Французское Просвещение и немецкая классическая философия
– Изложите основные идеи французского Просвещения.
– Этическая доктрина И. Канта
– «Хитрость Мирового разума» у Гегеля.
– Критерий общественного прогресса по Гегелю.
– В чем заключается антропологический материализм Л. Фейербаха?
Законспектируйте раздел «Каноны чистого разума» из «Критики чистого разума» И. Канта. Выделите в нем суть этических идей Канта (Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Т. 3. – М., 1964. – С. 656–672).
Решите тесты:
Тест № 1. Кого из представителей французского Просвещения называли «белой вороной»?
а) Вольтера; б) Руссо; в) Дидро; г) Гельвеция; д) Гольбаха.
Тест № 2. Что И. Кант относил к априорным формам чувственности?
а) ощущения; б) время; в) эмоции; г) восприятие; д) пространство.
Тест № 3. Что из перечисленного входит в три части философской системы Гегеля?
а) философия духа; б) философия свободы; в) логика; г) этика); д) философия природы.
Тест № 4. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса?
а) развитие производительных сил; б) совершенствование морали; в) осознание понятия свободы; г) победа демократии; д) следование заповедям Христа.
Тест № 5. Сколько антиномий чистого разума у Канта?
а) 5; б) 3; в) 7; г) 4; д) 2.
Неклассическая философия XIX – начала XX веков
– Каковы теоретические предпосылки философии марксизма?
– Позитивизм Г. Спенсера и Дж. Ст. Милля.
– Философия А. Бергсона.
– Мир как воля и представление у А. Шопенгауэра
– Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.
Познакомьтесь с первой частью работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», чтобы вы имели представление о строе мыслей немецкого философа (Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990).
Решите тесты:
Тест № 1. Что такое коммунистическое общество по К. Марксу?
а) общество с абсолютной властью государства; б) общество абсолютной свободы; в) общество абсолютного равенства; г) самоуправляемое общество как итог отмирания государства; д) общество полной справедливости.
Тест № 2. Что из перечисленного соответствует трем стадиям развития человеческого духа по О. Конту?
а) теологическая стадия; б) диалектическая стадия; в) метафизическая стадия; г) классическая стадия; д) позитивная стадия.
Тест № 3. Кого К. Маркс считал своими духовными предшественниками?
а) Платона; б) Фейербаха; в) Конта; г) Гегеля; д) Декарта.
Тест № 4. Марксизм – это философская система, отстаивающая:
а) идею тоталитарного государства; б) концепцию социально-экономического развития общества на основе развития производительных сил; в) идеи развития самобытных цивилизаций; г) приоритет западной культуры; д) идеи Платона об идеальном государстве.
Тест № 5. Укажите философа, создавшего философскую систему «воли к жизни»:
а) Ф. Ницше; б) Г. Гегель; в) А. Бергсон; г) Г. Спенсер; д) А. Шопенгауэр.
Тест № 6. Кто из философов в центр своей системы поставил «волю к власти»?
а) Ф.Ницше; б) Г. Гегель; в) А. Бергсон; г) Г. Спенсер; д) А. Шопенгауэр.
История русской философии
–Начальный этап формирования русской философии.
– Охарактеризуйте философские воззрения М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.
– Философия «общего дела» Н. Ф. Фёдорова
– В чем суть русского космизма?
– Философия И. А. Ильина.
Прочитайте «Чтение о Богочеловечестве» Вл. Соловьева и попытайтесь уловить контуры его философской системы (Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М., 1989.)
Решите тесты:
Тест № 1. Кого из названных философов можно причислить к «славянофилам?
а) В. Г. Белинского; б) И. В. Киреевского; в) В. С. Соловьева; г) А. С. Хомякова; д) М. А. Бакунина; е) Ю. Ф. Самарина.
Тест № 2. Что, по Бердяеву, означает «восьмой день» творения Бытия?
а) увеличение недельной длительности; б) второе пришествие Христа; в) достижение людьми Царства Божия на основе учения Христа; г) построение коммунистического общества; д) создание всеславянской Федерации.
Тест № 3. Укажите, что из перечисленного не является специфической чертой философии Вл. Соловьева:
а) материализм; б) дуализм; в) идеи всеединства; г) диалектичность; д) системность.
Тест № 4. Кто из русских мыслителей разрабатывал «философию непротивления»?
а) П. Я. Чаадаев; б) И. А. Ильин; в) Ф. М. Достоевский; г) Л. Н. Толстой; д) В. С. Соловьев.
Тест № 5. Какая из указанных проблем не представляет интереса для философии Н. А. Бердяева?
а) личности; б) Бога; в) творчества; г) природы; д) свободы.
Тест № 6. Свобода в философии Ф. М. Достоевского – это:
а) осознанная необходимость; б) путь к произволу; в) дар божий; г) то, без чего человек не может существовать и одновременно то, от чего он бежит; д) проект.
Западная философия XX века
– Махизм – вторая волна развития позитивизма.
– Какие цели ставит перед собой философская герменевтика?
– Покажите эволюции воззрений З. Фрейда в творчестве его последователей.
– В чем суть философского постмодернизма?
Прочитайте и выявите экзистенциальный смысл рассказа Ж.-Поль Сартра «Стена» (Сартр Ж.-П. Стена: избранные произведения. – М., 1992. С. 177–194)
Решите тесты:
Тест № 1. Сколько этапов («волн») выделяют в процессе развития позитивизма?
