Теория идей Платона и средневековый спор об универсалиях.


Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Принято считать, что Платон явл одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие св бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге «Тимей» гл рассказчик приходит к положению, согласно кот решение онтологического вопроса зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Платоновские идеи - это не просто понятия, это целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, то, что каждую вещь делает тем, что она есть. Также Платон употреблял опр-я - "по себе", "в себе", "для себя",кот обозначали характер безотносительности, стабильности, выражали абсолютность. В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие 3 родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно».

Образ пещеры: человек привык доверять св чувствам и видит лишь тени на стене от животных и людей. Представим себе кого-то, кто вырвался из пещеры, он обнаружил реальность, но рассказав об этом остальным из пещеры, он будет не понят, но по-другому он поступить не может. Задача философа в том, чтобы попасть в реальность с пом разума! => рассказать людям каков мир на самом деле. А реальность – это идеи, а не вещи. Т.е. с пом чувств мы познаем только иллюзии и тени. По мысли платона то, что мы воспринимаем чувствами – это суррогаты идей.

Пирамида идей. В основании ее родовые идеи (идея столовости. Идеальный стол реален: отдельные столы явл только кажущимися). Наверху 3 осн идеи, кот потом объединяются в одну: идея прекрасного, идея мудрого (разумного), идея справедливого. Все вместе это идея блага.

В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе». Высшее начало было у Платона и Благом и "Единым". Одному противоборствует начало, рангом ниже, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Тут возникает принцип Диады либо Дуализма- дуальности огромного - малого, в одно и то же время нескончаемо великого и нескончаемо малого. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и обозначения границ, т.Е. Как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира, по Платону, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор копии согласно модели.Творец- Демиург, некий Бог, взял за эталон мир идей, слепил материю, породил физический космос.

У Пл душа делится на 3 части: 1) золотая часть души, разум. 2) серебряная ч. души, чувства, переживания. 3) медная вожделеющая ч души, желание. Только высшей частью души мы можем видеть идеи.

Спор об универсалиях

Схоластическое филос мышл-е сосредоточивалось в сущности на 2 проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма о природе общих понятий(универсалий), с другой — на доказательстве существования бога.

В период ранней схоластики вспыхнул спор: существуют ли реально универсалии или нет? Эта проблема уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность кот состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, но зависят от них. Невозможно, чтобы идеи как сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются.

Реализм приписывал существование лишь общему. Он проявился в ряде концепций, в кот излагалось отнош-е к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее — это идеи, кот существуют до единичных вещей и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно кот общее реально существует в вещах, но ни в коем случае не вне их.

Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский полагали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания

Ансельм Кентерберийский. Жизнь его характеризуется 2 фазами. Во Франции он вел тихую жизнь ученого и учителя, в Англии, как архиепископ, воевал с английским королем за права церкви. В средние века его называли «вторым Августином». Взял он от Августина прежде всего принципы отношения веры и разума, а также понятие бога. Среди его произведений — «Монологиум» и «Прослогион», трактаты о гл вопросах теологии, о реальности и характере бога. Ансельм пишет от первого лица, в духе схоластики.

Так же как Эриугена, он тесно связывал филос-ю истину-разум и истину откровения — веру. Без веры нет подлинного познания. Ансельм в словах «верю, чтобы понимать» четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной точкой и целью рационального мышления, но вера должна быть исключена из операций мышления, она не может служить аргументом. Разум свободен и самостоятелен — но в границах догматов. Девизом Ансельма было «вера ищет разум», что характерно для всего периода древ схоластики. Ансельм, т.о., впервые сформулировал задачи теологии и философии.

В понимании мира он близок к Платону: реальны только понятия. «Истина» содержится не только в мышлении; она самостоятельна, реально существует.

Отношение Ансельма к универсалиям: общие понятия имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, но связаны с ними. Единичное участвует в существовании абсолютного, независимую реальность кот Ансельм выводит путем обобщения общих черт единичных вещей

Номиналисты, напротив, не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей. Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не содержащим «выдохом голоса», звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (концептуализм).

