Тема 3.2. Системность и самоорганизация
1. Синергетика. Хаос и порядок. Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем.
2. Системность. Понятия система, элемент, структура. Форма и содержание, сущность и явление.
3. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
4. Развитие. Законы развития. Диалектика как система.
Литература: основная [1 (Раздел IV), 2 (Часть II. Главы 4–5)].
Методические рекомендации
Одна из центральных философских проблем сводится к поиску ответа на вопрос: «Как возникают материальные системы с различными уровнями организации?». На этот вопрос ответ искала диалектика. В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности саморганизации материальных систем. Основоположники синергетики (И. Пригожин, А. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принадлежат к незамкнутым системам, которым присущи неравномерность и нелинейность. Если неравномерность и нелинейность являются естественным состоянием природных процессов, то столь же естественным является принцип самоорганизации. Тем самым принцип самоорганизации относится к атрибутивным свойствам материи.
Важную роль в решении проблемы самоорганизации, самодвижения материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять различные этапы развития диалектики. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Диалектику чаще всего рассматривают как развивающуюся систему универсальных связей. Студент должен знать значение понятия система. Многообразие разнообразных связей в системе фиксируются в универсальных, структурных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизируется соответствующими категориями. Студент должен знать их отличительные признаки. Душой диалектики является принцип развития. Надо знать его значение и соответствующие законы диалектики, раскрывающие природу, механизм и направление процесса развития.
В наши дни диалектика не всеми признается единственным подлинно научным методом познания и преобразования действительности. Студент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности.
Контрольные вопросы
1. Что такое синергетика?
2. Что такое диалектика?
3. Перечислите этапы становления диалектики.
4. Какие принципы диалектики вы знаете?
5. Определите методологическую функцию каждого из законов диалектики.
6. В чем различие между взаимодействием противоположностей и противоречием?
7. Что такое мера в законе перехода количественных изменений в качественные?
8. Что такое диалектическое отрицание и чем оно отличается от формально-логического?
9. Прав ли К. Поппер, что из противоречия может следовать что угодно, поэтому диалектика не имеет реального позитивного смысла?
Тема 4. Сознание
1. Генезис форм отражения в живой природе.
2. Загадка возникновения человека.
3. Структура сознания.
4. Сознание и бессознательное.
Литература: основная [1 (Глава IX), 2 (Часть II. Глава 3), 3 (Глава 2.1), 5 (Глава 11)]; дополнительная [9 (Очерки 1–2)].
Методические рекомендации
Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует знать его определение и различные формы отражения в живой природе. Важно найти отличительные особенности психики животных применительно к их интеллекту, орудийной и языковой деятельности. Далее стоит остановиться на том качественном изменении психики животных, которое стало предпосылкой развития человеческого сознания. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессознательного. Надо знать структуру человеческой психики по З. Фрейду. Желательно иметь представление об эволюции фрейдизма в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма.
Современная компьютерная технология затрагивает проблему моделирования человеческого сознания. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над специфическими особенностями человеческого и машинного сознания.
Контрольные вопросы
1. Что такое сознание?
2. В чем отличие психики животных от сознания человека?
3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?
4. Какова структура сознания?
5. Что такое самосознание?
6. Как З. Фрейд представлял человеческую психику?
7. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?
8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.
Тема 5. Познание
1. Познание как философская проблема.
2. Многообразие форм духовно-практического освоения мира.
3. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Их формы.
4. Проблема истины. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Конкретность истины.
5. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
Литература: основная [1 (Раздел III), 2 (Часть II. Глава 6), 3 (Глава 2.2), 5 (Глава 12)]; дополнительная [21 (Глава 1), 29 (Глава 2)].
Методические рекомендации
Следуетчетко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком.
Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии.
Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы освоения мира. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.
Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристики приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода.
Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.
В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.
Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается философское содержание проблемы познания?
2. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.
3. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?
4. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.
5. Какие виды интуиции вы знаете?
6. Как следует понимать объективную истину?
7. Какие виды концепций истины вы знаете?
8. Как следует понимать выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?
9. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровнейнаучного познания?
10. Что такое практика и какова ее роль в познании?