а) три; б) пять; в) четыре; г) два; д) семь.
Тест № 2. Кого можно отнести к представителям философской герменевтики?
а) Ф. Бэкона; б) Ф. Шлейермахера; в) Т. Гоббса; г) В. Дильтея;
д) Х.-Г. Гадамера.
Тест № 3. В центр своих философских изысканий экзистенциалисты ставят:
а) человека как совокупности общественных отношений; б) человека как суммы поведенческих актов, обусловленных средой; в) человека как духовно суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир; г) человека, суверенитет которого обеспечивается гарантией гражданских свобод; д) человека, который руководствуется принципом «человек человеку – волк».
Тест № 4. Философы-неопозитивисты в качестве основной проблемы ставили:
а) введение в язык науки «теоретических конструктов»; б) освобождения языка науки от понятий, смысл которых не поддается чувственной проверке; в) введение в язык науки ценностных суждений; г) включение в науку философских допущений; д) превращение науки в непосредственную производительную силу.
Тест № 5. Кого из перечисленных мыслителей можно отнести к последователям З. Фрейда?
а) К. Поппера; б) Э. Фромма; в) Б. Рассела; г) К.Г. Юнга; д) А. Адлера; е) М. Шлика.
Тест № 6. Какая страна считается родиной постмодернистской философии?
а) Россия; б) США; в) Англия; г) Испания; д) Франция.
Бытие
– В чем заключается диалектика бытия и небытия?
– Охарактеризуйте различные уровни организации материи.
– Что такое развитие?
– Какова структура диалектики?
– В чем смысл формулировки закона отрицания отрицания?
Прочитайте и прокомментируйте содержание статьи М. Хайдеггера «Время и бытие» (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. С. 391–406).
Решите тесты:
Тест № 1. Что в современной философии понимается под бытием?
а) все существующее; б) вечное и неизменное; в) объективное; г) материальное; д) идеальное.
Тест № 2. Что в современной философии понимается под материей?
а) всё существующее; б) вечное и неизменное; в) объективное; г) вещественное; д) протяженное.
Тест № 3. Что является структурным элементом диалектики?
а) майевтика Сократа; б) принципы; в) диалоги Платона; г) законы; д) сомнение Декарта; е) категории.
Тест № 4. Укажите свойства, не являющиеся характеристиками пространства:
а) одномерность; б) протяженность; в) бесконечность; г) объективность; д) симметричность; е) релятивность.
Тест № 5. Укажите свойства, не являющиеся характеристиками времени:
а) однонаправленность; б) длительность; в) трехмерность; г) необратимость; д) априорность.
Сознание
– Чем психика животных отличается от человеческого сознания?
– Что такое идеальное?
– Можно ли смоделировать человеческое сознание?
Прочитайте и законспектируйте «Очерк первый» из монографии Ю. М. Бородая «Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания» (М., 1996).
Решите тесты:
Тест № 1. Какое из утверждений вы считаете правильным?
а) мысль – это вещество мозга; б) мысли – самостоятельное, не связанное с мозгом явление; в) мысль лишь находится в мозгу, являясь продуктом деятельности души; г) мысль – это продукт деятельности мозга, идеальное отражение действительности; д) мысль – это внутренняя речь.
Тест № 2. Какое из приведенных высказываний наиболее полно характеризует категорию «отражение»?
а) универсальное свойство материи; б) сознание человека; в) психика животных и человека; г) свойство органического мира; д) свойство компьютерных программ.
Тест № 3. Какое из перечисленных определений «идеального» является неверным?
а) нейрофизиологические процессы в мозгу человека; б) субъективная реальность, осознаваемая человеком; в) субъективный образ объективного мира; г) духовный мир человека; д) идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Тест № 4. Какие действия не может совершить искусственный интеллект?
а) хранение и воспроизведение информации; б) выполнение логических операций; в) формирование субъективного образа действительности; г) иметь потребности; д) осуществлять эмоциональные переживания.
Тест № 5. Какой из перечисленных элементов психики не входит в структуру сознания?
а) эмоции; б) воля; в) воображение; г) безусловный рефлекс; д) ценностные ориентации.
Познание
– Охарактеризуйте интуицию.
– В чем диалектика знания и незнания?
– Какие вы знаете общелогические методы научного познания?
– В чем специфика социально-гуманитарного познания?
– Роль практики в процессе познания.
Законспектируйте параграф «Специфика научного познания» из книги В. С. Стёпина «Теоретическое знание» (М., 2000. – С. 36–54).
Решите тесты:
Тест № 1. Какое из перечисленных определений интуиции является верным?
а) чувственное восприятие; б) непосредственное усмотрение истины; в) эмоциональное переживание; г) божественное откровение; д) логическая операция.
Тест № 2. Что из перечисленного не является формой чувственного познания?
а) ощущение; б) умозаключение; в) понятие; г) восприятие; д) представление.
Тест № 3. Что из перечисленного не является формой рационального познания?
а) ощущение; б) умозаключение; в) понятие; г) восприятие; д) представление.
Тест № 4. Какой из признаков объективной истины является неверным?
а) независимость от признания её человеком; б) возможность существования нескольких истин о природе одного и того же объекта; в) знание независимое от субъекта; г) зависимость от природы познаваемого объекта; д) содержание знания независимое от человека.
Тест № 5. Что из перечисленного не является функцией практики в познавательном процессе?
а) цель познания; б) критерий нетленности знаний; в) основа познания; г) движущая сила познания; д) критерий истины.