Иоанн Росцеллин (ок. 1050—1210), монах из Компьен, был гл представителем крайнего номинализма в эпоху ранней схоластики. Он не оставил никаких трактатов, его воззрения известны нам лишь из второисточников, прежде всего из полемики против него (из Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна из Солсбери и т. д.). Росцеллин решительно выступал против платоновского реализма. Он учил, что вне единичных вещей не существует ничего, нет цвета вне конкретного цвета, нет мудрости вне мудрой души. Общее не имеет никакой собственной реальности, реально могут существовать только «единичные вещи». Общие понятия (идеи или универсалии) явл лишь звуками, голосом, речью.

Номинализм Росцеллина угрожал церковной догматике; он предложил тритеистическую доктрину: если существуют три божественные особы, то существует не один, а три самостоятельных бога. Он поколебал и августианскую концепцию единства церкви, ибо указал, что единство церкви как однородного «тела» Христова является пустым звуком, что в действительности существует разнородность отдельных индивидов. Эти и другие выводы вызвали сопротивление ортодоксии, и учение Росцеллина синодом в Суассоне в 1092 г. было отвергнуто как еретическое.

Поражение Росцеллина лишило представителей номинализма возможности выступать публично, что и ограничило их влияние.

Против Росцеллина выступал представитель самого молодого поколения схоластического реализма Гильом из Шампо (1070—1121), учитель риторики, филос-и и теологии в Париже. Он утверждал, что лишь общим понятиям, выражающим виды, соответствует реальная субстанция. Это значит, что в предложении «Сократ есть человек» лишь «человечность» является реальностью, но ни в коем случае не индивид (Сократ). «Сократность», т. е. существование Сократа как частной, индивидуальной формы всеобщей субстанции «человек в этом лице», является лишь чем-то случайным, неопределенным. «Человечество» или «человечность» как всеобщая субстанция существовали бы даже и тогда, когда не было бы ни одного человека.

Пьер Абеляр (1079—1142) был исключительной личностью. Ряд его трактатов был осужден церковью как заблуждения, в частности, по наущению его крупнейшего неприятеля, фр мистика Бернара из Клерво. Как мыслитель он был исключит, нетипичной для св времени личностью. Его работы можно разделить на имеющие личный, теологический и логический характер. В теологии он шел своим путем и оказался вне гл линии развития схоластики. Наибольшее филос значение имеют его логические труды. Заслуги Абеляра состоят главным образом в том, что он развивает диалектику (т. е. логику и теорию познания в духе Аристотеля), кот и использует при исследовании веры и церковной догматики.

В вопросе об отнош-и веры и разума Абеляр занимает умеренную позицию. В труде «О божественном единстве и троичности» он пытается разрешить проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, ибо нельзя верить в то, что непонятно. В противоположность позиции Ансельма «верю, потому знаю» он формулирует принцип «познаю то, во что верю». В отличие от теологического рационализма Ансельма он формирует основы такого рационализма, который почти намечает возможность обретения самостоятельности философией, отделения ее от теологии.

Знаменательной была позиция Абеляра по отнош-ю к проблематике универсалий. Он был учеником как крайнего номиналиста Росцеллина, так и крайнего реалиста Гильома из Шампо и, т.о, знал основы и источники этих противоположных пониманий. В своих собственных подходах к этому вопросу он стремился преодолеть односторонность обоих учений.

Реалисты сформулировали положение - универсалии существуют до вещей (до единичных вещей), у номиналистов же универсалии были после единичных вещей. Абеляр же полагал, что универсалии суть в вещах. => абсурдно утверждать, что реальной является лишь «человечность», а не люди, «лошадность», а не отдельные лошади. Нельзя недооценивать общее в единичном, но и индивидуальные различия также существенны. Было бы ошибкой также говорить, что лишь единичное явл реальным и существенным и что вообще понятия суть лишь имена, ибо общим понятиям соответствует реальное существование сущности в единичных видах. Абеляр является первым представителем умеренного номинализма, который позже был назван концептуализмом.

Наши рекомендации