Французское Просвещение и немецкая классическая философия

– Изложите основные идеи французского Просвещения.

– Этическая доктрина И. Канта

– «Хитрость Мирового разума» у Гегеля.

– Критерий общественного прогресса по Гегелю.

– В чем заключается антропологический материализм Л. Фейербаха?

Законспектируйте раздел «Каноны чистого разума» из «Критики чистого разума» И. Канта. Выделите в нем суть этических идей Канта (Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Т. 3. – М., 1964. – С. 656–672).

Решите тесты:

Тест № 1. Кого из представителей французского Просвещения называли «белой вороной»?

а) Вольтера; б) Руссо; в) Дидро; г) Гельвеция; д) Гольбаха.

Тест № 2. Что И. Кант относил к априорным формам чувственности?

а) ощущения; б) время; в) эмоции; г) восприятие; д) пространство.

Тест № 3. Что из перечисленного входит в три части философской системы Гегеля?

а) философия духа; б) философия свободы; в) логика; г) этика); д) философия природы.

Тест № 4. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса?

а) развитие производительных сил; б) совершенствование морали; в) осознание понятия свободы; г) победа демократии; д) следование заповедям Христа.

Тест № 5. Сколько антиномий чистого разума у Канта?

а) 5; б) 3; в) 7; г) 4; д) 2.

Неклассическая философия XIX – начала XX веков

– Каковы теоретические предпосылки философии марксизма?

– Позитивизм Г. Спенсера и Дж. Ст. Милля.

– Философия А. Бергсона.

– Мир как воля и представление у А. Шопенгауэра

– Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

Познакомьтесь с первой частью работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», чтобы вы имели представление о строе мыслей немецкого философа (Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990).

Решите тесты:

Тест № 1. Что такое коммунистическое общество по К. Марксу?

а) общество с абсолютной властью государства; б) общество абсолютной свободы; в) общество абсолютного равенства; г) самоуправляемое общество как итог отмирания государства; д) общество полной справедливости.

Тест № 2. Что из перечисленного соответствует трем стадиям развития человеческого духа по О. Конту?

а) теологическая стадия; б) диалектическая стадия; в) метафизическая стадия; г) классическая стадия; д) позитивная стадия.

Тест № 3. Кого К. Маркс считал своими духовными предшественниками?

а) Платона; б) Фейербаха; в) Конта; г) Гегеля; д) Декарта.

Тест № 4. Марксизм – это философская система, отстаивающая:

а) идею тоталитарного государства; б) концепцию социально-экономического развития общества на основе развития производительных сил; в) идеи развития самобытных цивилизаций; г) приоритет западной культуры; д) идеи Платона об идеальном государстве.

Тест № 5. Укажите философа, создавшего философскую систему «воли к жизни»:

а) Ф. Ницше; б) Г. Гегель; в) А. Бергсон; г) Г. Спенсер; д) А. Шопенгауэр.

Тест № 6. Кто из философов в центр своей системы поставил «волю к власти»?

а) Ф.Ницше; б) Г. Гегель; в) А. Бергсон; г) Г. Спенсер; д) А. Шопенгауэр.

История русской философии

–Начальный этап формирования русской философии.

– Охарактеризуйте философские воззрения М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

– Философия «общего дела» Н. Ф. Фёдорова

– В чем суть русского космизма?

– Философия И. А. Ильина.

Прочитайте «Чтение о Богочеловечестве» Вл. Соловьева и попытайтесь уловить контуры его философской системы (Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М., 1989.)

Решите тесты:

Тест № 1. Кого из названных философов можно причислить к «славянофилам?

а) В. Г. Белинского; б) И. В. Киреевского; в) В. С. Соловьева; г) А. С. Хомякова; д) М. А. Бакунина; е) Ю. Ф. Самарина.

Тест № 2. Что, по Бердяеву, означает «восьмой день» творения Бытия?

а) увеличение недельной длительности; б) второе пришествие Христа; в) достижение людьми Царства Божия на основе учения Христа; г) построение коммунистического общества; д) создание всеславянской Федерации.

Тест № 3. Укажите, что из перечисленного не является специфической чертой философии Вл. Соловьева:

а) материализм; б) дуализм; в) идеи всеединства; г) диалектичность; д) системность.

Тест № 4. Кто из русских мыслителей разрабатывал «философию непротивления»?

а) П. Я. Чаадаев; б) И. А. Ильин; в) Ф. М. Достоевский; г) Л. Н. Толстой; д) В. С. Соловьев.

Тест № 5. Какая из указанных проблем не представляет интереса для философии Н. А. Бердяева?

а) личности; б) Бога; в) творчества; г) природы; д) свободы.

Тест № 6. Свобода в философии Ф. М. Достоевского – это:

а) осознанная необходимость; б) путь к произволу; в) дар божий; г) то, без чего человек не может существовать и одновременно то, от чего он бежит; д) проект.

Западная философия XX века

– Махизм – вторая волна развития позитивизма.

– Какие цели ставит перед собой философская герменевтика?

– Покажите эволюции воззрений З. Фрейда в творчестве его последователей.

– В чем суть философского постмодернизма?

Прочитайте и выявите экзистенциальный смысл рассказа Ж.-Поль Сартра «Стена» (Сартр Ж.-П. Стена: избранные произведения. – М., 1992. С. 177–194)

Решите тесты:

Тест № 1. Сколько этапов («волн») выделяют в процессе развития позитивизма?

а) три; б) пять; в) четыре; г) два; д) семь.

