Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм.
· Сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.
Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения.
В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.
· Никифоров. «Философия как личный опыт».
«Философия никогда не была, не является, и, по-видимому, никогда не будет наукой».
Критерии демаркации.
Проблема демаркации – это проблема нахождения критериев, которые бы позволили отделить науку и научное знание от псевдонауки, идеологии, философии. Несмотря на все попытки, границы между наукой и философией так и не были окончательно определены, они взаимно проникают одна в другую.
Тем не менее, некоторые критерии все же возможно выделить:
- верификационный критерий: наука стремится подтверждать свои гипотезы с помощью эмпирических данных, тогда как философия равнодушна к подтверждениям.
- фальсификационный критерий: утверждения науки могут быть эмпирически проверены, но могут быть и опровергнуты.
Эмпирическая проверяемость – один из важнейших критериев науки. Утверждения философии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Факты, с которыми имеет дело наука, безразличны для философии, т.к. с самого начала она пыталась говорить о вещах, находящихся за пределами повседневного опыта и научного исследования.
- парадигмальный критерий: в каждой науке существует лишь одна общепринятая, фундаментальная теория. В философии никогда не было господствующей парадигмы, для нее характерен плюрализм школ.
- методы: в то время, как наука использует наблюдение, измерение, эксперимент, философия не может ограничивать себя специфичным методом, т.к. область философского исследования неопределенна.
- проблемы: в науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем, тогда как у каждого философа могут быть свои проблемы, неинтересные другим.
- язык: у каждой науки есть специфический язык, делающий понятия более точными. В философии каждый создает собственный язык, вкладывает в понятия свой смысл. Язык философии – это история понятий, тогда как наука дает теорию понятий.
- развитие: если в науке легко заметить развитие, углубление, то философия это скорее изменение.
Философия и истина.
Мы признаем, что наука дает нам истину в классическом смысле, но непонятно, применимо ли понятие истины к философским утверждениям.
Логика говорит, что истинными и ложными могут быть лишь осмысленные повествовательные предложения.
Кроме того, чтобы быть истинным:
1. Предложение должно являться описанием, в котором присутствует элемент утверждения или отрицания.
2. Предложение должно быть разрешимо – должен существовать способ проверки его истинности.
3. Общезначимость – с выводом об истинности предложения должен согласиться всякий.
4. Бессубъективность – кто бы ни высказал истину, она будет принята.
«Философия принципиально отлична от науки».
Философия – это не наука, а мировоззрение, специфика взглядов на мир. Особенность этого мировоззрения в том, что кроме представления о мире оно включает в себя отношение к нему, оценку этого мира. Причем это оценочное отношение пронизывает все мировоззренческие представления и даже и значительной мере детерминирует их. Именно поэтому утверждения философии, даже если они имеют вид описаний, носят двойственный — дескриптивно-оценочный характер. В научном знании нет оценочного элемента, оно представляет собой чистое описание.
Мировоззренческие отношения и оценки всегда субъективны — они определяются особенностями носителя мировоззрения, его местом в обществе, его интересами и т. п. Следовательно, философия всегда носит личностный характер. Научное знание безлично и интерсубъективно. Философия — субъективна и личностна.