Становление представлений о пространстве и времени в истории мысли. Субстанциальная и релятивистская концепции пространства и времени.
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Так, апории Зенона каксаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени
Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи.
Пространство и время — формы бытия, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и обратное: материя невозможна вне пространства и времени.
В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени.
Первый подход, субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго подхода, объективистского, считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека.
Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи Аврелия Августина (5 век). Он считал, что время — это это человеческий способ обозначения изменений, и потому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является теория Канта. Пространство и время, по его мысли, представляют собой априорные способы чувственности.Пространство — априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время — априорная форма внутреннего чувства, осуществляющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время не существуют независимо от субъекта.
Еще одним примером субъективистского подхода является концепция длительности в философии жизни А.Бергсона.
В рамках объективистской парадигмы исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна, бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство.
В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления филофов 17 века и механика Ньютона. Пространство в механике Ньютона есть пустое вместилище для вещества — материи; оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему.
В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов. Эта концепция адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки 17 века. Однако уже тогда появились первые идеи, характеризующие пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция.
Реляционная концепция пространства и времени.
Первые идеи о пространстве, которые можно охарактеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Он отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. В законценном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теории относительности Эйнштейна, а также неевклидовой геометрии Лобачевского.
Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными. Общая теория относительности, в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями.
Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются окончательными и единственно верными.
Реляционная парадигма предполагает рассмотрение пространства и времени как систем отношений между взаимодействующими объектами.
Пространство и время неразрывно связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум. Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов
17.Современные теории о сознании (шпора)
Согласно современным теориям, сознание – это:
субстанция (дуализм),
состояние психическое (логический бихевиоризм),
без материального носителя и первично (идеализм),
производное материи и носит физический характер (материализм),
третья реальность, а не физическая и не психическая (двухаспектная теория),
интенциональность (феноменология) и
свойство материи (эмерджентная теория).
Одно исключает другое, но общим для всех является только одно: сознание тем или иным образом отражает окружающую реальность. И при этом ни одна из теорий не различает Я и сознание как две отдельные сущности, как два явления. Для них Я и сознание – это одно и то же.
Существует множество определений сознания. «...Сознание — это [60]:
восприятие индивидуумом самого себя.
способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
способность к рефлексии
центр обработки информации и принятия решений (психософия)...»
у всех есть 2 общих качества:
они все говорят о том, что сознание – это отражение внешней реальности в сознании, которое можно назвать одним общим словом «рефлексия» и
они признают право иметь сознание только у человека.
Подробности о теориях:
Дуализм – существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основатель Рене Декарт утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.
Достоинства Д-ма. в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические объекты, которые мы называем реальностью, хотя и сомневается в существовании одной из них
Недостатки Д. в том, что он все же не отвечает на вопрос, что представляет из себя сознание, и противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Но главное его противоречие в том, что если это мыслящаясубстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что субстанция может существовать только в физическом мире и не является мыслью. Для Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже.
Логический бихевиоризм быть в психическом состоянии означает либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.
Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. И, кроме того, не определено, что такое «поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то состоянии, то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм различает состояние (психическое), но не выделяет Я в отдельную сущность.
Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть воспринимаемым"). Крайним проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и сознание как отдельные сущности.
Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание – это свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.
Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это одно и то же.
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции.
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность – свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.
Вопрос 17.Современные теории о сознании (вариант полный)
Существует множество теорий сознания. Сторонники каждой из теорий приводят аргументы в пользу той или иной из них, но ни одна из них не может претендовать на универсальность, охватывающую все стороны этого явления, но в каждой из этих теорий есть стороны, присущие сознанию.
Дуализм – это теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.
Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.
Его достоинство в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические объекты, которые мы называем реальностью, хотя и сомневается в существовании одной из них
Недостаток дуализма в том, что он все же не отвечает на вопрос, что представляет из себя сознание, и противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Но главное его противоречие в том, что если это мыслящаясубстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что субстанция может существовать только в физическом мире и не является мыслью. Для Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже.
Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.
Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. И, кроме того, не определено, что такое «поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то состоянии, то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм различает состояние (психическое), но не выделяет Я в отдельную сущность.
Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть воспринимаемым"). Крайним проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и сознание как отдельные сущности.
Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание – это свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.
Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это одно и то же.
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции.
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность – свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.
Как видим, согласно этим определениям, сознание – это:
субстанция (дуализм),
состояние психическое (логический бихевиоризм),
без материального носителя и первично (идеализм),
производное материи и носит физический характер (материализм),
третья реальность, а не физическая и не психическая (двухаспектная теория),
интенциональность (феноменология) и
свойство материи (эмерджентная теория).
Одно исключает другое, но общим для всех является только одно: сознание тем или иным образом отражает окружающую реальность. И при этом ни одна из теорий не различает Я и сознание как две отдельные сущности, как два явления. Для них Я и сознание – это одно и то же.
Существует множество определений сознания. «...Сознание — это [60]:
восприятие индивидуумом самого себя.
способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
способность к рефлексии
центр обработки информации и принятия решений (психософия)...»
Можно привести еще множество подобного рода определений, и, как видим, у них всех есть два общих качества:
они все говорят о том, что сознание – это отражение внешней реальности в сознании, которое можно назвать одним общим словом «рефлексия» и
они признают право иметь сознание только у человека.
Но только ли человек имеет право на сознание? Оно же не появилось сразу и вдруг и только у человека? Что-то должно было ему предшествовать у систем низших миров?
Человек живет в условиях окружающей реальности, а его организм – это тоже реальность, но только внутренняя (реальность внутри системы, которая определяется взаимодействием ее частей), в отличие от окружающей реальности (вне системы, которая определяется взаимодействием систем вне данной системы). Рефлексия – это отражение этих реальностей. Чтобы понять, что такое сознание, мы должны рассмотреть все, что его определяет: внутреннюю и окружающую реальности, ее восприятие, оценка и Я (Эго). Попытки определить понятие сознания будут бесполезными и пустыми без понимания, чем является реальность и ее атрибуты (пространство, время и материя) и что значит «действие оценки».
Поэтому мы последовательно рассмотрим все эти понятия: реальность, индивидуум (Я, Эго, субъект, личность), восприятие реальности и оценку реальностей и попытаемся понять, что это значит и каким образом можно воспринимать реальность и оценивать ее.
Поскольку в Мире есть четыре подмира систем (миры минеральный, растительный, животный и человека), а сознание является атрибутом не всех систем, мы попытаемся понять, начиная с какого мира у систем есть Я и сознание, какова их роль и чем это определяется.
Слово СО-ЗНАНИЕ состоит из двух слов: со- и знание – знание вместе или параллельно с кем-то. Отсюда: сознание не сущность, а действие сущности – знание нашего Я совместно с кем-то или чем-то (с Миром). Вот с этого и будем исходить. Есть Мир, который существует сам по себе и есть еще субъект (Я), который знает о том, что Мир существует и даже знает какие-то частности о нем. При этом Миром является все то, привносит ощущения в субъект (в Я). Следовательно, даже тело субъекта, включая его мозг является Миром. А субъекту остается только сознание.
Обычно мы не делаем различий между понятиями Мир и Вселенная. Но, вероятно, различие все же есть. Мир – это абсолютно все сущее. Если Вселенная включает в себя все сущее, тогда Мир и Вселенная – тождественные понятия. Но если Вселенная произошла из хаоса, то Мир включает в себя нашу Вселенную, другие вселенные, если они существуют, и хаос, если он существует. Мы же существуем в нашей Вселенной. Следовательно, вокруг нас существует объективная окружающая реальность, которой являются объекты только нашей Вселенной и их действия. Объектами Вселенной являются только системы и результаты их действий. Наше тело также является обычной системой, но с очень высокой степенью организации и оно является объективной внутренней реальностью. Неясно, чем является сознание: то ли оно является чем-то вроде производного от каких-либо частей тела (частей системы), или оно является чем-то не материальным, но использующим тело как материальный носитель. Чтобы ответить на этот вопрос прежде всего рассмотрим, чем являются системы. Но сначала дадим несколько определений, которые помогут яснее понять предлагаемый материал.
Вопрос 18. Движение и развитие. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Прогресс и регресс (шпора).
Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Движение — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.
Развитие - это основной предмет изучения диалектики, познание законов которой дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека.
Креационизм– (лат. creatio— создание) научная теория, альтернативная эволюционной. Учение, научно доказывающее сотворение мира Богом из ничего. Данные современной науки доказывают истинность этой теории, и многочисленные ученые мира подтверждают её эмпирическим путем.
Эманация филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.
Преформизм (от лат. «заранее образую») — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма.
Преформизм возник на базе господствовавшего в XVII—XVIII вв. представления о преформации, согласно которому зародыш уже сформирован в половых клетках, и его дальнейшее развитие заключается только в увеличении в размерах.
Учёные того времени разделились на анималькулистов и овистов. Первые считали, что зародыш содержится в сперматозоидах, вторые — в яйцеклетках.
Преформистами были такие ученые, как Антони Левенгук, Марчелло Мальпиги и др.
В борьбе с идеями преформизма большую роль сыграли учения Карла Максимовича Бэра, который установил, что в процессе онтогенеза сначала появляются самые общие признаки типа, к которому относится животное, затем последовательно развиваются признаки класса, отряда, семейства, рода, вида и, наконец, индивидуальные признаки особи.
Эмерджентизм - (англ. еmergence – возникновение, появление нового) – философская теория, согласно которой всё новое появляется спонтанно в силу усложнения существующих природных или биологических структур. Например, психика возникает в результате того, что мозг достиг соответствующей степени сложности своего строения.
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.
Эволюционизм –учение о развитии живой природы, разработанное гл. обр. Дарвином. Гл. факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях — искусственный, в природе — естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные
Прогресс и регресс — это наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.
Прогресс — тип развития общественных систем или человечества в целом, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Прогрессивное развитие общества в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.
Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях.
Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.