Тест № 2. Кого можно отнести к представителям философской герменевтики?

а) Ф. Бэкона; б) Ф. Шлейермахера; в) Т. Гоббса; г) В. Дильтея;
д) Х.-Г. Гадамера.

Тест № 3. В центр своих философских изысканий экзистенциалисты ставят:

а) человека как совокупности общественных отношений; б) человека как суммы поведенческих актов, обусловленных средой; в) человека как духовно суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир; г) человека, суверенитет которого обеспечивается гарантией гражданских свобод; д) человека, который руководствуется принципом «человек человеку – волк».

Тест № 4. Философы-неопозитивисты в качестве основной проблемы ставили:

а) введение в язык науки «теоретических конструктов»; б) освобождения языка науки от понятий, смысл которых не поддается чувственной проверке; в) введение в язык науки ценностных суждений; г) включение в науку философских допущений; д) превращение науки в непосредственную производительную силу.

Тест № 5. Кого из перечисленных мыслителей можно отнести к последователям З. Фрейда?

а) К. Поппера; б) Э. Фромма; в) Б. Рассела; г) К.Г. Юнга; д) А. Адлера; е) М. Шлика.

Тест № 6. Какая страна считается родиной постмодернистской философии?

а) Россия; б) США; в) Англия; г) Испания; д) Франция.

Бытие

– В чем заключается диалектика бытия и небытия?

– Охарактеризуйте различные уровни организации материи.

– Что такое развитие?

– Какова структура диалектики?

– В чем смысл формулировки закона отрицания отрицания?

Прочитайте и прокомментируйте содержание статьи М. Хайдеггера «Время и бытие» (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. С. 391–406).

Решите тесты:

Тест № 1. Что в современной философии понимается под бытием?

а) все существующее; б) вечное и неизменное; в) объективное; г) материальное; д) идеальное.

Тест № 2. Что в современной философии понимается под материей?

а) всё существующее; б) вечное и неизменное; в) объективное; г) вещественное; д) протяженное.

Тест № 3. Что является структурным элементом диалектики?

а) майевтика Сократа; б) принципы; в) диалоги Платона; г) законы; д) сомнение Декарта; е) категории.

Тест № 4. Укажите свойства, не являющиеся характеристиками пространства:

а) одномерность; б) протяженность; в) бесконечность; г) объективность; д) симметричность; е) релятивность.

Тест № 5. Укажите свойства, не являющиеся характеристиками времени:

а) однонаправленность; б) длительность; в) трехмерность; г) необратимость; д) априорность.

Сознание

– Чем психика животных отличается от человеческого сознания?

– Что такое идеальное?

– Можно ли смоделировать человеческое сознание?

Прочитайте и законспектируйте «Очерк первый» из монографии Ю. М. Бородая «Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания» (М., 1996).

Решите тесты:

Тест № 1. Какое из утверждений вы считаете правильным?

а) мысль – это вещество мозга; б) мысли – самостоятельное, не связанное с мозгом явление; в) мысль лишь находится в мозгу, являясь продуктом деятельности души; г) мысль – это продукт деятельности мозга, идеальное отражение действительности; д) мысль – это внутренняя речь.

Тест № 2. Какое из приведенных высказываний наиболее полно характеризует категорию «отражение»?

а) универсальное свойство материи; б) сознание человека; в) психика животных и человека; г) свойство органического мира; д) свойство компьютерных программ.

Тест № 3. Какое из перечисленных определений «идеального» является неверным?

а) нейрофизиологические процессы в мозгу человека; б) субъективная реальность, осознаваемая человеком; в) субъективный образ объективного мира; г) духовный мир человека; д) идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Тест № 4. Какие действия не может совершить искусственный интеллект?

а) хранение и воспроизведение информации; б) выполнение логических операций; в) формирование субъективного образа действительности; г) иметь потребности; д) осуществлять эмоциональные переживания.

Тест № 5. Какой из перечисленных элементов психики не входит в структуру сознания?

а) эмоции; б) воля; в) воображение; г) безусловный рефлекс; д) ценностные ориентации.

Познание

– Охарактеризуйте интуицию.

– В чем диалектика знания и незнания?

– Какие вы знаете общелогические методы научного познания?

– В чем специфика социально-гуманитарного познания?

– Роль практики в процессе познания.

Законспектируйте параграф «Специфика научного познания» из книги В. С. Стёпина «Теоретическое знание» (М., 2000. – С. 36–54).

Решите тесты:

Тест № 1. Какое из перечисленных определений интуиции является верным?

а) чувственное восприятие; б) непосредственное усмотрение истины; в) эмоциональное переживание; г) божественное откровение; д) логическая операция.

Тест № 2. Что из перечисленного не является формой чувственного познания?

а) ощущение; б) умозаключение; в) понятие; г) восприятие; д) представление.

Тест № 3. Что из перечисленного не является формой рационального познания?

а) ощущение; б) умозаключение; в) понятие; г) восприятие; д) представление.

Тест № 4. Какой из признаков объективной истины является неверным?

а) независимость от признания её человеком; б) возможность существования нескольких истин о природе одного и того же объекта; в) знание независимое от субъекта; г) зависимость от природы познаваемого объекта; д) содержание знания независимое от человека.

Тест № 5. Что из перечисленного не является функцией практики в познавательном процессе?

а) цель познания; б) критерий нетленности знаний; в) основа познания; г) движущая сила познания; д) критерий истины.

Наши рекомендации