Тема 3. Психология речевого акта
Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Речевой акт можно определить как речевое высказывание в социальном контексте.
В связи с вышесказанным все более актуален взгляд на речь как на дискурс – речь, «погруженную в жизнь», в совокупности с экстралингвистическими факторами (прагматическими, социокультурными, психологическими и пр.). При изучении речи как дискурса особое внимание уделяется имплицитным внеязыковым категориям, скрытым за произносимым текстом.
Близким к понятию дискурса является понятие нарратива – речи, присваеваемой говорящим. В нарративе в виде «авторассказа» лингвистически закреплена «социально сконструированная» личность. Иными словами, нарратив – это личная история, представленная в социальном контексте и наполненная смыслами говорящего.
К основным характеристикам речевого акта необходимо отнести следующие:
1. Интенциональность (намеренность).
2. Иллокутивность (целеустремленность) – центральная характеристика речевого акта, отражающая наличие коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания.
3. Конвенциональность (опора на социальные нормы).
В речевом акте тесным образом взаимосвязаны речь, мышление и язык. Как отмечает И.А.Зимняя, предметом говорения выступает мысль, средством – язык, способом – речь.
Полная форма речевого процесса предполагает участие в нем не менее двух партнеров – коммуникантов – связанных направляемыми и принимаемыми сообщениями, образующими общий контур речевого взаимодействия.
Наиболее простая схема контура речевого взаимодействия включает в себя три компонента: произносительный блок, воспринимающий блок и блок внутренней речи.
Произносительный блок. Включает в себя органы артикуляции и голосообразования. По своему функциональному назначению речеобразовательный механизм условно делится на две части: органы, отвечающие за образование воздушной струи, и органы генерации звуков различного качества. Н.И.Жинкин выделил два механизма, действующие при произнесении: артикуляроторный (отвечает за производство дискретных структур – звуков) и механизм слогообразования (образует непрерывность и плавность речи).
Воспринимающий блок. Функцию восприятия устной речи выполняет орган слуха. Психофизиологические теории речевого восприятия подразделяются на две группы. Сенсорные теории (Г.Фант, Р.Якобсон) обращают особое внимание на трансформацию акустических признаков в слуховые ощущения с последующим выделением фонетических признаков (фонем, слогов, слов) и созданием перцептивного образа. Моторные теории ставят акцент на тех процессах обработки акустического сигнала, которые связаны с активацией моторных артикуляций. В речедвигательной области складываются эталоны речевых единиц. Восприятие акустического сигнала связано с автоматической активизацией моторных импульсов, воспроизводящих входной сигнал.
Одним из новых подходов является модель эффекта перцептивного магнтита (П.Куль). У субъекта, не имеющего речевого опыта, вербальные сигналы запечатлеваются в перцептивном пространстве достаточно равномерно. Нахождение в определенной языковой среде способствует образованию специфических «перцептивных карт», свойственных носителям языка. Они обеспечивают легкое различение фонем родного языка, но с трудом функционируют при восприятии чужого языка.
Внутренняя речь. Выполняет функцию внутренней переработки информации от воспринятой речи и подготовку высказываний. Внутренняя речь является важнейшим элементом речемыслительного механизма. По мнению Н.И.Жинкина, во внутренней речи происходит перевод воспринимаемого сообщения на внутренний код (универсальный предметный код УПК). Код внутренней речи субъективен и включает в себя не только словесные элементы, но и образы, наглядные схемы и пр. Исследования внутренней речи являются одной из ключевых тем когнитивного направления современной психолингвистики.
В качестве примера рассмотрим модель речемыслительного механизма Т.Н.Ушаковой. Данная модель предполагает включенность говорящего в коммуникационный процесс, но схема отражает структуру, относящуюся к одному из участников коммуникации. Модель включает в себя три компонента: восприятие речи, произнесение речи и центральный блок (блок внутренней речи). В центральном блоке осуществляются основные смыслообразующие функции и хранение языкового опыта.
Центральный блок разбит на 4 функциональных уровня, которые обеспечивают операциональный анализ или построение речи в различных коммуникативных ситуациях. 1. Уровень базовых структур обеспечивает запечатление и хранение информации о разных сторонах слова: его звучании, написании, значении, соотнесенности с внешним миром. Базовый уровень дополняется его подуровнем, который образуется возникающими из членения слов элементами (морфемный подуровень). 2. «Вербальная сеть» - система межсловесных связей. Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени удаленности и близости. 3. Уровень грамматических структур обеспечивает грамматическую оформленность порождаемых предложений. 4. Уровень текстовых операций включает в себя процессы формирования текстов и их обмены между коммуникантами.
Работа четырех функциональных уровней связана с переходным речемыслительным механизмом, который, в свою очередь, связан с другими ментальными структурами: репрезентациями знаний, эвристическими операциями, метакогнитивные операции, а также личностные образования (установки, принципы, убеждения и пр.).
В речевом акте как у слушающего, так и у говорящего, происходит активация всех уровней центрального внутриречевого звена в координации с желаемой и достигаемой целью, условиями и аудиторией общения, а также рядом других факторов окружающего мира.