований → эмпирическое обобщение с использованием теоретического знания → создание образа → формулирование гипотезы → проверка ее на опыте → создание новых понятий → выведение закона → проверка его в практике → в случае необходимости разработка новой или дополнительной гипотезы.
В подобном понимании субъектно-объектного познавательного процесса формируется и принципиально новый, культурологический тип рациональности, который выходит за рамки собственно научной рациональности. Исходя из этого, рациональность определяется уже не только фактом научности и строгой логичности, что было характерно для классического типа теоретического исследования. Необходимо учитывать личностный характер ученого, проявляющийся в познании мира и общества, факторы нравственности, этичности, эстетичности, психологичности, практичности, оценка которых осуществляется с позиций уже не только научного мышления, но и иных форм, каковыми могут быть и интуиция, и искусство, и религия. В целом существо современного культурно-исторического типа рациональности (мыслительности) можно выразить известной триединой формулой, предложенной еще античными мыслителями: «Истина, Добро, Красота». Сегодня не мешало бы добавить: и Любовь.
Таким образом, современная субъектно-объектная рациональность органично вплетена в эмпирическое (опытное) познание бытия.
40. Основные концепции субъекта (шпора)
Субъе́кт (лат.subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) — носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидирован ная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].
Основные концепции субъекта:
· Психологический субъект (изолированный субъект). В данной концепции субъект напрямую отождествляется с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневно-реалистическому опыту и наиболее распространена. В рамках данной концепции познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта — того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.
· Трансцендентальный субъект. Данная концепция утверждает, что существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур. Его выявление составляет важную часть всей теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И.Канту
· Коллективный субъект практически реализуется посредством совместных усилий многих индивидуальных психологических субъектов. Такой субъект не сводится к простой сумме индивидуальных субъектов и относительно от них автономен. Примером подобного субъекта может служить научно-исследовательский коллектив, профессиональное сообщество или даже человеческое общество в целом.
Субъект познания
Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта[3].
Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемые непосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны, являясь актом сознания и самосознания. Как акт сознания, оно даёт нам знать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем перед собой — стол, стул, чернильницу, перо или что-то другое. Как акт самосознания, оно говорит нам, что, видя, например, стол, мы спокойно созерцаем, а не находимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бывают всюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковой ясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда — акт созерцания, смотря по тому, на что бывает обращено наше внимание. Познание своё мы начинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел; поэтому и свои обнаружения душевные первоначально мы познаем не в чистом виде, а в связи с телесными явлениями. Изучая тела, мы выделяем из них одно, нераздельно связанное с нами. Мы замечаем, что это тело является в своём роде единственным. В отличие от других тел оно не покидает нас никогда. Прикосновение к нему чего-либо постороннего мы не только видим, но и испытываем. Перемены его являются в нашей жизни событиями, приятно или неприятно волнующими наше существо. Через него мы исполняем свои хотения; хотим мы что-нибудь приблизить к себе — приближаем к нему, хотим удалить от себя — удаляем от него. В результате у нас слагается убеждение, что тело и мы составляем одно, что его состояния — наши состояния, его движения — наши действия. На этой ступени самопознания мы отождествляем заботы о себе с заботами о своём теле. Мало-помалу у нас развивается способность отвлечения. Мы научаемся отрывать свой умственный взор от ярких образов внешней, чувственной действительности и сосредоточивать внимание на явлениях своего внутреннего, душевного мира. Мы находим в себе бесконечное разнообразие мыслей, чувствований, желаний.
Для нас становится очевидным, что в этих-то явлениях, непосредственно воспринимаемых нами, но сокрытых от непосредственного взгляда других, и выражается наша сущность. Наше тело теряет в наших глазах своё прежнее значение; мы начинаем смотреть на него, как на внешний объект, который, подобно другим телам, воспринимается внешними чувствами и оказывает сопротивление нашей воле. Открыв явления внутреннего Mиpa, мы пытаемся свести их к логическому единству. К этому побуждают нас и присущее нашей мысли требование единства, и наше естественное желание понять себя. Мы выдвигаем на первый план определённую группу явлений, отвечающих коренным запросам нашей воли, нашему призванию, и с точки зрения этих явлений освещаем все остальные явления нашей душевной жизни. У обыкновенных людей жизненное призвание в большинстве случаев не бывает ясно выражено; поэтому и взгляд их на себя не отличается устойчивой определённостью. Один взгляд имеет человек на себя как на чиновника, другой — как на главу семьи, третий — как на члена товарищеского кружка и пр. Конечно, во всех этих взглядах должно быть нечто общее, отвечающее индивидуальным особенностям человека; но это общее остается обыкновенно тёмным и неопределённым. С изменением запросов воли естественно должен меняться и взгляд человека на себя. Бывают случаи, что человек под влиянием органического расстройства неожиданно для себя проникается новым настроением и новыми стремлениями. Потребность объяснить новое своё состояние приводит его к новому взгляду на себя. Какой-нибудь столяр вдруг приходит к мысли, что он германский император, и в этом смысле начинает действовать и истолковывать все известные факты своей жизни. Если при этом он наталкивается на факты, стоящие в явном противоречии с принятой им точкой зрения, он совершенно последовательно отвергает эти факты и приписывает их посторонней личности. Подобные случаи известны под названием «раздвоения личности». На самом деле в этих случаях не происходит никакого разделения личности: субъект остается единым, его рассуждения — логически последовательными, но у него получаются странные выводы, потому что он выходит из странных для здорового человека предположений.
Некоторые мыслители отрицают субстанциальную природу субъекта, считая его простым призраком или выражением связи между явлениями сознания. Это учение известно под именем феноменализма. Представителями его служат: а) чистые эмпирики, которые не хотят знать ничего, кроме явлений и их временных связей; б) материалисты, для которых душевная жизнь не более, как ряд явлений, пассивно сопровождающих мозговые процессы; в) пантеисты, по взгляду которых, существует только одна субстанция — Божественная, а человек и его психо-физическая жизнь — простой модус Божества.